В эпоху глобализации каждая сфера нашей жизни перестраивается под современные реалии. В сфере образования основная тенденция в современном мире — это интернационализация образования. В настоящее время интернационализация является необходимым элементом в сервисных функциях высших учебных заведений для того, чтобы производить высококвалифицированные и конкурентоспособные человеческие кадры на мировом уровне. В данной работе освещается путь к интернационализации высших учебных заведений Республики Корея с исторической перспективы.
Ключевые слова: высшее образование, интернационализация образования, Республика Корея, рейтинговая система.
In the globalization era, every sphere of our life is being rebuilt to fit the modern realities. In the field of education, the main trend in today's world is the internationalization of education. Currently, internationalization is a necessary element in the service functions of higher education institutions in order to produce highly qualified and competitive human resources at the global level. This paper highlights the road to internationalization of higher education institutions in the Republic of Korea from a historical perspective.
Keywords: higher education, internationalization of education, Republic of Korea, rating system.
За последние десятилетия сектор высшего образования в Южной Корее столкнулся с большими изменениями. В частности, переход от элитного к массовому образованию. На эти изменения оказали большое влияние как политические, так и экономические условия. Для того чтобы увидеть эти изменения необходимо посмотреть на историческое развитие системы высшего образования в Южной Корее.
Прежде всего, следует отметить, что Южная Корея, как и другие страны Восточной Азии, находятся под влиянием учений Конфуцианства: крепкие семейные узы и иерархия семьи, трудолюбие, бережливость и рвение к учению. В корейских семьях понятие «высшее образование» и «успех в жизни» не отделимы. Разумеется, каждый родитель желает своему ребенку успеха в жизни, поэтому корейские родители вкладывают колоссальные усилия и средства в образование своих детей. Этот феномен называется «образовательная лихорадка» и он считается отличительной национальной чертой.
В 1960х и 1970х годах экзаменационное давление на каждом этапе обучения вынуждало родителей тратить огромное количество финансов и времени на внеклассные занятия с частными репетиторами. Причины для таких трат очевидны: ограниченные возможности для получения высшего образования, противоречия в системе поступления в разные вузы страны, разница в зарплатах и отсутствие возможности хорошего трудоустройства без высшего образования [4]. В 1980х правительство предпринимало попытки по урегулированию проблем с поступлением и упразднением частных репетиторов, но эти попытки ни к чему не привели.
Рейтинговая система в Южной Корее существует практически во всех сферах жизни. Но особенно ярко выделяется в сфере образования. И это касается не только рейтинга успеваемости обучающихся, но и рейтинга престижности университетов. Лучшие студенты учатся в лучших вузах страны, конечно же. Лучшие вузы в Южной Корее, с самыми высокими рейтингами входят в так называемый «золотой треугольник»: Сеульский национальный университет, Корейский университет и университет Йонсей [3]. В эти университеты трудно поступить и они могут взимать более высокую плату за обучение, но в то же время они предоставляют более крупные стипендии и могут обеспечить более высокие зарплаты для своих сотрудников, привлекая этим высококлассных профессоров и преподавателей, тем самым, повышая качество преподавания и проводимых исследований.
Но, несмотря на это, недовольство системой образования среди корейских студентов растет. Из-за рейтинговой системы студенты имеют ограниченный выбор образования, а растущий общественный спрос на него может быть удовлетворен внутри страны. Наиболее распространенными причинами неудовлетворенности корейских студентов является низкое качество образования в университетах, не входящих в «золотой треугольник» (а некоторые жалуются и на эти вузы) (59.8 %), необходимость занятий с частными репетиторами (57.6 %) и чрезмерная конкуренция при поступлении (47 %). Другие причины включают неопределенные перспективы трудоустройства после окончания университета, стандартизированные и нетворческие методы обучения или несправедливые возможности получения образования в зависимости от экономического статуса. Корейская общественность осознает, что глобальное образование является необходимостью для выживания на мировом рынке труда [6]. Таким образом, корейские студенты являются одной из самых больших групп студентов, обучающихся за рубежом, начиная с уровня бакалавриата и заканчивая аспирантурой. Корейские студенты составляют третью по величине группу иностранных студентов в США и вторую по величине в Японии.
Правительство Кореи стремится достичь статуса «передовой страны» и для этого они делают акцент на повышении конкурентоспособности высшего образования. Поэтому в августе 2004 года Министерство образования Кореи объявило о плане реструктуризации университетов [6]. Благодаря широкому освещению в средствах массовой информации, общественность была привлечена к достижению консенсуса относительно важности инноваций и изменений в университетах. Этот план можно разделить на пять основных направлений:
- Содействие специализации в конкретных областях путем реструктуризации университетов:
– реорганизация системы управления национальными университетами и реструктуризация университетов путем слияния и поглощения университетов и создания альянсов.
- Повышение исследовательского потенциала университетов до уровня мирового класса:
– исследовательский потенциал престижных университетов будет поднят до уровня мирового класса с помощью различных проектов, таких как известный проект «Мозг Кореи 21" или путем предоставления стипендий для студентов естественно-научных и инженерных специальностей.
