В статье представлена ориентировочная основа действия умения интерпретировать исторические умения, разработаны требования к результату и алгоритм формирования умения. Охарактеризована некоторые методы, приемы и средства формирования умения интерпретировать исторические умения.
Ключевые слова: ориентировочная основа действия, интерпретация, исторические источники, умение интерпретировать исторические источники.
Федеральный государственный образовательный стандарт закрепляет за предметами История России и Всеобщая история развитие умений и навыков работы с историческими источниками. Учащиеся должны овладеть умениями искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о прошлом из разных видов исторических источников. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования также закреплено данное умение: выпускники должны уметь работать с готовыми информационными объектами, т. е. анализировать, систематизировать, сопоставлять и интерпретировать информацию [7, C. 23].
Федеральный портал «Российское образование» приводит следующее определение термину «интерпретация» — истолкование (разъяснение) какого-либо явления, процесса, события и т. д. [3]. В таком понимании интерпретация существует с античных времен и применялась на всех этапах развития научного знания и образования [10].
Интерпретация, как понятие, носит межпредметный характер, поэтому для истории и смежных с ней наук существует специальная интерпретация — интерпретация исторических источников. О. М. Медушевская в пособии по источниковедению приводит определение понятия «интерпретация исторического источника» как части исторического познания, при которой достигается понимание исторической (источниковой) реальности на основе общенаучных и специфичных методов [2, c. 138]. Интерпретация исторического источника в общем виде представляет из себя анализ элементов источника, целей и задач автора, аудитории, формы передачи, предполагаемого смысла, условий создания т. д. [4]. Освоение данного умения позволяет обучающимся проводить самостоятельное толкование источника, используя специальные и общенаучные методы и приемы научного исследования.
Столь сложное и неоднозначное действие в науке как интерпретация может оказаться не менее сложным при переносе в образовательное пространство. Поэтому педагогу необходимо адаптировать умение интерпретировать исторические источники для учащихся школы. При адаптации данного умения для школы логичнее было бы разделить её на два действия — анализ и толкование исторических источников.
В упрощенном виде формирование умения интерпретации исторических источников можно свести до двух основных педагогических действий — разработка ориентировочной основы действия (ООД) и подбор методов, приёмов и средств для отработки действия.
Ориентировочные основы действия анализа и толкования исторических источников можно представить в следующем виде:
ООД Анализа письменных источников
(Р-т: выделение качественных признаков письменного материала)
Требования:
- Наличие определенной структуры в исследуемом объекте;
- Взаимосвязь элементов в системе;
- Выделение частей археологического материала исходя из анализа;
- Полнота объектов анализа.
Алгоритм:
- Поставить цель исследования
- Выбрать объекты исследования
- Определить выходные данные материала (авторство, время, место и условия создания материала) + изменения текста (если были)
-
Разобрать содержание материала:
- Установление источников материала (на какие сведения опирается, если есть);
- Выделение фактов (дат, названия городов, рек, мест, имена персонажей и т. д.);
- Выделение основной идеи автора.
ООД Толкования письменных источников
(Р-т: установление возможности использования письменного источника в исследовании)
Требования:
- Цель исследования доказуема;
- Объяснение полное и затрагивает все выделенные признаки;
- Признаки связаны в одну систему.
Алгоритм:
- Поставить цель исследования
- Объяснить выделенные признаков в соответствии с условиями создания источника, авторством, обстоятельствами создания источника, предназначением материала.
- Формулирование нового исторического знания
Процесс формирования и развития умения интерпретировать исторические источники, как и любое другое умение в школе, требует применение педагогом специальных методов, приёмов и средств обучения. Под методом обучения, в большинстве случаев, понимают способ организации учебного процесса и взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся [9, c. 47]. Проще говоря, в обучении методы отвечают на вопрос «Как учить?», когда известны ответы на вопросы «Зачем?» (цели обучения) и «Что?» (содержание обучения).
Структура метода состоит из цели, приёма, средства и результата [9, c. 48]. Перед тем, как применить какой-либо метод, педагог должен определить цель своего действия и результат, который он хочет достигнуть. Приёмы и средства, в данном случае, это составная часть метода, направленные на достижение поставленных дидактических целей. Приёмы обучения или методические приёмы, понимаются как действия, направленные на решение конкретных задач [9, c. 49]. Например, приёмами могут быть анализы различных картин, документов, источников; составление плана; изготовление моделей; чтение вслух и т. д. Средства обучения — это источники с помощью которых происходит процесс обучения [6, c. 157–163]. Средствами могут выступать различные учебные пособия и литература, картины, карты, ТСО и т. д. Для одного метода могут применяться разные приёмы и средства. Например, работа с наглядностью может включать задания с разными средствами (историческими картинами, учебными иллюстрациями, картами, фото и т. п.) и приёмами (анализ картины, заполнение контурных карт, составление рассказа по изображению и т. п.).
