В данной статье приведён анализ мер поддержки, направленных на обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий в период постковидной ситуации и в условиях недружественных действий и санкционного давления иностранных государств и международных организаций на Российскую Федерацию. Приведены потери малого предпринимательства. Описаны принятые Указом Президента Российской Федерации меры поддержки предпринимательства в сфере информационных технологий. Проанализирована их доступность, выявлены трудности с получением таких мер поддержки предприятиями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями, предложен путь совершенствования данных мер поддержки.
Ключевые слова: малый бизнес, пандемия, санкции, меры поддержки, информационные технологии, развитие предпринимательства.
В условиях, когда эпидемиологическая ситуация серьёзно ударила по активно развивающемуся малому и среднему бизнесу, российские предприниматели столкнулись с негативными последствиями, затронувшими с начала 2020 года порядка 4,17 млн. компаний сектора МСП от общего числа 6,05 млн. Более 56 % малых компаний не работало, оборот их снизился на 3,1 трлн руб. [1]. Тогда Правительством Российской Федерации были приняты меры по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и разработан ряд мер, направленных на поддержку предпринимательства в наиболее пострадавших сферах.
В начале 2022 года были сняты «коронавирусные» ограничения, бизнес за счёт разработанных мер начал частично оправляться от последствий эпидемии, но в связи с возникшим колоссальным санкционным давлением на Российскую Федерацию со стороны недружественных стран, потребовались новые, быстрые и эффективные решения для поддержки отечественного бизнеса, в частности сектора информационных технологий.
В этой связи, Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2022 г. № 83 были утверждены мероприятия, направленные на обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий. Среди таковых — выделение ежегодно из федерального бюджета бюджетных ассигнований на осуществление грантовой поддержки перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий [2]. Требования к получателям данных средств и порядок получения определены действующими правилами и положениями о проведении конкурсных отборов опубликованных на сайтах операторов грантовых программ — РФРИТ, Фонд Сколково и ФСИ [3].
При этом Правительством Российской Федерации принимаются меры по консолидации и стимулированию закупок государственными и муниципальными заказчиками, а также отдельными юридическими лицами критически важных отечественных разработок в области информационных технологий [4] и меры по упрощению порядка проведения таких закупок. Согласно данным открытых источников, в настоящее время в реестре таковых представлены разработки около 30 компаний, а процедура «входа» в реестр непрозрачна.
Помимо усиления адресной поддержки разработчиков ИТ-решений, Указом Президента определён обширный перечень мероприятий, претендовать на получение которых могут только аккредитованные Минцифры России организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (далее — аккредитованные компании). Среди таковых мероприятий — освобождение от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами на три года, льготные кредиты на продолжение работы и новые проекты по ставке до 3 %, отсрочки действующим сотрудникам IT-компаний в возрасте до 27 лет от призыва на военную службу и программы льготной ипотеки, выделение средств на улучшение жилищных условий сотрудников, повышение зарплат, упрощенное трудоустройство иностранных кадров, налоговые льготы и преференции для разработчиков отечественного ПО и получателей доходов от рекламы.
При этом существуют ограничения по видам экономической деятельности (кодам ОКВЭД) ИТ-компаний, претендующих на получение государственной аккредитации. В реестр аккредитованных компаний в сфере информационных технологий могут быть включены только те компании, основная деятельность которых определена следующими кодами ОКВЭД: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4, 62.03.13, 62.09, 63.11.1 [5].
Подача заявок заявителями на включение в реестр аккредитованных компаний происходит в электронной форме через портал Госуслуги [6]. При достаточной быстроте рассмотрения ведомством (Минцифры России) заявок на включение в реестр аккредитованных компаний — срок обработки заявлений не превышает 1 дня, компании-заявители сталкиваются со следующими сложностями: создать учётную запись юридического лица на портале Госуслуги возможно только из подтверждённой учётной записи физического лица — руководителя организации или его доверенного лица, для чего требуется предварительное приобретение в аккредитованном Минцифры России удостоверяющем центре квалифицированной электронной цифровой подписи юридического лица. При этом есть риск, что если квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи был приобретён на имя другого сотрудника организации, то эта проверка не будет пройдена и регистрация кабинета юридического лица на портале Госуслуги будет невозможна [7]. Применение электронной подписи для регистрации учётной записи юридического лица обусловлено необходимостью проверки личности руководителя путём сопоставления данных руководителя, использованных для регистрации на портале Госуслуги, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Наличие статуса аккредитованной компании не является единственным требованием к претендентам на получение вышеуказанных мер поддержки: льготы положены только тем аккредитованным компаниям, IT-деятельность которых должна приносить не менее 90 % от общего числа доходов, а численность сотрудников составлять не менее 7 человек [8].
