В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Ключевые слова: наглядное моделирование, схематизация, тяжелое нарушение речи, работа с родителями.
Одним из перспективных направлений в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи является применение метода наглядного моделирования и схематизации. Работа с родителями воспитанников, организация сотрудничества, также является одним из основных основополагающих факторов, влияющих на результат коррекционной работы с ребенком.
Актуальность использования наглядного моделирования состоит в:
— применение метода наглядного моделирования способствует развитию всех компонентов речевой системы;
— вызывает интерес, формирует познавательную активность и помогает решить проблему утомляемости и мотивации на логопедическом занятии;
— использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует формированию приёмов работы с памятью;
— применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания;
Научные исследования и практика работы с дошкольниками подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Опыт работы показывает, что метод позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), позволяет научиться работать с ними. Это очень важно для дошкольников с тяжелой речевой патологией, ведь мыслительные задачи у них решаются с преимущественной ролью внешних средств, материал, представленный в наглядной форме, усваивается лучше вербального. У таких детей страдает память, замедлен процесс запоминания.
Наглядное моделирование является своего рода схематичной заменой изучаемого объекта.
Овладение навыками наглядного моделирования происходит постепенно в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия ребенка. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
— знакомство с графическим способом представления информации;
— развитие умения дешифровки модели;
— формирование навыка самостоятельного моделирования.
В работе с детьми с ОВЗ моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.
Сам процесс моделирования состоит из следующих этапов:
— усвоение и анализ сенсорного материала;
— перевод его на знаково-символический язык;
— работа с моделью, схемой.
Опорные схемы дают возможность задействовать для решения задач познавательного характера различные виды памяти, такие как: зрительная, двигательная, ассоциативная.
Где можно начать использовать модели — это артикуляционная гимнастика. Знакомя детей с названиями упражнений, логопед показывает ребенку правильную артикуляцию упражнения при использовании картинок-символов, которые отражают данное упражнение. После того, как дети познакомились со всеми упражнениями логопед, показывает детям, над какими упражнениями при помощи картинок-схем, они будут сегодня работать. Сначала взрослый показывает самостоятельно, а затем привлекает к показу детей.
Учителем — логопедом былопредложено детям смоделировать героев сказки о веселом язычке из пластилина. Совместно, нами были изготовлены пособия «Артикуляционный кубик» и «Артикуляционные часы», а дома изготовлена книга «Удивительные приключения язычка», в которой дети, совместно с родителями проиллюстрировали свои истории о язычке, схематизируя названия артикуляционных упражнений.
Также начиная работу над звуками со знакомства с ними, логопед также использует модели-символы, которые показывают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребенку показывается положение языка, губ, которое обозначают символом. Модели классифицированы по всем видам нарушенного произношения звуков и хорошо узнаваемы и с легкостью запоминаются.
Процесс слияния звуков в слоги, зашифрованных с помощью символов. Это и есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов является моделированием письма. То и другое происходит в облегченном, интересном, занимательном, игровом варианте.
Для этого взрослый обращает внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотносит артикулему со знакомыми детям геометрическими формами.
Согласные звуки воспринимаются и различаются детьми сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, и в тоже время жестовый символ, связанный со зрительным. Одноцветные картинки — символы вызывают у дошкольников яркий запоминающийся зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.
Дополнительный к зрительному жестовому символу подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы согласного звука и создает еще одну опору восприятию, расширяя звуковую рецепцию.
Новым приемом данного направления в работе с детьми дошкольного возраста является использование моделей артикуляции звуков. Это действенный эффективный прием коррекции звукопроизношения. Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий; учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова, определять его место.
Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков.
Довольно легко в моделях идет запоминание различия звонких и глухих согласных. Например, звуков С-З. Ребенок, видя на модели колокольчик знает, что надо «включить» голосок. Отработав данный навык на моделях, он не будет совершать ошибок в различении букв и звуков по этому признаку.
