В статье рассмотрены вопросы профилактики коррупционных преступлений, предупреждению коррупционных правонарушений, а также по минимизации последствий коррупционных правонарушений в Республике Татарстан.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, антикоррупционная экспертиза, противодействие коррупции, должностные лица, профилактика.
Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.
Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту — Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лицах [1].
В целом, количество коррупционных преступлений в январе-феврале 2021 года выросло на 11,8 %, почти половина из них связана со взяточничеством, сообщается на портале правовой статистики Генпрокуратуры России. В их структуре на факты взяточничества приходится около половины выявленных преступлений (3,5 тысячи), относительно января — февраля 2020 года их число возросло на 21,1 процента» [2].
В каждом третьем случае размер взятки не превышал десяти тысяч рублей (+13,1 %, 1,1 тыс.). В тройку регионов с наибольшим числом последних вошли Республика Башкортостан, г. Москва и Краснодарский край. Республика Татарстан входит ПФО который находиться на «проблемном» месте по количеству преступлений коррупционной направленности.
Поэтому, важнейшей составляющей деятельности по противодействию коррупции в РТ является профилактика коррупции. Под профилактикой коррупции обычно понимают целенаправленную деятельность государственных органов власти и управления, муниципальных органов и общественных организаций по устранению (нейтрализации) причин и условий, порождающих коррупцию и способствующих ее развитию [3].
В целом предупреждение коррупционной преступности — система комплексная, осуществляется на разных уровнях: общесоциальном и специально-криминологическом.
Под общесоциальным предупреждением коррупционных преступлений понимается комплекс социально-политических, экономических, правовых, идеологических, организационных мероприятий, направленных на повышение материального уровня жизни населения, культуры, сознательности граждан.
В свою очередь специально-криминологическое предупреждение коррупционных преступлений характеризуется совокупностью мер, непосредственно направленных на устранение причин коррупционной преступности или конкретных преступных коррупционных проявлений.
В связи с этим, по нашему мнению, эффективной реализации законодательства о противодействии и профилактике коррупции в Республике Татарстан могут способствовать следующие направления ее предупреждения [3]:
- повышение эффективности взаимодействия органов власти с гражданским обществом и стимулирование антикоррупционной активности общественности, то есть достижение прозрачности работы государственных и муниципальных органов, государственная поддержка деятельности общественных объединений по противодействию коррупции. Это может выражаться в обеспечении эффективного функционирования постоянно действующих каналов связи руководителей органов исполнительной власти Республики Татарстан, глав муниципальных районов (например, выездные приемы);
- последовательное применение имеющихся правовых, образовательных, воспитательных мер, направленных на противодействие коррупции, а именно:
- уменьшение наличного оборота денежных единиц, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль над движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения коррупции бытового характера;
- коммерциализация части социальных (в том числе коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращает коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг.
Литература:
- О противодействии коррупции. — Текст: электронный // Портал госслужбы: [сайт]. — URL: https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/corruption-prevention (дата обращения: 13.04.2022).
- Состояние преступности в России за январь — февраль 2021 года. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное управление правовой статистики и информационных технологий: [сайт]. — URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 13.04.2022).
- Хузяхметова, Г. И. Проблемы противодействия коррупции в республике Татарстан / Г. И. Хузяхметова. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-korruptsii-v-respublike-tatarstan (дата обращения: 13.04.2022).
- https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/corruption-prevention?ysclid=l1yzpxuln0