В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и осуществления иноязычного говорения. Важнейшим из перечисленных условий является наличия языковой ситуации, выступающий в роли мотива к говорению. В качестве методики обучения говорению рассматривается коммуникативный подход, выделяются очевидные и наглядные преимущества его применения.
Ключевые слова : обучение говорению, иностранный язык, разговорная речь, говорение, методика обучения, речевая ситуация, коммуникативный метод.
В настоящий момент иностранный язык является одним из основных и обязательных предметов в школьной программе, а также пользуется большим интересом со стороны общества, в связи с новыми социально-экономическими условиями, техническим и информационным развитием, и прочими культурно-социальными причинами. Овладение иностранным языком подразумевает формирование навыков: чтения, аудирования (восприятия речи на слух), письма и говорения. Формирование и совершенствование навыков говорения является одним из основных аспектов в методике преподавания иностранных языков. Определение качества знаний языка сводится к оценке способности использовать его в реальной ситуации, другими словами, оценивается коммуникативная компетенция говорящего. Для данного понятия В. Н. Куницина дает следующее определение: «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии» [3, с. 235].
Обучение говорению включается в себя формирование навыков диалогической и монологической речи, а также адекватное восприятие и понимание звучащей речи.
На сегодняшний день умение общаться на иностранном языке невозможно переоценить. Во владении языком устная речь выходит на первое место, она дает нам возможность делиться своим мнением и состоянием, просить о помощи, узнавать о других, она помогает нам познавать мир вокруг, объединяет и налаживает связь людей со всего мира друг с другом. Навыки говорения напрямую связаны с речевым процессом, который в свою очередь, как и любая другая деятельность формируется посредством определенных механизмов. Н. А. Ипполитова в речевой деятельности, как и в отдельном речевом действии выделяет следующие этапы:
- Побудительно-мотивационный этап подразумевает возникновение ситуации, в которой человек хочет выразить свою точку зрения.
- Ориентировочный этап заключает в себе выбор характера речевого поведения в зависимости от обстоятельств и целей речевой деятельности. Вербальная обработка высказывания носит минимальный характер, происходит приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень. [6]
- Исполнительский этап представляет собой реализацию высказывания путем озвучивания задуманного высказывания.
- Этап контроля — это оценка результата высказывания. Ответили ли на поставленный вопрос, посмялись ли над сказанной шуткой.
Опираясь на данную структуру, немаловажно будет упомянуть, что, по словам Гальсковой, успешность устного общения на иностранном языке зависит от следующих факторов:
- Наличие желания общения и реализации возникшего речевого намерения, позволяющего установить взаимопонимание с другими людьми;
- Владение структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и от их грамотного употребления в соответствующих речевых ситуациях;
- Владение набором речеорганизующих формул, необходимых для совершения вербальных процедур: начинать, продолжать, завершать диалог, перехватывать инициативу, изменять тему.
Также и М.Ахмедова отмечает «формирование навыков иноязычной речи при обучении языку начинается с актуального осознания языковых явлений. Оно происходит через призму системы родного языка. Одни явления находят полное соответствие в родном языке учащегося и при формировании навыка переносятся из годного языка в изучаемый. Другие отсутствуют в родном языке учащегося и требуют формирования навыков заново. [2]
Таким образом основной проблемой для преподавателя в сложившейся ситуации является выбор методики преподавания иностранного языка, главной задачей которой выступает активация и развитие устной речи учащихся. Для максимального развития речевых навыков, педагогам следует обратить внимание на коммуникативную методику обучения иностранным языкам, которая стала известна в конце 1960-х гг. в Великобритании и в конце 90-х годов обрела известность в России. Отечественными представителями и авторами данной методики являются такие педагоги и психологи как Н. Д. Гальскова, Е. И. Пассов, М. Башир, Е. В. Милорадова, И. Л. Бим и другие. Целью данной методики является овладение обучаемыми знаниями иностранного языка, позволяющими свободно и спокойно ориентироваться и реагировать в различных языковых ситуациях, другими словами использовать язык на практике в реальной жизни.
К преимуществам и особенностям коммуникативного подхода можно отнести:
- Погружение в языковую среду. Уже на первом занятии ученики овладевают набором фраз и предложений, которыми они могут оперировать при разговоре. Большая часть занятия посвящается разговорным видам деятельности. Это не только помогает привыкнуть к восприятию устной речи на слух, но и предотвращает появление языкового барьера.
