Статья посвящена государственному контролю товаров и технологий, которые могут быть применены в ходе создания оружия массового поражения либо подготовки к организации террористических актов. Автором были рассмотрены правовые аспекты экспортного контроля на уровне законодательства Российской Федерации. Кроме этого, изучен механизм контроля за перемещением продукции, подлежащей экспортному контролю.
Ключевые слова: экспортный контроль, Россия, государственная экспертиза, Российская Федерация, внешнеэкономическая сделка, генеральная лицензия.
Внешняя торговля представляет собой одну из важнейших составляющих экономического процветания страны. Именно она открывает странам с любым уровнем развития возможности для наполнения внутреннего рынка продукцией, необходимой для народного потребления. Вместе с тем, она скрывает в себе большое количество угроз, которые способствуют дестабилизации политической обстановки внутри страны, а в некоторых случаях наносят существенный урон ее экономическому, а также оборонительному потенциалу. Отсутствие эффективного механизма государственного контроля за внешней торговлей товарами и технологиями, которые могут быть использованы для подобных целей, а также для разработки оружия массового поражения, может повлечь разрушительные последствия.
В связи с этим, возникает острая необходимость регулирования данной области внешнеторговой деятельности как в мировом масштабе, так и на уровне национального законодательства. Наиболее эффективным методом противодействия незаконному перемещению продукции двойного назначения со стороны государства выступает экспортный контроль.
Статьей 7 ТК ЕАЭС определено, что вопросы соблюдения мер экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, относятся к ведению законодательства стран-участниц Союза [1].
На уровне законодательства Российской Федерации основополагающим нормативно-правовым актом в данной области является Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об экспортном контроле». Данным законом определяются полномочия органов власти и госкорпораций, права, обязанности и ответственность российских лиц, ведущих внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, которые могут быть применены в ходе создания оружия массового поражения или подготовки террористических актов [2].
Необходимо подчеркнуть, что, в соответствии со статьей 11 Федерального закона уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — ФОИВ) является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю — ФСТЭК России. К полномочиям этого государственного органа входит межведомственное взаимодействие с иными органами власти, а также информирование участников ВЭД о особенностях и порядке осуществления внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями [9]. Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент Российской Федерации.
Ключевым методом реализации экспортного контроля выступает разрешительный порядок перемещения товаров через таможенную границу. Согласно законодательству Российской Федерации, существуют следующие разновидности разрешительных документов:
- Лицензия ФСТЭК России на ввоз или вывоз товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), услуг, работ (разовая или генеральная).
Разовая лицензия дает право участнику ВЭД осуществить одну внешнеэкономическую сделку с товары и технологиями в срок до 1 года. В ней указывается количество передаваемой продукции, страна конечного пользования, наименование отправителя и получателя [7].
Генеральная лицензия может быть получена участником ВЭД лишь на внешнеторговые поставки с определенной категорией подконтрольной продукции и определением ее предельного количества (для товаров) и объема технологий, планируемых к передаче иностранному лицу (для технологий), страны конечного пользования без указания наименования конечного пользователя. Примечательно, что генеральную лицензию может получить только участник ВЭД, имеющий внутреннюю программу экспортного контроля (далее — ВПЭК) [6].
В качестве примера можно привести АО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко», которое входит в структуру Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Данное предприятие занимается производством жидкостных ракетных двигателей РД-180 (код ТН ВЭД ЕАЭС — 8412 10 000 9), которые экспортируются за пределы территории РФ.
Данная продукция входит в Контрольный список, утвержденный Указом Президента РФ от 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль».
Исходя из Реестра аккредитованных российских участников ВЭД (госаккредитация ФСТЭК действует 5 лет), создавших ВПЭК, АО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» (дата окончания аккредитации: 15.03.2024) имеет такую программу, вследствие чего может претендовать на получение генеральной лицензии [8].
Решение о выдаче генеральной лицензии принимается Правительством РФ.
- Заключение о применении мер нетарифного регулирования.
Данный документ представляет собой идентификационное заключение, в соответствии с которым подтверждается или опровергается отнесение товара, подвергнутого идентификационной экспертизе, к объектам экспортного контроля.
- Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
Данный вид разрешительного документа может быть получен российским лицом для целей временного вывоза контролируемой продукции за пределы территории РФ без ее передачи иностранному лицу, с последующим возвратом на территорию страны. Кроме этого, участник ВЭД обязан получить разрешение в рамках одной внешнеэкономической сделки с иностранным лицом, которая, согласно статье 20 ФЗ № 183, является объектом всеобъемлющего контроля [9].
- Заключение независимой идентификационной экспертизы.
В целом, прежде чем осуществить внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, российскому лицу необходимо пройти 2 этапа:
- Проведение идентификационной экспертизы.
