В статье рассмотрен анализ о результатах рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям в Республике Татарстан.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, антикоррупционная экспертиза, противодействие коррупции, должностные лица.
Коррупция продолжает оставаться дестабилизирующим фактором, оказывающим прямое негативное влияние на развитие экономики, политическую стабильность, взаимоотношения между властью и обществом.
Противодействие этому явлению требует системных мер и для Татарстана является особо актуальной задачей, без решения которой невозможно создание благоприятных условий для развития экономики, обеспечение здоровой конкуренции и реализация крупных инвестиционных проектов [2, с.43].
В Республике есть ряд проблем, возникающих при реализации федерального законодательства о противодействии коррупции. В связи с этим необходимо отметить, что возможность проведения мониторинга правоприменения, анализ статистических данных по уже совершенным преступлениям позволяет выявить пробелы в нормативной базе противодействия коррупции и выработать предложения по совершенствованию законодательства [1, с.35].
Так, по данным Управления Судебного департамента в Республике Татарстан в 2021 году было осуждено 213 граждан РТ [4] (число осужденных по основной квалификации за совершение преступления коррупционной направленности), из них
28 — мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере;
16 — мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере;
14 — присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере;
11- превышение должностных полномочий (при условии корыстного мотива;
7 — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие);
4 — мелкий коммерческий подкуп, не превышающий десяти тысяч рублей;
5 — служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций;
68 — мелкое взяточничество, получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
Как мы видим, львиную часть преступлений составляют преступления, связанные с мелким взяточничеством.
До 2011 года понятие взяточничества объединяло лишь два состава: получение взятки и дачу взятки. В настоящее время законодатель расширил данный перечень ещё двумя обособленными составами преступлений: посредничество во взяточничестве и мелкое взяточничество которые ввели Федеральным законом от 3 июля 2016г. № 324-ФЗ. Исследование показало, что за рассматриваемое преступное деяние законодатель предусматривает: во-первых, более легкое наказание по сравнению со статьями 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации ( далее по тексту — УК РФ ); второе — относится к преступлениям незначительной тяжести, поскольку срок лишения свободы в части 1 статьи 291.2 УК РФ не превышает одного года, а часть 2 — три года, что является юридически значимым обстоятельством при определении степени общественной опасности совершенного деяния, выбора примитивных мер против подозреваемого (обвиняемого), а также вынесения приговора [5, c.47].
Особое внимание стоит уделить роду занятий (социальному положению) и занимаемой должности осужденных [3, с.140].
Криминологическая характеристика лиц, совершающих коррупционные преступления, включает в себя:
а) социально-демографические характеристики: среди участников коррупционных преступлений преобладают лица среднего возраста — от 30 до 50 лет; сравнительно высока роль женщин как участников коррупционных преступлений; образовательный уровень участников коррупционных преступлений сильно дифференцирован (от базового образования до наличия ученой степени);
б) нравственно-психологические характеристики: коррупционные преступления совершают государственные служащие, должностные лица, зараженные частнособственнической психологией, способные за взятку изменить своему служебному долгу.
Литература:
- Бадрутдинов, М. С. Борьба с коррупцией: опыт Республики Татарстан / М. С. Бадрутдинов. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2012. — № 12 (192). — С. 35–37.
- Организация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Республики Татарстан: метод. пособие / И. И. Бикеев, П. А. Кабанов, А. Н. Маклакова и др.; рук. авт. кол. П. А. Кабанов. Казань, 2012. — С. 112–114.
- Рамазанов, Р. У. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как эффективный способ противодействия коррупции / Р. У. Рамазанов. — Текст: непосредственный // Право и политика. — 2011. — № 10. — С. 139–141.
- Сводные статистические отчеты за 12 месяцев 2021 года. — Текст: электронный // Управление Судебного департамента в Республике Татарстан: [сайт]. — URL: https://usd.tatarstan.ru/statisticheskaya-otchetnost.htm (дата обращения: 13.04.2022).
- Третьякова, М. М. Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): особенности квалификации / М. М. Третьякова. — Текст: электронный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 4 (6).: [сайт]. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/98/3428/ (дата обращения: 13.04.2022).