- Целенаправленное развитие профессиональных аспирантур:
– содействие академической конкуренции.
- Местные университеты в центре сотрудничества между промышленностью и университетами регионального развития:
– сотрудничество между университетом и сообществом и прочные связи с региональной промышленностью.
- Глобализация высшего образования
– проект «Изучай Корею», включающий в себя комплексные меры по привлечению иностранных студентов для обучения в Корее
– проект «Корейские университеты за рубежом» (онлайн учебные программы, кампусы за рубежом, корейские образовательные центры и т. д.).
– Соглашение об обмене преподавателями и студентами [5].
Реструктуризация университетов принесла свои плоды. На первых парах сотрудничество и обмен осуществлялись в основном с североамериканскими учебными заведениями по причине большого интереса корейских студентов к обучению в высших учебных заведениях в США. В 2007 году в США обучалось 59 022 корейских студента, в то время как 1 388 американских студентов учились в Корее. Однако количество соглашений о побратимстве с европейскими университетами постоянно растет, также как и количество европейских студентов, приезжающих в Корею. В настоящее время 39 683 корейских студента учатся в Европе, а 1 283 студентов приезжают из европейских стран. В 2008 году было зарегистрировано 1 454 сестринских отношения между 218 корейскими и 712 американскими университетами, в то время как 658 сестринских связей существуют между 315 корейскими и 524 университетами ЕС. Министерство образования признает необходимость развития более тесного сотрудничества и обмена между азиатскими и европейскими высшими учебными заведениями и представило планы по разработке стратегического дизайна межправительственного сотрудничества, побуждающего университеты к добровольному участию. Обозначим основные направления сотрудничества:
Во-первых, на основе двусторонних договоренностей допускается совместная учебная деятельность. В качестве примера можно привести совместные магистерские программы между корейским университетом Соган и немецкими Техническим университетом Мюнхена и Университетом Фридриха Александра Эрланген-Нюрнберг. Другие соглашения существуют с университетами Франции и Великобритании.
Во-вторых, еще одна стипендиальная программа была разработана корейским правительством с целью содействия образовательному обмену со странами, которые имеют культурные и образовательные договоренности с Кореей. Здесь отобранным студентам предоставляется плата за обучение в корейских университетах, авиабилеты в оба конца, плата за изучение корейского языка, расходы на проживание, расходы на исследования и т. д.
В-третьих, обмен выдающимися учеными с ЕС был сформирован на основе Меморандума о взаимопонимании с целью взаимного обмена учеными и преподавателями в областях социальных и гуманитарных наук.
Тем не менее, все еще существуют некоторые препятствия в сотрудничестве и мобильности между европейскими и азиатскими учебными заведениями.
Во-первых, отсутствие системы трансграничного перевода кредитов отталкивает многих студентов от обучения в азиатских странах. Поэтому правительство Кореи стремится разработать общую систему среди этих организаций, чтобы создать международную сеть университетских данных для признания степеней и кредитов. Во-вторых, существует сильный дисбаланс обмена, когда много корейских студентов едут за границу, но корейские университеты не привлекают иностранных студентов из ЕС. Европейских студентов необходимо лучше информировать о возможностях обучения и университетах в Азии. И введение английского языка в качестве языка обучения играет решающую роль для привлечения студентов из ЕС и устранения дисбаланса.
В целом, Южная Корея упорно работает и вкладывает много средств в интернационализацию. Различные стратегии, предложенные корейским правительством, свидетельствуют о том, что важность включения международного, межкультурного и глобального компонента в функции университетов признана. Однако этот процесс занимает время, и трудно быстро получить хорошие результаты в плане количества поступающих студентов и иностранных преподавателей. Благодаря своему относительно небольшому размеру и расположению между «большими соседями» — Китаем и Японией, Корее пришлось приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание к стране. В последние годы эти усилия стали более плодотворными, и, учитывая общий экономический рост, можно предположить, что число иностранных студентов и иностранных преподавателей также увеличится.
Литература:
- Byun, K., & Kim, M. (2010). Shifting patterns of the government's policies for the internationalization of Korean higher education. Journal of Studies in International Education, pp. 1–20.
- Cohen, D. W. (1997). Understanding the globalization of scholarship. In M. W. Peterson, D. D. Dill, L. A. Mets, & Associates, Planning and Management for a Changing Environment: A Handbook of Redesigning Postsecondary Institutions, pp. 548–562.
- Jeong, I., & Armer, M. J. (1994). State, class and expansion of education in South Korea: A general model. Comparative Education Review, Vol. 38, No. 4, pp. 531–545.
- Kim, T. (2008). Higher-Education Reforms in South Korea: public-private problems in internationalising and incorporating universities. Policy Futures in Education, Vol. 6, No. 5, pp. 558–568.
- Kim, T. (2005). Internationalisation of higher education in South Korea: Reality, rhetoric, and disparity in academic culture and identities. Australian Journal of Education, Vol. 49, No. 1, pp. 1–28.
- Moon, M., & Kim, K.-S. (2001). A case of Korean higher education reform: The Brain Korea 21 Project. Asia Pacific Education Review, Vol. 2, No. 2, pp. 96–105.