Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Целыковская, И. А. Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности / И. А. Целыковская, С. С. Зайцева, С. В. Кухарь, Н. М. Елецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90279/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образованию.

Ключевые слова: финансовая грамотность, игровые технологии, дошкольники, финансы, экономика.

Финансовая грамотность — «это знания, навыки и умения, которыми необходимо обладать человеку для принятия взвешенных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия»2.

Финансовая грамотность важна, потому что она дает людям понимание основных финансовых концепций, позволяющих принимать обоснованные финансовые решения в реальном мире. Имея эти знания, они могут лучше управлять своими деньгами, принимать взвешенные решения и поддерживать здоровые привычки расходов и составления бюджета, что со временем может привести к финансовому благополучию.

Финансово образованный человек — это тот, кто делает следующее:

— умеет обращаться со средствами, сохранять и приумножать их;

— ведет учет своих доходов и расходов;

— ориентируется в экономической ситуации в стране;

— может распознать признаки финансового мошенничества;

— выполняет свои обязательства в качестве налогоплательщика;

— умеет ориентироваться в банковских сервисах.

Финансовая грамотность для детского сада — это первая финансовая грамотность для детей. Дети на этапе детского сада имеют право узнать немного о финансах, а также о том, как управлять этими финансами. Дети дошкольного возраста на этом этапе должны узнать о потребностях в монетах, а также о том, как их тратить.

«С самого рождения у ребенка есть выбор. Сначала решения принимают родители, но к концу первого года дети уже способны делать несколько простых выборов. Если детям в раннем возрасте позволено делать легкий выбор, то принятие решений по мере их взросления становится менее трудным»4.

Также это позволяет прививать им чувство ответственности в отношении финансов, помогая им понять важность постановки финансовых целей (например, накопить на новый велосипед), а также краткосрочные и долгосрочные выгоды, экономии и составления бюджета. Хорошее знание того, как делаются деньги и как их заработать, также имеет решающее значение на этом этапе.

В настоящее время активно проводится ряд мероприятий по повышению финансовой грамотности взрослого населения и подрастающего поколения. Издается специальная литература для детей, создаются экономические игры и приложения. Веб-сайты и онлайн-курсы по управлению личными финансами создаются с целью дальнейшего обучения взрослых. Мир финансов кажется далеко не детским, но только на первый взгляд. На самом деле дети активно участвуют в финансовой жизни семьи. Когда они ходят в магазин с родителями, смотрят рекламу по телевизору или получают в подарок деньги от бабушек и дедушек.

Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5–6 лет. К этому времени у них начинают приобретаться навыки логического мышления и повышенный интерес к миру взрослых.

Финансовая грамотность приходит по мере взросления ребенка и прохождения им различных этапов своей жизни: первый самостоятельный поход в магазин, оплата проезда в школу и обратно, получение денег на карманные расходы и т. д.

Деньги являются средством обмена большинства товаров и услуг. Разные монеты и бумажные деньги имеют разную ценность. Детям нужна способность распознавать названия и номиналы различных монет и банкнот, используемых в обмен на товары и услуги. Этот урок помогает детям определить названия монет и понять их относительную стоимость с точки зрения покупательной способности.

Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребенка появляется к ним интерес. Обычно это происходит в возрасте 5–6 лет. Вы должны отвечать на вопросы ребенка на доступном для него уровне.

— Расскажите ребенку об основных потребностях семьи

Сын или дочь должны прийти к пониманию того, что не все их желания могут быть удовлетворены и что деньги, заработанные родителями, нужно тратить в первую очередь на основные нужды семьи.

— Планируя поход в магазин, составьте вместе с ребенком список покупок.

Если они еще не умеют писать, пусть рисуют. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребенка помочь вам выбрать все необходимые товары. Это займет ребенка и убережет от настойчивых просьб купить еще игрушку или конфету.

— Научите ребенка выбирать правильный продукт и обращать внимание на качество и срок годности

— Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите им о конкретных обязанностях

Если есть возможность, устройте экскурсию на работу одного из родителей. Объясните им, что каждая работа важна и полезна.

— Не оставляйте сломанные вещи или игрушки без внимания2.

Понимание основных потребностей и желаний имеет решающее значение для развития финансовой грамотности детей. Ребенок должен понимать, какие основные человеческие потребности необходимо удовлетворить, прежде чем он сможет использовать свой доход для покупки других желаний. Распечатайте это простое задание и попросите ребенка обвести предметы, которые являются необходимостью и желанием, а затем откровенно обсудите любые несоответствия.

Объясните, что вы не можете купить новую игрушечную машинку, потому что деньги уже потрачены на игрушку, которую ребенок сломал. Придумайте решение вместе с ребенком. Например, почините вместе поврежденную игрушку.

Поскольку основной деятельностью дошкольников является игра, значит, азы финансовой грамотности лучше будут осваиваться в игровой форме.

«Банк»

«Игра знакомит ребенка со структурой банковской системы и основными банковскими операциями. Перед игрой рекомендуется отправиться с сыном или дочерью на небольшую экскурсию в настоящий банк.

Ребенок и взрослый попеременно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно оформить кредит, открыть депозитную ячейку или положить деньги на свой счет.

