Встатье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога начала XX века. Особое внимание уделено методической деятельности А. Байтурсынова: созданию казахского алфавита, разработке методик преподавания, созданию грамматической терминологии, идеям непрерывного образования педагогов. Особое внимание в работе акцентируется на важности не только предметного, но и культурного развития школьников как залоге дальнейшего процветания государства.
Ключевые слова: образование, этнопедагогика, грамматика, казахский алфавит, культура.
This report is about Akhmet Baitursynov’s pedagogical activity which provides the main methodological provisions of his pedagogy. Taking into account the modern experience in the field of education, the author of the report examines the prerequisites for its development in the activities of a teacher at the beginning of the 20 th century. Particular attention is paid to the methodological activities of A.Baitursynov: the creation of grammatical terminology, the ideas of continuous of teachers. The particular attention in the work is focused on the importance of not only subject, but also the cultural development of schoolchildren, as a guarantee of the further prosperity of the country.
Keywords: education, ethnopedagogy, grammar, Kazakh alphabet, culture.
Когда начинают говорить об Ахмете Байтурсынове, невольно на первый план выдвигается его политическая деятельность, а уже в зависимости от нее рассматривают педагогическую, научную и литературную. Я же хочу просто рассказать об этом человеке. Чем примечательна его деятельность? За общими биографическими данными скрывается тот, кого можно назвать «Великим учителем народа». Чему же он смог научить народ? Чем он привлекал современников и до сих пор вызывает заинтересованность у всего казахского народа? Ответ на эти вопросы прост и сложен одновременно. Чтобы называться Великим учителем, нужно создать что-то такое, что будет действительно необычным, выдающимся, неординарным. А.Байтурсынов стал таким педагогом, который предугадал систему образования будущего, и в то же время сделал огромное открытие для образования начала XX века. Его идеи кратко можно свести к тому, что педагогика — наука, требующая постоянной деятельности. Учитель не должен застаиваться на одном месте, он, являясь путеводной звездой для своих учеников, непрерывно совершенствуется. Учитель, как и любой его ученик, должен постоянно учиться сам, повышая свое мастерство, профессионализм, творчество [3, с. 18].
Педагог обязан заниматься не только собственно обучением, но и, даже в первую очередь, методической работой. И примером был сам А. Байтурсынов: он, видя, что культура Казахстана под угрозой со стороны нового политического строя, не предаваясь раздумьям, вступил в борьбу за ее охрану. Именно поэтому он приступил к созданию казахского алфавита, и, не останавливаясь на достигнутом, прорабатывал грамматику, занимался литературоведением, создавал научные труды («Пособие по родному языку», «Новая орфография», «Языкознание»). Он сделал многое для создания литературоведческой и лингвистической терминологии [1, с. 2–3]. Для чего? Чтобы таким образом сохранить культуру нации, не дать ей раствориться в чем-то чужеродном, навязываемом политикой и историческими изменениями. Сохранить родную культуру, считал А. Байтурсынов, можно только сохранив родной язык. Но его сохранение невозможно, во-первых, без точного научного описания, во-вторых, без преподавания в школе. Деятельность педагога — не только работа в школе. Она значительно шире, потому что любой педагог должен быть методистом, ведь из знания предмета, с одной стороны, и понимания сути педагогических технологий — с другой, складывается процесс обучения. Если пропадает хоть одна составляющая, то он останавливается. Недаром из полного собрания сочинений Байтурсынова два из трех томов занимают методические и учебные пособия.
Невозможно учить детей и без учета роли культуры. И об этом неоднократно говорит Ахмет Байтурсынов. Занимаясь публицистической деятельностью, он пропагандирует важность обучения: «…власть, управление, народ исправляется только образованием» [4, с. 54]. Почему? Потому что лишь образованный человек может понять, насколько важно национальное самосознание, достижения науки и культуры в жизни каждого человека. Этими идеями он предугадал современный интерес к этнопедагогике, согласно положениям которой все обучение строится на основе национальной идентификации, огромной роли культуры, развитии нравственных ценностей (честности, трудолюбия, сострадания, справедливости). Создавая статьи и учебные пособия, А. Байтурсынов своим примером показывал, что человек не может быть равнодушным к тому, что происходит в его родном государстве.
Сегодня мы видим, какое значение придается системе повышения квалификации педагогов. И эти идеи тоже не новы. В своих трудах А. Байтурсынов многократно подчеркивал, что школе нужны высококвалифицированные специалисты, не только отлично знающие свой предмет и обладающие педагогическим мастерством, но и стремящиеся к изучению нового. Это очень важно, потому что только такие педагоги смогут научить новое поколение и воспитать детей, тянущихся к знаниям, а не принимающих их, как нечто нужное, но скучное и бесполезное. При этом особенный упор делался на той мысли, что важно сохранить традиционные и в то же время развивать современные формы обучения [2, с. 86]. Это позволит формировать всесторонне развитую личность, имеющую не только предметные знания, но и широкий культурный и исторический кругозор. Как мы видим сегодня, и это стало своеобразным предсказанием основных тенденций современного образования.
И вот идет первая четверть XXI века. Какие изменения происходят в образовании? Большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу, индивидуализации обучения. Учителя регулярно должны повышать свою квалификацию. Высоко ценятся различные методические разработки. Большую роль в образовании играет культурное развитие, сохранение национального самосознания. Перечисляя эти инновации, мы понимаем, что почти о том же говорил Ахмет Байтурсынов почти век назад. Это значит, что высказанные им идеи гениальны, а сам он достоин чести называться «Великим учителем народа».
Литература:
- Кекильбаев А. Учитель, перед именем твоим: Выступление на торжественном заседании, посвященном 125-летию со дня рождения Ахмета Байтурсынова / А. Кекильбаев // Казахстанская правда.-1998.- 15 окт. (№ 193). — С.2–3.
- Мынбаева А. К. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: учебное пособие / А. К. Мынбаева, З. М. Садвакасова. — 11-е изд. — Aлмaты: Қазақ университеті, 2019–462 с.
- Нургали Р. Вершины возвращенной казахской литературы. — Алматы: Қазақ университеті, 1998. — 307 с.
- Шауханов, А. Ахмет Байтурсынов — один из трех столпов казахской культуры. //История Казахстана: преподавание в школах и вузах.-2004.-№ 4.-C.54–57.