- Материал урока также готовится с точки зрения его применения на практике. При коммуникативном подходе урок выстраивается не вокруг определённой тематики (в школе, в магазине), а вокруг речевого намерения (сказать, спросить, узнать и пр.) [5].
- Использование родного языка сводится к минимуму, что также помогает в преодолении языкового барьера.
- Работа на уроке осуществляется в разных форматах. В группах или в парах для совершенствования диалогической речи и тренировки восприятия речи на слух, а также индивидуальная работа для практики монологической речи.
- Осуществление принципа личностной ориентации, когда ученик в свои высказывания вкладывает собственные эмоции, мысли и чувства усвоение материала происходит успешнее.
- Часто на уроках иностранного языка при коммуникативном подходе возникают бурные дискуссии и обсуждения. Это происходит путем постановки проблемы или спорного вопроса перед учениками, что выступает для них в роли мотивации для высказывания своего мнения или поиска решения проблемы на изучаемом языке.
- Грамматические конструкции изучаются и отрабатываются на практике путем многократного применения. Таким же образом изучается новая лексика, использование новы слов в предложениях и фразах по конкретной теме закрепляют его в памяти и доводят навык употребления до автоматизма.
Коммуникативных подход подразумевает преодоление языкового барьера и овладение навыками общения на занятиях иностранного языка, однако у данного подхода есть ряд особенностей:
1) Мотивация. Мы говорим, потому что для этого у нас есть определенная потребность, определенный мотив. Причем, потребности людей зависят от ситуаций: мы имеем либо общую коммуникативную мотивацию, либо ситуативную.
2) Целенаправленность. Любое наше высказывание должно преследовать цель, то есть, то, для чего мы говорим: убедить, выразить несогласие, задать вопрос, согласиться. Эти цели являются своего рода коммуникативными задачами, которые решаются с помощью говорения.
3) Активная деятельность. Общение является активным процессом, потому как именно в разговоре открывается отношение человека к различным ситуациям и к окружающему миру.
4) Ситуативность. Речевая деятельность формируется таким образом, чтобы найти отклик в речевой ситуации и «продвинуть» ее. Когда речевая единица неспособна изменить ситуацию, она неситуативна, не вызывает реакции собеседника.
5) Спонтанность. Речевая деятельность практически всегда непредсказуема, ее невозможно заучить или предугадать, также невозможно подготовиться к речи собеседника. Потому как ситуации и условия общения постоянно меняются, часто с высокой скоростью, говорящий должен быть готов к речевой деятельности в таких непостоянных условиях. [1].
Резюмируя, хочется отметить, что говорение как вид речевой деятельности на сегодняшний день занимает одну из основных позиций в изучении иностранного языка. Несмотря на возникающие сложности следует помнить, что «речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться». [8] Овладению навыков говорения способствуют упражнения, задания и целые уроки, посвященные говорению, практика должна осуществляться в благоприятной атмосфере, чтобы обучаемые могли высказываться свободно без страха ошибиться. Необходимо предоставить опоры вербального (карточки, таблицы, планы) и невербального (картинки, фотографии и музыкальные отрывки) характера. Также важно чередовать индивидуальные, парные, групповые и фронтальные формы работы, чтобы обеспечить вовлеченность всех учащихся в процесс обучения и сделать его занимательным и продуктивным. Коммуникативный подход способствует эффективному овладению иностранными языками, погружая обучающегося в языковую среду.
Литература:
- Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — Москва: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
- Ахмедова, М. Х. Психологические особенности обучения иноязычному говорению / М. Х. Ахмедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 819–821. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9599/ (дата обращения: 08.04.2022).
- Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. — М.: Дрофа, 2004. — 237 с.
- Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — Москва: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
- Ильхамова, И. Н. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку / И. Н. Ильхамова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 416–418. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5594/ (дата обращения: 11.04.2022).
- Ипполитова Н. А. Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие / Н. А. Ипполитова, З. С. Смелкова, Т. А. Ладыженская — Москва: Прометей, 2011. — 254 с.
- Куницына, В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 544 с.
- Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики [Текст] / О. Г. Стародубцева — Москва: Русский язык, 1989. — 239с.