Существует большое количество подходов к пониманию классификации методов. Для изучения вопроса формирования умения интерпретации исторических источников приемлемо использовать наиболее распространенную классификацию методов по источникам приобретения знаний А. А. Вагина и П. В. Гора [5, c. 239]. Данная классификация состоит из словесных, наглядных и практических методов. Словесные методы также разделяются на устные и печатно-словесные, так как слово может быть частью речи или зафиксированным в письменном виде.
Устный словесный метод для формирования умения интерпретировать исторические источники может реализовываться разнообразными приёмами и средствами. Анализ письменных и археологических источников может происходить через повествование [9, c. 60]. Важность данного приёма состоит в передаче конкретных характеристик времени, пространства и людей. После того как обучающиеся ознакомятся с фрагментом источника, педагог может предложить им составить рассказ, используя дополнительные средства информации и передать основное содержание материала.
Также педагог может использовать приём образного повествования [9, c. 64]. Особенностью данного приёма является использование графической наглядности, поэтому он больше подходит для передачи какого-либо явления или процесса. Результат анализа может быть представлен в виде рассказа с использованием графической наглядности (зарисовками схем-примеров погребений разных периодов).
К устным словесным методам также относится описание. Для формирования умения интерпретировать исторические источники подойдет аналитическое описание [9, c. 67]. В ходе данного приёма обучающимся необходимо будет описать составные части исторического источника при анализе. Подобный вид описания передаёт лишенные эмоциональной окраски факты о материале. Например, педагог на уроке предлагает анализ адаптированных для 5 класса законов Драконта. Обучающимся необходимо провести анализ с целью выделения принципов уголовного наказания в XVII в. до н. э. с применением ООД анализа письменных источников. Аналогично может применяться приём образной характеристики, если на уроке или занятии обучающиеся будут анализировать и толковать типичные исторические источники [9, c. 69]. Например, при анализе и толковании глиняной посуды первобытных людей на этапе возникновения земледелия и скотоводства возможно устное изложение с применением обобщения.
Объяснение [9, c. 72], как приём устного словесного метода, может использоваться для формирования знаний об ООД интерпретации исторических источников. Педагог передаёт обучающимся уже готовые знания об этапах, особенностях, принципах проведения процедуры анализа и толкования письменных и археологических источников. Объяснение может быть заменено на рассуждение. Со стороны педагога данный приём может быть использован для того, чтобы показать обучающимся причинно-следственную связь этапов ООД интерпретации. Со стороны обучающихся данный приём может быть использован при объяснении своих действий после реализации ООД интерпретации исторических источников, а также при толковании содержания источников.
Дискуссия, как приём словесного метода обучения, является хорошим примером развития не только умения анализировать и толковать, но также аргументировать, доказывать определенную точку зрения. Учитель может предложить обучающимся доказать или опровергнуть тезис об историческом источнике. Особенностью данного приёма является возможность работы в группе, принятие мнения другого, развитие умения доказывать, но необходима подготовка педагога в подборе проблемы, а также время на подготовку обучающихся.
Для формирования умения интерпретации целесообразно будет использовать приём проблемного изложение [9, c. 75]. На начальных этапах занятия педагог может в своем изложении поставить какой-нибудь вопрос относительно источников, или ввести противоречивую ситуацию. Проблемный вопрос должен заинтересовать обучающихся, замотивировать их на поиск решения. Например, проблемный вопрос, который учитель может задать классу: может ли письменный исторический объект быть археологическим источником?
Вторым видом словесного метода является печатно-словесный, который заключается в фиксировании информации в письменном виде. Для формирования умения интерпретации исторических источников возможно проведение заданий по написанию тезисов, конспектов, эссе, составление таблиц, схем и т. д. Например, результаты анализа исторических источников могут быть представлены в виде таблицы или схемы. Помимо этого, педагог на уроке может предложить обучающимся создать схему по анализу древнего скульптурного портрета бюста Нефертити.
Так как формы таблицы или схемы предполагают краткую передачу информации по критериям, то для более развернутого ответа понадобится использование тезисов, эссе или сочинений. Приём написания тезисов — это передача в сжатом виде содержания источника с краткой характеристикой основных положений. Данный приём возможно использовать при толковании исторических источников. Например, при написании тезисов обучающиеся должны отработать действие формулирование нового исторического знания (третий шаг ООД толкования исторических источников). На уроке педагог может предложить анализ петроглифов монгольского Алтая эпохи плейстоцена с толкованием их значений. Результаты работы отразить в форме тезисов, где обучающиеся должны будут перенести данные археологических источников в исторические факты.
Аналогично возможно использовать эссе и сочинение. Данные формы предполагают наличие темы и свободное рассуждение на определенный объем информации. Объем работ может определять учитель. Также, как и в проблемном изложении, возможна постановка проблемного вопроса по толкованию источника, ответ на который обучающиеся могут передать в эссе или сочинении. Например, темами сочинений или эссе с отработкой умений интерпретировать исторические источники могут быть: «Мангазея — сибирская Троя (анализ по материальным и письменным остаткам)», «Боевые слоны: миф или реальность», «Время появления Задонщины» и т. д.
Наглядные методы обучения предполагают использование различных элементов, действующих на зрительный анализатор. Это могут быть карты, рисунки, схемы, графические планы, фотографии, видеоматериалы и т. д. Для формирования умения интерпретировать исторические источники педагогу необходимо будет использовать разные виды наглядности по их содержанию: естественная монументальная наглядность (историко-культурные памятники, представляющие археологическую ценность); предметы материальной культуры (в том числе, археологические объекты и письменные материалы); предметная наглядность (модели, реконструкции исторических источников); изобразительная наглядность (учебные картины и репродукции); условно-графическая наглядность (археологические планы, схемы); технические средства обучения (кинофильмы об исторических объектах и т. д.). Для того чтобы работать с наглядностью могут быть использованы специальные приёмы. Для формирования умения анализа исторического источника возможно предложить обучающимся приём рассказа по картине или предмету без использования дополнительных средств. Например, педагог может на уроке предложить обучающимся проанализировать древнегреческую амфору — одного из самых распространенных форм сосудов, которые могут встретиться в разных частях мира, где греки вели торговлю. Обучающиеся заранее готовят рассказ, давая каждому элементу сосуда краткую характеристику по ООД, а затем представляют свою работу, опираясь только на изображение. Аналогично можно использовать сравнении двух объектов, источников или рисунков при анализе материала. При этом обучающиеся могут выходить на толкование содержания источников. Например, обучающиеся могут сравнить материальную культуру гуннов и аланов на основе изображений.
Ещё одним приёмом наглядности является использование мелового рисунка. Обширность вариаций, а также наличие доски и мела в каждом классе, позволяют говорить об универсальности приёма. Меловой рисунок можно использовать для отработки отдельных этапов алгоритма интерпретации. Педагог может предложить обучающимся выделить качественные признаки объекта, изображенного на доске (фибул, гривен с подвесками-амулетами, мечей и т. п.). Данное задание отрабатывает третье действие алгоритма анализа. Также обучающиеся могут в ходе анализа или толкования исторического источника фиксировать свои слова в виде схемы или рисунка на доске (например, при анализе и толковании «венер палеолита» возможно изображение основных характеристик и схем предположительного влияния объектов на разные культуры). Возможно проведение на уроке игры с меловым рисунком на подобие «Крокодила». Педагог или первая команда обучающихся рисуют часть какого-либо исторического объекта, а класс или вторая команда должны по характерным признакам отгадать вид предмета, авторство, время, место и условия создания материала и т. д. Это лишь часть заданий, которые можно провести с меловым рисунком, однако сложность приёма состоит в длительности исполнения. Для него необходима длительная подготовка по времени и специальные навыки.
Другой вид наглядности, который может быть использован для формирования и развития умения, это использование в ходе занятий макетов, моделей или других материальных предметов. Для формирования умений работы с археологическими и письменными источниками, возможность использовать реальные объект или их копии представляет особую важность. Вещественные источники, несомненно, лучше познаются, когда к ним можно прикоснуться, рассмотреть, оценить непосредственно. Например, возможно использование копий археологических объектов, которые могут быть созданы педагогом, обучающимися или взяты из научных центров, музеев и т. д. Педагог может использовать примеры археологических памятников и объектов из бумаги, дерева, пластика, папье-маше, гипса, глины и т. д. В это же время обучающиеся могут создавать на основе анализа и толкования археологические реконструкции, например, реконструкции поселений, памятников, могильников, предметов быта, орудия и иное. Письменные источники в школьной адаптации представляют лишь текст, но когда обучающиеся могут рассмотреть детально бумагу на которой был написан или напечатан текст, её качество, оценить наличие украшений, расположение текста, особенности письма, то это приносит намного больше пользы. Когда ученики только начинают изучать источники важно дать им максимальное представление о них. Поэтому учитель может подготовить творчески оформленные копии письменных источников, или воспользоваться ресурсами архивов или библиотек. Однако в большинстве случаев, письменные источники последних возможны для анализа или интерпретации только в самом учреждении.