Такие ролевые игры помогают детям выработать правильный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений людей в финансовых учреждениях»3.

«Профессии»

«Через игры и занятия в детском саду ребенок знакомится с различными профессиями.

Родители, в свою очередь, могут рассказать о работе каждого члена семьи и сыграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.

Малышу предлагаются карточки с различными предметами и инструментами. Их задача — определить, какая профессия требует определенного предмета и какова будет их цель.

«Я иду в магазин»

Цель этой игры — научить ребенка отличать товары первой необходимости от тех, которые можно приобрести позже, а также уложиться в бюджет»3.

На столе раскладываются изображения различных товаров (хлеб, молоко, торт, игровая приставка, стиральный порошок и другие). Каждое изображение имеет свой ценник. Не обязательно указывать реальную цену товара. Если ребенок умеет считать только до 10, ценники не должны превышать это число.

Ребенку дается задание пойти в магазин. Им дают 10 долларов, и им нужно купить продукты, конфеты для младшей сестры и стиральный порошок для дома. Они не могут превышать сумму денег, предоставленную им.

«Реклама»

«Эта игра хорошо подходит для компании детей. Усиливает развитие вербального и логического мышления, а также коммуникативных навыков.

Несколько товаров выставлены на «витрину». Задача «продавца» — прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей» так, чтобы «покупатель» сразу же захотел его купить»3.

«Дети дошкольного возраста способны выучить простые планы расходов. Раннее обучение классификации денег устанавливает модели будущего поведения при управлении деньгами. На этом уроке дети знакомятся с концепцией разделения своих денег на категории, а именно «откладывать», «расходовать» и «делиться». Мы представляем занятия, которые помогут детям понять, что деньги ограничены в количестве и должны быть разделены на разные цели»1.

Изучение основ финансовой грамотности — ответственный этап в развитии ребенка. Знания о мире финансов помогут им в будущем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Если финансовая грамотность формируется у ребенка с раннего возраста, к школьному возрасту у него уже будет представление о деньгах, накоплении средств. У школьника уже есть свои карманные деньги

Работа с детьми дает возможность вмешаться на этапе, когда они еще формируют свои привычки и развивают важные социально-эмоциональные навыки, ведущие к более ответственному финансовому поведению. Таким образом, можно сделать вывод, насколько важна финансовая грамотность для дошкольника. Большинство дошкольных учреждений, тем не менее, игнорируют важность практического опыта, необходимого для выживания и процветания. Финансовая грамотность для детского сада лучше всего будет осуществляться через веселые игры. Добавляя небольшие факты о деньгах, которые забавны и иногда рифмуются, чтобы им это нравилось.

Литература:

  1. Киреева Л. Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические. Волгоград: Учитель, 2008. — 169 с.
  2. Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25–31. 15.
  3. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. — № 4. — С. — 63–70.
  4. Ханова Т. Г. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. М., Детство 2016. — 113 с.
  5. Шатова А. Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., Наука, 2005. 254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, финансовая грамотность, деньга, детский сад, игра, мир финансов, дошкольный возраст, логическое мышление, ранний возраст, стиральный порошок.


Похожие статьи

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег»

Статья посвящена вопросам повышения формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основная тема касается изучению всеобщего эквивалента, выступающего измерителем стоимости товаров или услуг и легко на них обменивающийся. Описываются основные фу...

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Настольные печатные игры с экономическим содержанием для развития финансовой грамотности дошкольников

Авторы статью раскрывают актуальность воспитания финансовой грамотности дошкольников на современном этапе развития общества. Предлагают для этого использовать широкий диапазон настольных печатных игр с экономическим содержанием.

Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в образовательных организациях

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо. Выявлены задачи для школы по борьбе с п...

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена проблема влияния содержания современных мультфильмов на развитие дошкольников. Статья будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей.

Основные проблемы дошкольных образовательных учреждений

Главные физические и психические особенности развития у детей формируются в дошкольном периоде. Именно в это время необходимо грамотно подойти к вопросу о воспитании и образовании ребенка. Большую часть времени дошкольники проводят в детских садах. В...

Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомст...

Похожие статьи

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег»

Статья посвящена вопросам повышения формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основная тема касается изучению всеобщего эквивалента, выступающего измерителем стоимости товаров или услуг и легко на них обменивающийся. Описываются основные фу...

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Настольные печатные игры с экономическим содержанием для развития финансовой грамотности дошкольников

Авторы статью раскрывают актуальность воспитания финансовой грамотности дошкольников на современном этапе развития общества. Предлагают для этого использовать широкий диапазон настольных печатных игр с экономическим содержанием.

Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в образовательных организациях

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо. Выявлены задачи для школы по борьбе с п...

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена проблема влияния содержания современных мультфильмов на развитие дошкольников. Статья будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей.

Основные проблемы дошкольных образовательных учреждений

Главные физические и психические особенности развития у детей формируются в дошкольном периоде. Именно в это время необходимо грамотно подойти к вопросу о воспитании и образовании ребенка. Большую часть времени дошкольники проводят в детских садах. В...

Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомст...

Задать вопрос