В соответствии с законодательством РФ, идентификация является обязанностью участника ВЭД, так как в идентификационном заключении указывается, относится ли объект экспертизы к спискам контролируемой продукции, подлежащей экспортному контролю.
Идентификационная оценка осуществляется экспертными центрами в рамках независимой идентификационной экспертизы (центры имеют государственную аккредитацию во ФСТЭК России), и в этом случае ее результатом будет получение участником ВЭД идентификационного заключения.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 26.04.2005 г. № 151, ведомством также может проводиться идентификационная оценка, в результате которой заявителю выдается заключение о применении мер нетарифного регулирования (справка). Заключение состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода [5].
В случае если в ходе идентификационной экспертизы установлено, что внешние признаки, а также технические характеристики и свойства товаров или технологий совпадают с позициями контрольных списков, это является поводом для осуществления государственной экспертизы внешнеэкономической сделки. Правила ее осуществления установлены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2001 № 294 (ред. от 23.10.2014) «Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль». Целью данной процедуры является исполнение международных обязательств России в области экспортного контроля (не передавать товары и технологии, которые могут быть использованы в создании оружия массового поражения и средств его доставки, не поощрять производства соответствующих технологий, контроль за перемещением контролируемых технологий).
Пункт 2 Постановления гласит, что государственная экспертиза в отношении товаров экспортного контроля не распространяется на сделки с продукцией военного назначения (ПВН).
Оценка проводится на основании документов, которые представил российский участник ВЭД во ФСТЭК России для получения лицензии или разрешения Комиссии по экспортному контролю. Государственная экспертиза проводится постоянно действующими межведомственными экспертными группами, образуемыми при ФСТЭК по соответствующим направлениям науки, техники и технологии.
Формирование группы специалистов ведется ФСТЭК России на в соответствии с поступившими предложениями заинтересованных ФОИВ и Государственной корпорации «Росатом». В состав группы входит не менее двух сотрудников от каждого органа и «Росатома», причем один из них является экспертом на регулярной основе, а другой заменяет его на период отсутствия.
После этого происходит утверждение заключения, которое является основанием для выдачи или отказе в выдаче разрешительного документа [4].
Государственная экспертиза внешнеэкономической сделки занимает важнейшее место в системе экспортного контроля, так как от ее проведения и ее результатов зависит, будет ли в целом такая сделка осуществлена. Но, прежде чем провести такую экспертизу, российским участником ВЭД должно быть подтверждено, что продукция является объектом экспортного контроля (по результатам идентификационной экспертизы).
- Таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении ввозимых или вывозимых контролируемых товаров и технологий.
Таможенный контроль осуществляется на стадии декларирования товара. Согласно Письму ФТС России от 16.12.2015 № 01–11/62618
«О методических рекомендациях», соблюдение запретов и ограничений при помещении под таможенные процедуры продукции, имеющей признаки контролируемой, соблюдение мер в сфере экспортного контроля заявляется путем проставления во втором подразделе графы 33 декларации на товары буквы «С» и подтверждается представлением документов, на основании которых им заявлены такие сведения [3].
Таким образом, меры экспортного контроля играют значительную роль в системе запретов и ограничений внешнеторговой деятельности. Российской Федерацией, как гарантом соблюдения международной безопасности, установлены строгие законодательные рамки в области осуществления внешнеторговых операций с контролируемой продукцией и технологиями, что полностью исключает вероятность их незаконного перемещения через таможенную границу.
Основополагающим элементом в данной системе выступает разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических сделок с объектами экспортного контроля. Его реализация в значительной степени снижает вероятность нарушения российского законодательства. Это связано с тем, что при проведении всестороннего анализа учитываются особенности таких сделок: страна конечного пользования, конкретный получатель, а также возможное участие в правонарушениях российским участником ВЭД.
Литература:
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
- Общие положения — ФСТЭК России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/obshchaya-informatsiya/94-obshchaya-informatsiya/301-obshchie-polozheniya
- Письмо ФТС России от 16.12.2015 № 01–11/62618 «О методических рекомендациях».
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2001 № 294 (ред. от 23.10.2014) «Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».
- Приказ ФСТЭК России от 26.04.2005 № 151 «Об организации в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю работы по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности».
- Процедура получения генеральной лицензии — ФСТЭК России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fstec.ru/statistika/80-deyatelnost/tekushchaya/litsenzionnaya-deyatelnost/eksportnyj-kontrol/protsess-prinyatiya-resheniya/248-protsedura-polucheniya-generalnoj-litsenzii
- Процедура получения разовой лицензии — ФСТЭК России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/litsenzirovanie/80-protsess-prinyatiya-resheniya/249-protsedura-polucheniya-razovoj-litsenzii
- Сведения из Реестра аккредитованных российских участников внешнеэкономической деятельности — ФСТЭК России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/vnutrifirmennye-programmy/1161-svedeniya-iz-reestra-akkreditovannykh-organizatsij
- Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об экспортном контроле».