В статье рассматриваются проблемы современного функционирования системы таможенного контроля после выпуска товаров. Анализируются организационно-правовые недоработки, включающие как лакуны в нормативно-правовом регулировании, так и проблемы взаимодействия министерств и ведомств. Предлагаются решения по устранению выявленных проблем.
Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, ТКПВТ, таможенная проверка, действия сотрудников таможенных органов, таможенная проверка, нормативно-правовое регулирование ТКПВТ.
Сложившаяся в последние месяцы в мировой экономике система взаимных ограничений требует от бизнес-единиц, ведущих международную торговлю, переориентации на новые рынки, а от таможенных органов — активизации контрольных мероприятий. В широком смысле таможенный контроль стоит рассматривать как один из ключевых механизмов национальной таможенной политики, поскольку от качества контроля зависит скорость прохождения товаров через таможенную границу и интенсивность межгосударственной торговли.
Одной из форм таможенного контроля является таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ), проводимый в течение трёх лет после пересечения товаром таможенной границы [1]. В. К. Ерофеева определяет три основные цели ТКПВТ [2]:
1) упрощение проведения таможенных операций;
2) сокращение сроков перемещения товаров через таможенную границу;
3) минимизация возможностей правонарушений, связанных с незаконным ввозом товаров и их реализацией на территории страны.
Возможность организации системы ТКПВТ закреплена двумя ключевыми нормативными правовыми актами: Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур [3] и ТК ЕАЭС [1]. Ключевые критерии результативности ТКПВТ закреплены в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. [4], и связаны с основном с количеством применения санкций в отношении объекта проверки — довзысканием таможенных платежей, возбуждением административных или уголовных дел, изъятием товаров и пр.
В рамках системы ТКПВТ используется несколько форм таможенного контроля, в т. ч.:
1) таможенный осмотр и досмотр;
2) таможенный осмотр территорий и помещений;
3) таможенная проверка (камеральная — без выезда на объект и выездная — с непосредственным присутствием сотрудников таможенных органов на объекте).
Исследователи часто обращают внимание на изменение интенсивности проведения таможенных проверок в рамках системы ТКПВТ. Так, А. В. Кузьмина указывает, что тенденция к сокращению количества проверок прослеживается, по крайней мере, с 2011 г. [5]. С подобным авторским выводом стоит согласиться, поскольку статистические данные его подтверждают (рисунок 1).
Рис. 1. Количество таможенных проверок в рамках ТКПВТ, ед., 2011–2021 гг. [6]
Низкие значения 2020–2021 гг. объясняются ограничениями, связанными с пандемией COVID-19, не позволившими международному бизнесу перемещать товары через границы в обычном режиме. Несмотря на уменьшение количества проверок, в настоящее время не решён ряд проблем организационно-правового характера, затрудняющих реализацию ТКПВТ.
Одними из основополагающих являются недоработки законодательной базы, касающиеся отдельных аспектов проведения проверочных мероприятий. В частности, актуальное законодательство не закрепляет действия сотрудников таможенных органов во время проверки: действовавшая ранее инструкция, утверждённая Приказом ФТС России от 06.07.2013 г. № 1373 [7], в 2016 г. была отменена, а новый аналогичный документ по состоянию на апрель 2022 г. так и не разработан. Схожая ситуация прослеживается и в отношении регламентации взаимодействия сотрудников таможенных органов с представителями иных министерств и ведомств: соответствующий Приказ ФТС России от 17.05.2012 г. № 949 [8] отменён без актуального переиздания.
Кроме непрозрачной регламентации действий сотрудников таможенных органов отдельной правовой недоработкой является отсутствие в основополагающих нормативных правовых актах (в частности, КоАП) норм об ответственности бизнес-структур за внесение изменений в таможенную документацию во время проведения выездной таможенной проверки. На необходимость введения подобной нормы обращает внимание А. А. Тарасенко, указывающая на участившиеся попытки скрыть правонарушения подобным образом, а затем оспаривать итоговые заключения по итогам проверки, предоставляя наскоро изменённые документы в качестве доказательства отсутствия нарушений [9].