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого предпринимательства [9], из 46423 юридических лиц, осуществляющих деятельность в области информационных технологий по видам, соответствующим требованиям к ОКВЭД, только 8,53 % могут воспользоваться вышеуказанными мерами поддержки, так как имеют среднюю списочную численность сотрудников более 7 человек, остальные 91,47 % имеют штат сотрудников менее 7 человек и претендовать на получение вышеуказанных мер поддержки не могут, среди таковых это микро- и малые компании и компании не являющиеся субъектами малого предпринимательства; данные из реестра за 2021 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение количества субъектов малого предпринимательства — юридических лиц по категориям и видам экономической деятельности, с указанием количества субъектов предпринимательства и средней списочной численности сотрудников в каждой категории
Вид экономической деятельности (код ОКВЭД) |
Юридические лица |
||||||||
Микро |
Малые |
Средние |
Не СМП |
Всего |
|||||
Кол-во субъектов |
Среднее кол-во сотрудников |
Кол-во субъектов |
Среднее кол-во сотрудников |
Кол-во субъектов |
Среднее кол-во сотрудников |
Кол-во субъектов |
Среднее кол-во сотрудников |
||
63.11.1 |
4955 |
4 |
591 |
31 |
38 |
118 |
62 |
2 |
5646 |
62.09 |
7065 |
3 |
518 |
32 |
26 |
97 |
102 |
2 |
7711 |
62.03.13 |
87 |
5 |
6 |
35 |
- |
- |
2 |
0 |
95 |
62.02.4 |
27 |
4 |
1 |
3 |
- |
- |
- |
- |
28 |
62.02.1 |
55 |
3 |
3 |
42 |
- |
- |
- |
- |
58 |
62.02 |
5997 |
3 |
364 |
31 |
16 |
101 |
58 |
2 |
6435 |
62.01 |
23785 |
4 |
2258 |
36 |
139 |
135 |
268 |
2 |
26450 |
Итого |
41971 |
- |
3741 |
- |
219 |
- |
492 |
- |
46423 |
Также в Едином реестре субъектов малого предпринимательства из 135605 субъектов предпринимательства, осуществляющих экономическую деятельность по вышеуказанным видам, 89182 — это более 65,8 % от общего числа, являются индивидуальными предпринимателями, которые, согласно предъявляемым требованиям к видам экономической деятельности, могли бы войти в реестр аккредитованных компаний, но не имеют права претендовать на получение вышеуказанных мер поддержки так как не являются юридическими лицами; данные реестра за 2021 год представлены в таблице 2.
Таблица 2
Количество субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей видам экономической деятельности и категориям
Вид экономической деятельности (код ОКВЭД) |
Индивидуальные предприниматели |
|||
Микро |
Малые |
Не СМП |
Всего |
|
63.11.1 |
4396 |
15 |
99 |
4510 |
62.09 |
12480 |
29 |
350 |
12859 |
62.03.13 |
172 |
- |
6 |
178 |
62.02.4 |
92 |
- |
5 |
97 |
62.02.1 |
153 |
- |
8 |
161 |
62.02 |
14633 |
12 |
- |
14645 |
62.01 |
54895 |
49 |
1788 |
56732 |
Итого |
86821 |
105 |
2256 |
89182 |
Исходя из вышеизложенного, потенциальными получателями новых мер поддержки могут быть только 3059 из 135605 субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 3 % от их общего числа, но это могут быть только юридические лица и при условии получения ими статуса аккредитованных организаций, что в целом существенно ограничивает возможности малых компаний быть поддержанными в условиях кризиса, связанного с эпидемиологической обстановкой и применением недружественными Российской Федерации странами Европейского союза экономических санкций.
Индивидуальные предприниматели и компании, ведущие деятельность в области информационных технологий по другим видам классификации экономической деятельности, могут быть претендентами на получение грантовой поддержки, где отсутствуют ограничения об обязательном наличии статуса аккредитованной компании, а требования к среднесписочной численности сотрудников предъявляются в зависимости от положений той или иной программы грантовой поддержки.
В целях поддержки развития отрасли информационных технологий предлагается расширить перечень потенциальных получателей мер государственной поддержки и пересмотреть «пороги входа» для субъектов малого бизнеса — а именно микропредприятий и малых компаний. Одним из таковых решений могло бы стать изменение требований к среднесписочной численности сотрудников организаций, являющимися субъектами малого предпринимательства, в сторону их уменьшения с 7 человек до 3, в соответствии со средними для данных видов экономической деятельности показателями. Также предлагается рассмотреть возможность предоставления аналогичных льгот индивидуальным предпринимателям, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствующих сферах.
Литература:
1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. МСП/ПОСТКОВИД. Время для системных решений: специальный доклад Президенту Российской Федерации, июль 2020: официальный сайт — Москва, 2022. — Текст: электронный // Экспертный центр при Уполномоченном и общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса / Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. — 2020 URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf/ (дата обращения 14.04.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий».
3. Минцифры России. ИТ-Гранты: официальный сайт. — Москва, 2022. — URL: http://ит-гранты.рф (дата обращения 20.04.2022).
4. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры».
5. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 21 октября 2021 г. № 1085 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»
6. Минцифры России. Единая система идентификации и аутентификации. Руководство пользователя. Версия 2.64: официальный сайт — Москва, 2022. — URL: http:// digital.gov.ru/ru/documents/6182/ (дата обращения 20.04.2022).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. № 929 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».
8. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
9. Единый реестр субъектов малого предпринимательства: официальный сайт. — Москва, 2022. — URL: http://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения 20.04.2022).