Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которые основаны на понимании личности учителя, важнейшим условием которой является педагогическая и психологическая просвещенность. Автор указывает на роль учебников и учебных пособий как дидактического материала, на основе которого ведется обучение. Докладчик акцентирует внимание на образовательных технологиях, связывающих в единое целое все субъекты образовательной деятельности. Автором прослеживается научная, педагогическая и общественная деятельность А. Байтурсынова, рассматриваются его произведения, сыгравшие большую роль в становлении системы образования в Казахстане. Также отмечается вклад педагога в развитие современной письменной системы.
Ключевые слова: педагогика, образование, культура, родной язык, личность, технология.
The basis of pedagogical activity is a harmonious combination of many factors. It is important to take into account both modern pedagogical technologies and historically established theories. The report presents the principles of pedagogy of Akhmet Baitursynov, which are based on understanding the personality of the teacher, the most important condition of which is pedagogical and psychological enlightenment; the role of textbooks and teaching aids as didactic material on the basis of which training is conducted; educational technologies linking all subjects of educational activity into a single whole. The speaker traces the scientific, pedagogical and social activities of Akhmet Baitursynov, considers his works,which played an important role in the formation of the educational system in Kazakhstan. The contribution of the teacher to the development of the modern writing system is also noted.
Keywords: pedagogy, education, culture, native language, personality, technology.
«Учитель — душа школы», — говорил Ахмет Байтурсынов [1, с. 29]. И это действительно так. Сколько бы ни было качественных учебников и методической литературы, как бы ни были разработаны стандарты образования, какой бы ни была материальная база школы, но главное место в образовательной системе занимает все же учитель. Причем нужно принять за аксиому тот факт, что далеко не каждый учитель может стать Учителем с большой буквы. Педагогов великое множество, но известными благодаря своим незаурядным профессиональным способностям становятся немногие. В чем же секрет? Если говорить честно, он очень прост и состоит из двух принципов: во-первых, необходимо беззаветно любить детей, считать каждого ребенка личностью, достойной уважения. Во-вторых, нужно быть высоконравственным человеком, понимающим значение моральных принципов в воспитании детей, видящим значение культуры в образовании, то есть иметь такие личностные качества, которые не дадут потерять человеческое лицо за педагогическими технологиями и методиками.
Рассматривая принципы педагогической деятельности А. Байтурсынова, можно выделить три направления, реализация которых необходима в каждодневной работе учителя [3, с. 18]. Первое направление — это собственно сам педагог. Его личностные качества должны быть подчинены единой цели — сохранению самобытности народа, провозглашению чести и достоинства, образованию. Именно это предоставит возможность воспитать нового человека, честного, культурного, всесторонне развитого, нравственного. Только своим примером педагог может научить чему-то ребенка. Ахмет Байтурсынов был таким педагогом: не жалея себя, своей свободы и даже жизни, он стремился к восстановлению справедливости в родном Казахстане. И своим примером показывал детям, что не стоит идти против нравственности, достоинства, принимать точку зрения политиков, если она расходится с моральными нормами, уничтожает культуру народа. Фундаментом деятельности учителя должно быть знание психологических и методических основ, потому что он обучает, не только интуитивно находя подход к каждому ребенку, но основываясь на знании педагогики и психологии. Лозунгом А. Байтурсынова в этой области можно считать его слова о том, что педагог, прежде чем обучать детей «сам должен усвоить все». Не прочувствовав на себе весь процесс обучения, учитель просто не сможет правильно преподать урок детям.
Второе направление педагогической деятельности А. Байтурсынова ориентировано на то, что образование невозможно без качественных учебников и дидактического материала. Именно исходя из этого принципа, педагог и создал первую свою книгу «Сорок басен», в которой традиционные сюжеты, известные со времен Эзопа, были переосмыслены и преподнесены в таком виде, который наиболее отвечал реальности начала XX века [2, с. 173]. В этой и второй своей книге Ахмет Байтурсынов провозглашал идеи необходимости сохранения национального самосознания, культурного наследия; через небольшие поучительные тексты он призывал к развитию трудолюбия, честности, сохранению культуры, осуждал равнодушие и ложь. Уже читая эти книги, ребенок может научиться основополагающим принципам жизни в обществе. Но они были не единственными. А. Байтурсынов создал и другие литературные произведения («Ер Сайын» и «23 жоқтау»), но еще больший вклад в развитие народа внес он, создав систему алфавита, которую изложил в «Новой орфографии» [2, с. 174]. Эти и другие работы Байтурсынова говорят о том, что значение учебника, книги в процессе обучения очень велико, а к личности учителя-психолога и учителя-методиста должен присоединиться еще учитель-писатель.
Наконец, третье направление — связующим звеном между учителем, учеником и учебником должна быть разработанная педагогическая технология [3, с. 23]. Не принимая это в расчет, мы обрекаем нашу деятельность на разрозненность: учитель со своими принципами и знаниями, ученики с возможностями и способностями и учебники, которыми непонятно как пользоваться. Именно технология приводит все вышеперечисленное в систему, позволяет «расставить по полочкам» и сделать весь процесс логичным и целенаправленным, с тесной взаимосвязью всех элементов.
Уже почти сто лет прошло с начала педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова, но это не значит, что его идеи устарели. И в современном образовании мы опираемся на те же три принципа. Во-первых, учитель — высоконравственный человек, знающий педагогику и психологию. Во-вторых, учебник — средство обучения, поэтому он должен быть максимально проработанным и насыщенным любовью к своему народу и его культуре. Наконец, роль цемента, скрепляющего все элементы образовательного процесса, играет педагогическая технология, диктующая правила обучения, которые должны привести к заранее известному результату. Таковы три кита, на которых стоит образование, а человек, взявший этих китов в узду, имеет право называться Учителем — «душой школы». Ахмет Байтурсынов, живший почти сто лет назад, заложил основы современной педагогики, потому и может по праву называться не только учителем прошлого, но и учителем будущего.
Литература:
- Алпаров Ж. Нелегкая судьба борца за справедливость / Ж. Алпаров // Литер. — 2015. — № 231. — С. 29.
- Ахметжанова А. Т. А.Байтурсынов: кладезь мыслей, идей и суждений / А. Т. Ахметжанова // Вестник КазНУ. — 2014. — № 1. — С. 172–179.
- Исмагулов Ж. Доброе имя Ахмета / Ж. Исмагулов // Позиция.-1990.- № 23.