К проблемам организационного характера стоит отнести, в первую очередь, затруднённый документообмен между таможенными органами и иными ведомствами, осуществляющими контроль над ввозимыми в страну товарами. Как указывает К. А. Мамонова, передача данных об импортируемых товарах из таможенных органов в иные контрольно-надзорные институты не регламентирована в части сроков, что затрудняет своевременное проведение скоординированных проверочных мероприятий [10]. Кроме того, система межведомственного электронного документообмена в настоящее время несовершенна — отдельные ведомства оперируют собственными формами документов, вследствие чего возникает необходимость адаптировать получаемые данные под собственные стандарты, что требует привлечения человеческих ресурсов и повышает риски ошибок, связанных с ручной обработкой данных.
Выявленные проблемы требуют поиска путей их решения для повышения эффективности системы ТКПВТ. В части совершенствования нормативно-правового регулирования стоит предложить следующее:
1) регламентировать деятельность сотрудников таможенных органов во время выездных проверок;
2) предусмотреть санкции для участников внешнеэкономической деятельности за внесение изменений в таможенную документацию во время проведения выездной таможенной проверки.
Для решения выявленных организационных проблем необходимо реализовать следующие новации:
1) автоматизировать процесс выбора объектов ТКПВТ;
2) разработать стандарт взаимодействия таможенных структур с иными министерствами и ведомствами, максимально интегрируя в него современные возможности электронного документообмена и закрепив сроки передачи данных;
3) развивать таможенный аудит и таможенный мониторинг как неотъемлемые процессы в рамках ТКПВТ;
4) модернизировать критерии оценки качества выездных таможенных проверок (в настоящее время общим критерием эффективности проверки является выявление правонарушений).
В завершении необходимо указать, что выявленные проблемы системы таможенного контроля после выпуска товаров не являются уникальными и в той или иной форме присущи всем государствам, входящим в ЕАЭС. В современных реалиях возможен активный ввоз товаров из стран, объёмы торговли с которыми ранее были незначительны, вследствие чего на систему ТКПВТ в ближайшие годы ляжет дополнительная ответственность по проверке перемещаемых через границу и реализуемых в России грузов. Внедрение предложенных новаций способно упростить работу таможенных органов в этот период и повысить доверие бизнеса к проверочным мероприятиям.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019). КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ej8Q9. — Дата доступа: 03.04.2022.
- Ерофеева, В. К. Проблемы проведения таможенного контроля после выпуска товаров / В. К. Ерофеева // Научные достижения и открытия. Сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса. — 2020. — № 15. — С. 103
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ej99h. — Дата доступа: 03.04.2022.
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/dsUY6. — Дата доступа: 03.04.2022.
- Кузьмина, А. В. Проблемы и пути совершенствования проведения таможенного контроля после выпуска товаров / А. В. Кузьмина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 1–3. — С. 115.
- Итоги работы подразделений таможенного постконтроля (ТКПВТ). Правовэд.рф: аналитический портал в сфере таможенного дела [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ejADj. — Дата доступа: 03.04.2022.
- Приказ ФТС России от 06.07.2012 N 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки». КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ejAx2. — Дата доступа: 03.04.2022.
- Приказ ФТС РФ от 17.05.2012 N 949 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ejBHV. — Дата доступа: 03.04.2022.
- Тарасенко, А. А. Направления совершенствования и повышения результативности таможенного контроля после выпуска товаров / А. А. Тарасенко, Н. В. Матвеева // Московский экономический журнал. — 2021. — № 4. — С. 410.
- Мамонова, К. А. Проблемы взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации / К. А. Мамонова, А. К. Кучерявенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — Т. 12–4, № 63. — С. 20.