В статье рассмотрены особенности применения таможенного контроля после выпуска товаров в странах-участницах Евразийского экономического союза; определены основные направления совершенствования согласно Стратегии развития ФТС России до 2030 г.; изучена нормативно-правовая база; обозначено место таможенного контроля после выпуска товаров в системе государственного контроля и таможенного контроля, в частности; рассмотрены формы таможенного контроля при осуществлении пост-контроля в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, Евразийский экономический союз, таможенная проверка, таможенное законодательство.
Согласно Стратегии развития ФТС России до 2030 г., приоритетом в развитии таможенной деятельности страны выступает создание и совершенствование информационной базы и программных средств и технологий, обеспечивающих автоматизацию таможенный операций и таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров.
Таможенный контроль после выпуска товаров (далее- ТКПВТ) — совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленный на проверку сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, при наличии оснований полагать, что товары были ввезены на таможенную территорию и находятся на ней с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования. Таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется уполномоченными структурными подразделениями таможенных органов после помещения товара под ту или иную таможенную процедуру. С помощью осуществления таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы выполняют фискальную, защитную и регулирующую функции. Это свидетельствует о том, что таможенный контроль после выпуска товаров является одним из элементов системы таможенного контроля товаров в ЕАЭС и занимает в ней существенное место. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится с целью минимизации риска несоблюдения декларантами таможенного законодательства ЕАЭС и сокращения сроков проведения первичного таможенного контроля.
Сущность таможенного контроля после выпуска товаров заключается в:
– смещении акцента с первичного таможенного контроля на таможенный контроль после выпуска для обеспечения благоприятных условий развития участникам ВЭД (сокращение сроков первичного таможенного контроля позволяет участникам ВЭД минимизировать материальные таможенные издержки и устанавливать для иностранных и российских покупателей более конкурентоспособные цены на товары);
– сокращении времени нахождения товаров и транспортных средств международной перевозки в пограничных пунктах пропуска, что повышает эффективность деятельности российских таможенных органов;
– повышении эффективности фискальной функции таможенных органов путём доначисления таможенных платежей в доходную часть государственного бюджета;
– выявлении способов уклонения участниками ВЭД от уплаты таможенных платежей путём мониторинга и анализа таможенных документов и сведений и т. д.
Так, например, за 9 месяцев 2021 г. было проведено 1 400 таможенных проверок и были достигнуты следующие результаты:
– доначислено денежных средств — 18,9 млрд. руб.
– взыскано денежных средств — 10,4 млрд. руб.
– средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 13,52 млн. руб.
Представленные статистические данные подтверждают факт того, что ТКВПТ достаточно успешно функционирует в рамках Союза и эффективно выполняет, в первую очередь, фискальную функцию.
Нормативно-правовая база осуществления ТКПВТ в ЕАЭС
Таможенный контроль после выпуска товаров в Российской Федерации осуществляется с помощью различного рода нормативных правовых документов (далее — НПД), которые имеют следующие статусы:
– международные договоры и соглашения Российской Федерации с иностранными государствами;
– нормативно-правовые акты, которые действуют в рамках функционирования ЕАЭС;
– национальные нормативно-правовые документы, которые действуют только на территории нашей страны.
В качестве первого примера международного НПД, который применяется для регулирования таможенного контроля после выпуска товара, является Международная конвенция от 18.05.1973 «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур». В Главе 2 данного НПД дается международное понятие таможенного контроля на основе методов аудита, что подразумевает под собой применение мер, позволяющих таможенным органам убедиться в том, что сведения о товарах, заявленные в ЭДТ, являются достоверными. В пункте 5 Приложения II упоминается «запрос на проведение post facto контроля, который по сути является таможенным контролем после выпуска товаров.
В качестве примера НПД, который применяется только в ЕАЭС при регулировании таможенного контроля после выпуска товаров, можно привести Договор от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе». Не смотря на то, что в нем не содержится алгоритм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, Договор «О Евразийском экономическом союзе» предусматривает унифицирование порядка осуществления таможенного контроля на всем пространстве ЕАЭС, в том числе порядка таможенного контроля после выпуска товаров.
Основным национальным НПД, который применяется в Российской Федерации для регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный НПД регламентирует отдельные вопросы, связанные с осуществлением таможенного контроля после выпуска товаров, например, порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, которые подпали под условный выпуск.
Формы таможенного контроля, применяемые в рамках ТКПВТ
Проанализировав положения ТК ЕАЭС в вопросах проведения таможенного контроля после выпуска товаров было установлено, что основными формами таможенного контроля после выпуска товаров являются камеральная и выездная таможенная проверка.
На основании положений ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка подразумевает под собой изучение и анализ сведений после выпуска товара, которые содержатся в ЭДТ, а также в сопроводительных документах к ней, и в ведении иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ). Камеральная таможенная проверка осуществляется по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу и выявления круга проверяемых лиц.
Основные отличия камеральной таможенной проверки от выездной представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные отличия камеральной таможенной проверки от выездной таможенной проверки
Признаки ТП |
КТП |
ВТП |
Разделение на виды |
- |
Плановая. Внеплановая. Встречная. |
Периодичность проведения в отношении одного участника ВЭД |
Без ограничений |
1. Плановые: — 1 раз в год; — в отношении УЭО — 1 раз в три года; 2. Внеплановые и встречные — без ограничений. |
Срок проведения |
90 календарных дней |
2 месяца |
Возможность продления срока проведения |
120 календарных дней |
1 месяц |
Приостановление срока |
Не предусматривается |
9 месяцев |
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенные органы проверяют следующую информацию о товаре:
- Вес (количество) товара, заявленный в ЭДТ при условии, что данная информация влияет на уплату таможенных платежей или на применение к товару ограничительных инструментов.
- Таможенную стоимость товара, при условии, что она влияет на размер таможенных платежей.
- Страну происхождения товара.
- Кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
- Иных сведений, которые влияют на решение о выпуске товар в соответствии с той или иной таможенной процедурой.
Обобщая вышеизложенное, следует выделить следующее — основными формами таможенного контроля после выпуска товаров является камеральная и выездная таможенная проверка. Камеральная таможенная проверка подразумевает под собой проверку документов и сведений о товарах и их декларантах, которые содержатся в ЕАИС ТО и ЕАИС иных уполномоченных ФОИВ. Выездная таможенная проверка может содержать в себе признаки камеральной, но при этом она всегда подразумевает под собой выезд таможенных органов с место нахождения подконтрольного участника ВЭД.
Таким образом, в настоящее время ТКПВТ является неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля. Для повышения эффективности и результативности ТКПВТ таможенные органы следуют основным направлениям развития, установленным в ряде документов, как национальных (Стратегия развития ФТС России до 2030 г.), так и международных (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур). Их успешная реализация будут влиять на минимизацию рисков, своевременное предотвращение нарушений таможенного законодательства, созданию благоприятной среды для развития участников ВЭД, снижению издержек по хранению товаров под таможенным контролем и ускорению товарооборота.
Литература:
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (от 18.05.1973 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 01.04.2022.
- Договор от 24.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2022.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2022.
- Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2022.
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2022.
- Андреева Е. И. Актуальные вопросы таможенного контроля после выпуска товаров. — М.: РОИ РТА, 2017. 60 с.
- Арский А. А. Совершенствование таможенного регулирования товаров. // Вестник Государственного университета управления. 2018. № 10.С. 119–125.
- Бондаренко Н. П. Таможенный контроль после выпуска товаров: современные новеллы. // Наука и право. 2018. № 9. С. 32–38.