В статье авторы пытаются определить факторы влияния таможенно-тарифного регулирования на развитие внутреннего рынка Российской Федерации.
Ключевые слова : экономика, таможня, таможенно-тарифное регулирование.
Современные условия международного внешнеторгового взаимодействия являются достаточно не стабильными поскольку для реализации и установления торговых потоков необходимо разработать четкие меры таможенно-тарифного регулирования, которые будут нацелены не только на обеспечение импорта, но и на защиту внутреннего рынка страны.
Такого рода регулирование представляет собой меры, направленные на регулирование внешнеэкономической деятельности в области ввоза и вывоза товаров с таможенной территории. Таможенно-тарифное регулирование направлено на поддержку внутригосударственного рынка, а также на создание условий для обеспечения рынка импортной продукцией., поскольку ввоз товар на территорию государства обеспечивает постоянный приток денежных средств в государственные бюджеты. Практическая реализация мер таможенно-тарифного регулирования базируется на установлении ставок таможенных пошлин, что является основой для контроля за импортом [1].
Современное состояние мировой политической и торговой ситуации обусловлено резким ростом цен на энергетическое ресурсы, развитием вооруженных межгосударственных конфликтов, ставших толчком к началу экономических войн, а также появлением на территории многих стран инфекции COVID-19. Все это привело к началу глобального спада экономики, который требует усиления процессов деятельности в рамках экономической безопасности и защите внутреннего рынка стран.
На территории Российской Федерации активно развивается цифровизация, которая требует постоянного реагирования на возникающие в рамках государственного управления барьеры. За прошедшие годы политика внедрения на территорию страны иностранных инвесторов привела к потере контролирующего звена в области некоторых направлений рынка, а также к снижению позиционного показателя России в рамках внешней политики.
Низкий уровень контроля в рамках развития рынка спровоцировал усиление спекуляции, росту правонарушений в области экономики, а также появлению ее теневой составляющей. В связи с чем Россия претерпевает кризис, который укрепляется в связи с нестабильным положением фондового рынка, спровоцированного спекуляцией операций, приведших к оттоку капитала из страны. Представленные данные обуславливают необходимость укрепления контрольных позиций направленных на соблюдение экономических интересов, которые должны обеспечивать ведомственные структуры посредством укрепления национальной безопасности и содействия экономическому развитию.
Современное таможенно-тарифное регулирование базируется на регулировании внешнеторговой деятельности посредством применения пошлин, налогов и сборов [2]. Данный вид государственного регулирования направлен на обеспечение порядка и регламента при применении таможенных пошлин на ввозимую и вывозимую продукцию. Предметом является товар, он представляет собой движимое имущество, как гласит статья 2 ТК ЕАЭС.
Инструменты таможенного регулирования представляют собой структуру, подразделённую на две группы. К первой относятся пошлины, а ко второй взимаемые платежи. Также они включают в себя следующее:
Инструменты, направленные на формирование таможенного тарифа, который определяются на основе анализа ввоза и вывоза товаров при изменении ставок таможенных пошлин;
— Инструменты, реализуемые таможенными органами при применении тарифных ставок, определяемых на основе страны происхождения товара и его стоимости при ввозе на таможенную территорию.
Целью применения таможенного тарифа на территории Российской Федерации является защита внутреннего рынка страны от возможной конкуренции связанной с занижением стоимости реализуемой иностранной продукции, достигается данная цель посредством применения таможенных пошлин.
Для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенным органом таможенной декларации, соответствующие наименованию и (или) классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, ЕТТ ЕАЭС и иными нормативными актами Российской Федерации, составляющими законодательную базу таможенного дела. Размеры ставок таможенных пошлин зависят от следующих основных факторов:
— разновидность товара, перемещаемого через таможенную границу;
— страна происхождения товара — страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке.
Приведенным термином может быть обозначена не только страна, но и отдельные её части и регионы, группы государств и их союзы и т. д. В зависимости от страны происхождения товара законодателем устанавливаются следующие ставки таможенных пошлин:
— базовые — применяются в случае ввоза на таможенную территорию Союза товаров, происходящих из страны, которой предоставляется режим наибольшего благоприятствования.
Размер максимальных ставок таможенных пошлин составляет 200 % от установленных ЕТТ ЕАЭС. Приказом ФТС России от 02.08.2012 г. № 1560 установлено, что максимальные ставки в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, не применяются.
Исчисление размера таможенных пошлин, подлежащих уплате, производится на основе базы для начисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин. Кроме того, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с договорами государств — членов Союза и (или) национальным законодательством и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ЕАЭС для взимания ввозной таможенной пошлины. Порядок зачисления и распределения между государствами сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе и соглашением между странами — участницами ЕАЭС. Ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.
По оценкам аналитиков на ближайшие два года Российская Федерация столкнется с проблемами в области внешнеэкономического сектора, поскольку произойдет снижение экономических показателей страны, а также наблюдается объективная рецессия мировой экономики в целом, связанные с последними событиями вызванными военными действиями и пандемией [3]. Данные условию побуждают к усилению таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров на территорию страны с целью создания благоприятных условий для развития конкурентных преимуществ у отечественного производителя. Дополнительно необходимо проводить контрольные мероприятия в области инвестиционной экономики с целью сдерживания роста цен на рынке, что создаст условия для эффективного функционирования бюджета, а также позволит избежать высокого уровня издержек для государства.