Средством наглядности также могут выступать аппликации. Они позволяют не только систематизировать материал, но и развить творческие умения. Чаще всего аппликации понимаются как вырезанные из бумаги или иного материала изображения объектов. Объектами для изучения могут быть как археологические (утварь, оружие, одежда, стоянки, могильники и т. п.), так и письменные предметы (части текста, материалы для письма, особые украшения, стилистика и т. п.). Одним из видов заданий может быть следующее: педагог предлагает собрать обучающимся несколько аппликаций по заданным темам. Например, собрать части греческой вазы, вооружение гуннов, берестяные грамоты и инструменты, необходимые для их создания. Данный приём наиболее эффективен, когда обучающиеся имеют базовые знания, для того чтобы успешно собрать аппликацию. Преимуществом приёма является то, что форма подачи аппликации может быть разнообразной (2D и 3D аппликации, аппликации из разнообразных материалов). Перед занятием педагог заранее продумывает задание, изображения, готовит творческие материалы (клей, цветные карандаши, маркеры и т. д.).
Наглядностью могут выступать и технические средства обучения — экранно-звуковые носители учебной информации [1, c. 163] . Ранее такими были диапозитивы, кодопозитивы, диафильмы, видеокассеты и иное. В современности используются компьютер, проектор, аудио- и видеоматериалы, презентации. На основе этих средств можно провести анализ памятников и материалов, которые недоступны непосредственно. Например, можно предложить обучающимся проанализировать изменения в украшении посуды одним народом, или различия и схожесть в памятниках относящиеся к одной эпохе, но расположенные в разных районах.
Третья группа методов обучения по классификации А. А. Вагина и П. В. Гора — практические, основанные на деятельности обучающихся. К этим методам относят упражнения, лабораторные и практические работы. Примеры заданий, описанных выше, могут быть формой реализации практических работ обучающихся.
Для отработки умения интерпретации исторических источников возможно использование упражнений. Под этим приёмом понимается многократное выполнение действия для отработки навыка. После освоения алгоритма действия анализа исторических источников возможно его многократное повторение на других материалах. Таким образом, проводится отработка навыка, как в привычных условиях, так и нет.
Более свободной формой, в отличие от упражнений, являются творческие работы обучающихся. В эту категорию практической деятельности можно отнести написание учебных исследовательских работ, сочинений, а также создание моделей, макетов, рисунков, аппликаций и др. О примерах заданий подобного рода говорилось выше.
Лабораторные работы [8], как форма практических работы, используются на уроке истории для развития самостоятельности обучающихся и умений работы с различными источниками знаний. При этом учитель выступает только как организатор и консультант. Для формирования умения интерпретации, обучающиеся могут проводить эксперименты на исторических материалах с помощью специального оборудования. Однако если ресурсы ограничены, лабораторная работа может проводится по учебнику или иной учебной информации. Во всех случаях лабораторные занятия — это отработка умений и навыков работы с историческими источниками (анализа и толкования), которая может проводится во многих формах словесных и наглядных методов. Например, учитель может посвятить урок лабораторному занятию по работе с историческими источниками. Целью занятия будет определение эволюции орудий труда в первобытности. Для этого возможно разделить класс на несколько групп. Первая группа будет работать с орудиями труда каменного века, вторая — мезолита и бронзового веков, а третья — с орудиями железного века. Таким образом обучающиеся проанализируют большое количество источников используя ООД анализа и в конце занятия смогут создать обобщенный вывод по эволюции орудий труда и их значения для общества.
