Конвенция о правах инвалидов принятая Генеральной Ассамблей ООН от 13 декабря 2006 г. стала во всём мире отправной точкой в переосмыслении отношения к «особым» людям в целом, и к поиску новых моделей помощи таким людям, в частности. Россия, являясь социальным государством, где высшей ценностью является человек, ратифицировала данный закон и создала условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития людей с ограниченными возможностями развития.
В нашей стране в корне поменялась парадигма отношения к «особым» людям. Главное в данном законе было не просто признание прав людей с ограниченными возможностями, но и осознание необходимости создания всех условий для их обучения и воспитания.
Принятый Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступил в силу 01.09.2016 г.) дал возможность детям с ментальными нарушениями быть включёнными в образовательный процесс. [1]
Каждый ребёнок рождается уже социальным индивидуумом. Процесс воспитания не может быть вне социального мира. Приобщение детей к нашему миру имеет многоступенчатую структуру: это и развитие представлений о себе, и ознакомление с окружающим природным и социальным миром, формирование представлений о предметном мире, созданном человеком. [3]
Установление контакта с ребенком является важной ступенькой в его дальнейшем взаимодействии с окружающими. Для детей с нарушениями в развитии, характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность. Трудности приспособления сказываются на дальнейшем развитии ребенка.
Необходимым условием для развития ребенка является установление близких отношений с окружающими его взрослыми. Только в таких отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир.
Воспитатели особого семейного центра «Роза ветров», объединившись в творческую группу «Веселые пальчики», выстраивают свою работу для налаживания контакта с ребенком взяв за основу своей работы ручной труд. Именно ручной труд, по их мнению, является одним из способов активации познавательной деятельности детей. Он играет большую роль в социально-коммуникативном развитии, в умственном и художественно-эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих способностей. Воспитателю он предоставляет море возможностей для формирования различных навыков.
В основе программы работы творческой группы лежит дидактическая спираль, которая позволяет не стоять на месте, а переходить на новую ступень — двигаться вперед от простого к сложному.
В связи с тем, что потребности и возможности детей в каждой группе разные, то каждый педагог из творческой группы выбрал своё направление в работе, но основной целью работы для всех стало формирование эмоционального интеллекта воспитанников. Воспитатели создают условия для создания положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, потому что, благодаря установлению эмоционального контакта педагога с ребенком в дальнейшем помогает более эффективному взаимодействию в играх, на занятиях и прогулках.
Для того чтобы процесс социализации протекал плавно, без огромного стресса, воспитателям необходимо знать основные приемы и методы установления психологического контакта, учитывая особенности каждого ребенка в отдельности. Сначала ребенок должен получить опыт доверительного общения, и только потом, добившись привязанности, можно постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.
Необходимо, в начале разговора, дать понять ребенку, что он значим для вас. Каждый знак внимания должен быть уместен. Одним из самых важных звуков для любого человека является его имя, поэтому важно обращаться к ребенку по имени.
Чтобы создать необходимый контакт, важно подкреплять общение положительными впечатлениями: интересная, яркая игрушка, мультфильмы, угощения, а также не требовать от ребенка недоступных ему форм коммуникации. Во взаимодействии с ребенком лучше узнаешь его интересы и завоевываешь доверие. Одной из задач в этой работе является не только установление контакта, но и оказание помощи в общении с другими детьми. В этом очень помогает совместная работа педагогов в творческой группе «Веселые пальчики». Интересная и увлекательная деятельность объединяет детей, учит уступать, договариваться, делится.
Установление контакта может, а чаще всего так и бывает, происходить не в первый день знакомства и даже не во второй, потому что понять истинные мотивы поведения, индивидуальные черты характера нельзя так быстро. А вот понравиться ребенку и помочь ему раскрыться воспитатель может с первых минут, проведенных с воспитанником. В творческой группе работает принцип «Делай, что можешь, и будет, что должно».