На данный момент перспективным направлением развития контроля внешнеторгового оборота является корректировка ввозных пошлин и преференциального режима для товаров в рамках Евразийского экономического сообщества.
На предстоящий период 2022 и 2023 года рассматриваются варианты эскалации тарифов, направленных на регулирование внешней торговли, а также рассмотрение тарифов в области комплектующих товаров поскольку современные установленные пошлины на данную категорию не создают равных условий для ввоза таких товаров и цен реализации готовых изделий. Дополнительно представленные меры будут направлены на развитие внутригосударственного национального производства с целью обеспечения импортозамещения.
Евразийский экономический союз, в который входит, Российская Федерация на данный момент является барьером для использования тарифных мер с целью воздействия на внешнеторговый товарооборот. Это заключается в том, что имеющиеся механизмы регулирования разработаны на основе единой тарифной системы ЕАЭС.
Имеющийся механизм таможенно-тарифного регулирования на территории ЕАЭС не направлен на обеспечение национальной безопасности государства-членов, но его основа позволяет государствам определить имеющийся уровень защиты от внешних факторов. Таможенно-тарифное регулирование необходимо совершенствовать посредством проведения анализа и лоббирования существующих тарифов с целью полноты обеспечения национальной безопасности посредством изменения системы рынка и производства на основе изменяющихся ставок таможенных тарифов.
Совершенствование таможенно-тарифной политики в рамках ЕАЭС позволит обеспечить безопасность и возможность наращивания производственных мощностей для государств-членов. Это приведет к необходимому эффекту от изменения ставок таможенного тарифа. Не стоит забывать и о фискальной составляющей тарифа, поскольку она является преобладающей над его регулирующими функциями.
Таким образом существует необходимость структуризации и разделения таможенного регулирования в рамках национального и наднационального производства, поскольку представленные пути совершенствования таможенно-тарифных инструментов регулирования в дальнейшем обеспечат, как национальную безопасность, так и развитие внутреннего рынка государства в рамках современных политических условий.
Современная мировая внешнеторговая деятельность изменяется на фоне экономического, политического и социального международного положения, поскольку данные показатели формируют взаимосвязь, оказывающую влияние на существующий рынок и отдельные государства.
В связи с чем на данный момент центром изменения торгового и внешнеполитического положения является Российская Федерация, на базе чего видоизменяется формат регулирования внешней торговли за счет воздействия на внутри-рыночные цены, а также на основе сокращения стоимостных и количественных объемов импортного товара. Регулирования внешнеэкономической деятельности на территории страны является необходимым исторически доказанным процессом.
На данный момент государственными органами исполнительной власти проводится комплекс мер, направленных на регулирование внешнеэкономической внешнеторговой деятельности, основанных на таможенно-тарифном регулировании. Рассматриваемые меры представлены в виде НДС, применения запретов и ограничений к определенным категориям товаров, а также запрете на импорт из некоторых государств. Они направлены на сохранение баланса внутреннего рынка страны и создание условий формирования новых областей отечественного производства.
Сейчас происходят изменения, связанные с массовым ограничением ввоза товаров на территорию страны, также разрабатываются меры полного ограничения отечественного производителя от иностранных конкурентов, которые часто используют недобросовестные конкурентные способы борьбы внутри рынка. Это реализуется с помощью увеличения ставок ввозных таможенных пошлин для иностранных производителей, в связи с чем цены на их товары возрастут, что откроет новые направления торговли для отечественного производителя.
В общих чертах можно отметить, что снижение ставок таможенных пошлин все же происходило, а вот снижение уровня импорта можно обусловить сокращением спроса в связи с коронавирусной инфекцией и последними геополитическими событиями в мире.
Не стоит забывать, что таможенный тариф является одной из доходных частей для отечественных производителей, поскольку обеспечивает сохранность их интересов, но важно учитывать фактор взаимосвязанности многих производств, для того чтобы не навредить внутреннему рынку, а обеспечить защиту взаимосвязанным отраслям. На основе чего уровень обеспечения государством безопасности для взаимосвязанных отраслей может разниться с таможенным тарифом, наложенным на ввозимую продукцию. Таким образом существующее противоречие последствий применения таможенных пошлин невозможно отрицать [4].
Таким образом стоит сделать вывод, что Российская Федерация обладает необходимыми возможностями для регулирования объемов импортных поставок товаров с целью защиты внутреннего рынка страны и стимулирования отечественного производителя. В рамках чего стоит сказать, что отказ от импортных ограничений не является первостепенной задачей на основе современного экономического положения России. Сейчас возникла необходимость для снижения уровня спада импортной продукции на внутригосударственном рынке на базе внедрения отечественного товара с целью сохранения достигнутого экономического положения.
Литература:
- Алексеева Е. В., Кулаженкова В. Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. № 14. С. 70–71.
- Солодухина О. И. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности России // Экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития: монография. Пенза, 2017. С. 82–93.
- «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России).
- Новиков В. Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинск.