Исторический аспект формирования права интеллектуальной собственности в дореволюционной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 19.04.2022

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Варава, А. О. Исторический аспект формирования права интеллектуальной собственности в дореволюционной России / А. О. Варава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 245-246. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90268/ (дата обращения: 16.11.2024).



Право на интеллектуальную собственность является одним из ключевых видов права собственности в условиях современного общества. Но данное право характерно только для индустриального и постиндустриального этапов развития общества, и оно является редкостью для аграрной стадии развития общества. Так в большинстве стран право на интеллектуальную собственность стало оформляться лишь в конце XVIII и XIX столетиях. Это связано с тем, что интеллектуальную собственность не рассматривали самостоятельным объектом правоотношений.

Также прослеживается прямая связь интеллектуального права и развития технологий. Первый этап становления интеллектуального права- выдача привилегий свое начало берет еще в 1469 году [1]. Обусловлено это появлением первой «печатной машины» Иоганна Гуттенберга в 1440 году. Изобретение значительно упростило создание книг, что дало широкое поле для коммерциализации чужих авторских трудов без согласия автора.

В истории России видна совершенно другая тенденция развития прав на интеллектуальную собственность. 14 марта 1564 г. выходит первая печатная книга, но первый документ, частично фиксирующий авторское право появляется лишь в первой четверти XIX столетия. Речь идет о «Манифесте о привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах от 17 июня 1812 г».

При хронологическом сопоставлении дат указанных выше событий в Европе и России возникает вопрос о столь позднем появлении «Манифеста о привилегиях…». Это можно объяснить тем, что развитие книгопечатания в Европе шло за счет частных лиц и коммерческой выгоды. В России же развитие книгопечатания шло благодаря государственной инициативе. Первая типография была устроена по приказу Ивана IV Грозного. Создание оной преследовало иные цели. Ученые называют следящие цели создания типографии: необходимость быстро увеличить количество книг, учитывая новые территориальные приобретения Русского царства в виде Казанского и Астраханского ханств. Помимо этого, еще за сто лет до реформ патриарха Никона Иван IV Грозный понимал, что при ручном переписывании книг есть большая вероятность накопления ошибок в текстах:«…царь… Иван Васильевич… повелел святые книги… покупать и в святые церкви вкладывать: …Но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов. Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде». Послесловие Ивана Фёдорова к «Апостолу» 1564 г.. И уже в это время проглядывается тенденция, которая будет ключевой в авторском праве первой половины XIX столетия. Состоит она в том, что печатная литература изначально рассматривалась как средство «…централизации и унификации идеологического воздействия» [2].

А. Л. Алферов считает, что более позднее появление авторского права связано с отсутствие потребителя, т. е. «читающей публики» [3]. Можно согласиться с ученым. Люди, обладающие деньгами и влиянием, действительно не видели смысла вкладывать свои капиталы в развитие книгопечатания, потому что это не принесло бы материальной выгоды. К тому же своё влияние имела обособленность православной России в культурном плане от католической, а позже католическо-протестантской Европы.

Так следующая веха становления отечественного интеллектуального права после императора Александра I напрямую связана с Цензурным уставом от 22 апреля 1828 г. В данном документе была отдельная глава «О сочинителях и издателях книг». В целом устав соответствует современному законодательству. Авторство дается пожизненно и право сохраняется у правообладателя в течение 25 лет после смерти автора. Выделяется одно коренной различие с современным законодательством, заключается оно в автоматическом отчуждении авторских прав у автора, если произведение противоречит цензурному уставу: «Напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную» [4].

8 января 1830 г. было принято «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей» [5]. Данный акт значительно дополнял объекты интеллектуальных прав, включая статьи в журналах и частные письма. Права на музыкальные произведения появляются в «Правилах о музыкальной собственности» 1845 г. В 1877 согласно обновленному «Положению о правах сочинителях» срок действия авторского права составил 50 лет, что стало коренным отличием документа от прежних.

Коренным переломом в праве интеллектуальной собственности Российской Империи можно считать 1877 год. Положения об авторском праве изымаются из Цензурного устава и передаются в Единый Свод Законов Российской Империи [6]. Это обусловлено общей либерализацией внутренней политики императора Александра II и напрямую связано с Цензурной реформой 1865 года и частичной отменой предварительной цензуры.

Вершиной развития дореволюционного права интеллектуальной собственности стало «Положение об авторском праве» 1911 г. М. В. Кубышко считает, что данный нормативный акт значительно опережал нормативные правовые акты западноевропейских государств [7]. Также ученый отмечает, что прогрессивность данного нормативного акта создавала условия для присоединения России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Российская Федерация присоединилась к конвенции лишь в 1995 году. Объяснить прогрессивность данного закона можно бурным экономическим развитием России в первые десятилетия XX столетия.

Таким образом, историческое прошлое нашей страны накладывает отпечаток на развитие нашей правовой системы. Но несмотря на более позднее развитие отечественной системы интеллектуального права, юристам Российской Империи удалось создать прогрессивный нормативно- правовой акт, формирующий базу для дальнейшего успешного развития интеллектуальной собственности.

Литература:

  1. Шеленговский, П. Г. История и современность интеллектуальных прав / П. Г. Шеленговский. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 170–174. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2597/ (дата обращения: 7.04.2022).
  2. Сборник «Иван Фёдоров Первопечатник», Л., 1935, стр. 56
  3. Алферов А. Л. Из истории авторского права в России // Право и политика. 2001. № 9. С. 130
  4. Елизаров Е. А. Авторский договор в гражданском праве России // Внешнеторговое право. 2006. № 2; Чупова И. Д. История авторского права в России ХIХ века: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 9
  5. Полн. собр. законов Российской империи: собр. 2. Т. 5. 1820. Отд. 1. СПб., 1831. С. 17
  6. Свод Законов Российской империи. Свод Законов Гражданских. Т. Х. Ч. 1. СПб., 1990. С. 61, 291–297.
  7. Кубышко, М. В., 2012. Становление законодательства Российской империи в области авторского права. Вестник Московского университета МВД России, 3: 46- 48
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, Цензурный устав, развитие книгопечатания, Российская Империя, Россия, Грозный, Европа, нормативный акт, современное законодательство.


Задать вопрос