Необходимо прислушиваться к желаниям ребенка. Надо иногда позволять ему совершать ошибки. Стараться не навязывать ему свою помощь, и он вырастет более самостоятельным и инициативным. Важно избегать переутомления (сенсорной перегрузки), терпеливо объяснять ребенку смысл занятий, при этом чаще нужно использовать наглядные материалы.
В творческой группе воспитатели и дети «не рядом и не над, а вместе». Вместе проводятся на тематические прогулки, вместе мастерятся поделки, вместе отмечаются праздники.
Одна из тем работы в творческой группе — это познание окружающего мира через обогащение сенсорного опыта на занятиях по ручному труду.
Цель, которую поставил перед собой педагог — через знакомство детей с разнообразными сенсорными предметами, развивать умелость рук, создавать условия для развития социализации и адаптации детей к окружающему миру.
Идя по принципу дидактической спирали, происходит последовательное знакомство детей с новыми материалами, опираясь на ранее приобретённую информацию. Это очень увлекательно. Что может быть прекрасней, как наблюдать за временами года. Это тоже цикличность.
Вначале дети обогащали свои эмоции, наблюдая за изменениями в природе — это был первый этап. Второй этапом — это сбор и использование даров природы в игре. Третий этап — конструирование коллективных подделок и работ, приуроченных к праздникам. На данном примере хорошо видно, как познание окружающего мира тесно связано с социальным миром.
Выбор методов и способов работы зависит от времени года. Осень дарит нам разноцветные листья, шишки, каштаны, жёлуди. Зимой и весной природного материала практически нет, поэтому мы используем техники тесто пластики, папье-маше, крышки
Результатом работы с детьми в данном направлении является не просто формирование умелости рук, но и развитие новых положительных эмоций и сенсорных впечатлений, а также желание детей активно участвовать в коллективных работах.
Используя занятия ручным трудом, можно не только развивать творческие способности ребенка, но и решать такие задачи, как формирование учебного поведения.
Для того чтобы начать формировать учебное поведение ребенка, для начала нужно решить следующие задачи:
– формирование умения слушать и выполнять инструкцию;
– формирование способности действовать по образцу;
Как было сказано ранее, возможности и потребности детей очень разные, но есть то, что их объединяет: расторможенность, неумение сосредоточится на какой — либо деятельности хотя бы несколько секунд.
В продуктивных видах деятельности есть много нетрадиционных методик, которые помогают заинтересовать ребенка, завоевать его внимание на некоторое время. Как не остановиться и не посмотреть, что будет дальше, если тебе раскрасили ладошку гуашью или предложили насыпать крупу на лист бумаги?
Работа по формированию учебного поведения начиналась с маленьких шажков: около стола воспитателя прыгая и пританцовывая; сопряженно, проговаривая каждое действие; используя визуальное расписание и пищевое поощрение.
Отмечается каждая малюсенькая победа ребенка. Взрослый всячески дает понять своему воспитаннику, что он молодец. Конечно, успехи у всех разные, но они есть у всех детей.
Пусть медленно, маленькими шагами, но ребенок идет вперед. Кто-то уже может полноценно работать всё занятие, кто-то позволяет сопряженно провести с ним какую — либо деятельность, а кто-то, пусть ненадолго, но уже может какое — то время провести за столом.
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить главное — взрослому нужно быть внимательны и отзывчивым к потребностям ребенка, а для этого не стоит жалеть времени, усилий, сохранять спокойствие, уверенность и проникнутся его ощущениями и чувствами. Очень важно, чтобы и воспитателю, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций.
Литература:
- Закон об образовании № 273- ФЗ от 29.12.12.Глава 2. Система образования, Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
- Лыкова И. А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз», 2008. -68с.
- Морозов С. А., Морозова Т. И. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст): учебно-методическое пособие. — Самара: ООО «Книжное издательство», 2017. — 324с.
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015)
- Программа для детских домов — интернатов для умственно отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей — инвалидов» под редакцией Худенко Е. Д. — Москва: АНМЦ «Развитие и коррекция»,2007