К практической части можно отнести игровую деятельность. Так как игры в учебном процессе бывают разнообразными, то для формирования и развития умений интерпретации исторических источников подойдут игры-реконструкции, игры-обсуждения, игры-соревнования. Например, игрой-реконструкцией может быть сюжетно-ролевая игра, целью которой является погружение обучающихся в процесс научного исследования исторического материала. Обучающиеся смогут обыграть все этапы исследования, попробовать себя в роли ученого. Во время этой игры обучающимся предстоит проанализировать исторические источники: письменные материалы о греко-персидских войнах, археологические находки архаического периода Древней Греции и другое. Для этого им нужно будет отработать действия определения выходных данных источника и разбор его содержания. Игра-обсуждение станет вторым этапом игры-реконструкции, когда на основе анализа исторических источников обучающиеся обсудят результаты толкования данных. Эта игра будет аналогична дискуссии, но с ведением эмоциональной окрашенности процесса, правил, экспертной группы и элемента состязательности. Например, темой обсуждения может быть вопрос «Существовало ли рабство в гомеровский период Греции?». Одна группа будет выступать за подтверждение данного тезиса, на основе анализа и толкования письменных источников, другая — иметь противоположную сторону. Для подготовки обсуждения обучающиеся отработают действие внутренней критики письменного источника, а после обсуждения сформируют новое исторические знание. Если говорить о состязательности, то игра-соревнование позволит отработать основные навыки обучающихся интерпретировать исторические источники: выделение качественных признаков объектов, объяснение выделенных признаков, разбор содержания письменного материала. Основой таких игр могут послужить телепередачи, например, «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и т. п. Игры-соревнования лишены сюжета и наделены ограниченными ролями (капитан команды, рассказчик и т. д.). Например, учитель может провести «Свою-игру» на тему интерпретации исторических источников. Игра будет состоять из двух этапов — теоретический и практический. На первом этапе класс, разделенный на команды, будет отвечать на вопросы по знаниям работы с историческими источниками. На втором этапе будет отработка умений, где основным заданием будет проведение толкования археологического или письменного источника по ООД.
Подводя итоги вышесказанному, можно говорить о разнообразии методов, приёмов и средств для развития умения интерпретировать исторические источники. Так как классификаций методов обучения существует большое количество, педагог может использовать наиболее распространенную — по источникам приобретения знаний А. А. Вагина и П. В. Гора — включающую словесные, наглядные и практические методы. В основу данных методов входят различные приёмы и средства, которые будут направлены на формирование и развитие умения интерпретировать исторические источники. Развитие данного умения может осуществляться на различных уровнях освоения материала — воспроизводящем, репродуктивном и продуктивном уровнях. Обучающиеся могут работать с историческими источниками в ходе письменных работ, игр, разнообразной творческой деятельности, дискуссий и т. д. При этом задания подбираются таким образом, чтобы отрабатывать не только полностью ООД анализа и толкования, но также и их отдельных элементов (этапов алгоритма). Выбор методов, приёмов и средств в первую очередь зависит от возрастных и познавательных возможностей обучающихся, а также целей, задач, предполагаемых результатов и содержания урока. При этом, стоит указать, что многие приёмы требуют больших затрат времени и сил учителя-предметника для их подготовки и реализации.
Литература:
- Григорьева, Н. В. Внедрение технических средств обучения в МБОУ «Старояшкинской СОШ» / Н. В. Григорьева. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 163–165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10349/ (дата обращения: 03.04.2022).
- Данилевский, И. Н. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: уч. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. — Москва: Российск. гос. гуманит. Ун-т, 1998. — 702 с. — Текст: непосредственный
- Интерпретация // Федеральный портал «Российское образование»: [сайт]. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=616 (дата обращения: 07.04.2022).
- Иргалиев, С. С. Вопросы внедрения идей концептуального обучения на уроках истории через исторический концепт «интерпретация» / С. С. Иргалиев. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 144–148. — URL: https://moluch.ru/archive/280/62912/ (дата обращения: 16.03.2022).
- Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебник / ред. П. И. Пидкасистый. — 5-е изд., допол. и перераб. — Москва: Педагогическое общество России, 2008. — 580 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93280 (дата обращения: 07.04.2023). — ISBN 978–5–93134–371–6. — Текст: электронный.
- Подымова, Л. С. Педагогика: учебник для бакалавров / Л. С. Подымова, В. А. Сластенин; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 332 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978–5–9916–3450–2. — Текст: непосредственный.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/15 от 8 апреля 2015 г.: с изменениями на 4 февраля 2020 г. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — 2021. -. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения: 05.04.2022). — Режим доступа: свободный.
- Соколова, С. И. Особенности проведения лабораторных и практических работ в условиях реализации ФГОС // ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»: [сайт]. URL:http://www.dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-EMC/biolog-fgos.pdf (Дата обращения: 06.04.2022)
- Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Студеникин. — Москва: «Владос», 2000. — 240 с.: ил. — ISBN 5–691–00457–3. — Текст: непосредственный.
- Таизова, О. С. Формирование метапредметных умений интерпретации текста в основной школе как актуальная педагогическая проблема. Киберленинка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metapredmetnyh-umeniy-interpretatsii-teksta-v-osnovnoy-shkole-kak-aktualnaya-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 16.03.2022)