Для автоматизации поставленного звука в слогах, формирования навыков звукового синтеза было изготовлено пособие «Слоговые часы», где автоматизируемый согласный звук кодируется с помощью символа, а гласный — с помощью геометрической фигуры. Вверху закрепляется символ согласного звука. Ребенок двигает стрелку «слоговых часов» и проговаривает получившийся слог.
Мы с детьми учимся кодировать информацию с помощью символов, пиктограмм, а затем рассказываем по данным схемам предложения, загадываем загадки, пересказываем тексты, выполняем пальчиковую гимнастику, тем самым развиваем связную речь, автоматизируем правильное звукопроизношение. Также учимся составлять собственные предложения с помощью картинок и пиктограмм, при использовании планшетов с магнитами, на которых последовательно размещаются карточки — картинки. Также мнемотаблицы облегчают запоминание стихотворений, пальчиковых гимнастик. Ведь у детей с общим недоразвитием речи страдают все психические процессы, в том числе память и надо стремиться их всячески развивать.
В рамках реализации модели взаимодействия с семьями воспитанников с нарушениями речи и в рамках применения данного метода, родителям совместно с детьми было предложено изготовить сборник фонетических историй «Прогулки со звуками», в котором были истории на звук были проиллюстрированы. Они получились необычные, сказочные, а иллюстрации красочные и что, самое главное, каждая история была насыщена автоматизируемым звуком. Особенным было то, что в составлении рассказов мы решили использовать мнемотехнику и зашифровали, закодировали и засхематизировали многие слова в тексте.
Также для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, в рамках данной технологии была изготовлена дидактическая игра «Чудесная рука», каждый пальчик руки символизирует какое-либо упражнение: Глаз — упражнение «Я вижу», Руки — «Жадина», сердце — «Назови ласково», телефон — «Сколько слогов в слове?», цифра 5 — «Посчитай-ка». Данная игра применяется учителем — логопедом не только для автоматизации звуков, для развития грамматического строя речи и слогового анализа, но еще и педагогом-психологом для развития психических процессов.
Еще одним универсальным дидактическим пособием является пособие «Поле чудес».
Оно применяется для развития всех компонентов речевой системы дошкольников с ОНР. На первый взгляд может показаться, что работать с ним сложно, но это вовсе не так. Варианты выбора модели зависят от выбора определенного блока:
1 блок — направлен на формирование лексико-грамматических представлений. Включает в себя следующие задания: «Скажи чей?», «Назови ласково», «Большой, еще больше, самый большой», «Один-много», «Мой или моя?», «Скажи наоборот», «Скажи так же», «Маленькое слово» — один предлог на столе, остальные на карточках.
2 блок — включает в себя работу со звуками. Включает в себя следующие задания: «Расскажи про звук», «Где находится звук?», «Подели слово на части, на слоги»
3 блок — направлен на развитие словаря и связной речи. Включает в себя следующие задания: «Назови детенышей животных», «Живое или неживое», «Назови слова — родственники», «Слово одно, а значений много», «Вопрос» — сектор сюрпризов для детей. Он дает возможность логопеду включить в занятие любое другое задание, которого нет на поле.
Задания выполняются по определенному алгоритму: логопед объявляет задание — дети ищут соответствующую модель (поворачивают стрелку), далее выбирает модель (поворачивает стрелку) — дети рассказывают, в чем суть задания. Дети сами выбирают модель (задание).
Благодаря предлагаемым играм, пособиям, приемам работы процесс коррекции речи в целом и звукопроизношения в частности, станет более эффективным, интересным и увлекательным.
Таким образом, метод наглядного моделирования и схематизации открывает перед специалистами дошкольных образовательных организаций ряд дополнительных возможностей: использование аналогии символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, применение графической аналогии способствует развитию у дошкольников с ОНР мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и систематизации, задания с использованием данного метода можно с легкостью использовать в домашних условиях.
Литература:
- Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.