Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение трудностей и сомнений в достижении успеха закрепляется в поведении, компенсации и после становится устойчивым свойством личности. Появление и закрепление тревожности как свойства личности связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, таких как: возможность занять внутреннюю позицию взрослого человека, как полноценного члена общества; потребность в общении; потребность в труде; потребность в формировании собственных нравственных установок, ценностей и временной перспективы.
Ключевые слова: агрессия, одиночество, индивид, юношество, социальные сети, деструктивное поведение, аутоагрессия.
Рост популярности социальных сетей дает возможность все время оставаться на связи с друзьями, родными, заводить новые знакомства, но при этом всем не решают до конца проблему одиночества. Виртуальное взаимодействие не обеспечивает достаточных эмоциональных связей, в потоке знакомств теряется аутентичность, снижается уровень эмпатии и доверия, во многом общение становится поверхностным, ему не хватает глубины.
В юношеском возрасте стремление преодолеть одиночество часто становятся причиной деструктивного поведения, что порождает трудности в личностном развитии. Переживание субъективного одиночества у студентов может перерасти в устойчивое негативное состояние, накладывающее отпечаток на другие сферы жизнедеятельности личности и даже стать причиной потери смысла жизни.
Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение трудностей и сомнений в достижении успеха закрепляется в поведении, компенсации и после становится устойчивым свойством личности. Появление и закрепление тревожности как свойства личности связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, таких как: возможность занять внутреннюю позицию взрослого человека, как полноценного члена общества; потребность в общении; потребность в труде; потребность в формировании собственных нравственных установок, ценностей и временной перспективы.
Под агрессией понимается целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, которое нарушает нормы и правила сосуществования людей в обществе и наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб или психологический дискомфорт [1].
Одиночество рассматривается как негативное переживание, которое возникает в следствие неудовлетворения потребности в общении и взаимодействии с группой или человеком, разделения с ними эмоционального состояния и понимания индивида близкими людьми [2].
Юношеский возраст наиболее подвержен риску формирования чувства одиночества и проявления агрессивного поведения в связи с неопределенной до конца идентичностью, которая может быть следствием педагогической запущенности в семье, проблем адаптации в университете, разочарование в романтической любви и так далее. Юноша, у которого отсутствуют четкие жизненные цели, становится наиболее чувствителен к противоречиям между своим представлением идеального мира и реального, что может породить агрессию по отношению к окружающему социуму и самому себе, что ведет к ощущению себя одиноким и отчужденным [3].
Переживание одиночества и агрессивность ведут к тому, что личность может потерять тесное и доверительное общение с важными людьми, быть непонятыми и отвергнутыми обществом. Оба феномена могут привести к негативным последствиям для личности (развитие депрессии, снижение самооценки, ощущение потери энергии).
В результате проведенного исследования мы предприняли попытку выяснить степень влияния этих феноменов друг на друга и как каждый вид одиночества и агрессии связан между собой.
Гипотеза исследования: агрессивное поведение является показателем переживанием субъективного одиночества.
Для проверки выдвинутых гипотез были подобраны следующие методики:
1) опросник для определения вида одиночества (С. Г. Корчагина);
2) опросник «Тест агрессивности» (Л. Г. Почебут).
С помощью выбранных нами методик мы провели диагностику студентов на предмет выявления вида и уровня переживаемого одиночества и агрессии. По результатам которых был проведен статистический анализ при помощи корреляционного анализа Спирмена.
С помощью корреляционного анализа Спирменa выявили две корреляционных связи между субъективным переживанием одиночества и агрессией. Это означает, что эти феномены связаны друг с другом. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Корреляционные связи переменных субъективного переживания одиночества и агрессивности студентов
№ |
Переменные |
Эмоциональная агрессия |
Самоагрессия |
1 |
Диффузное одиночество |
0,34* |
0,09 |
2 |
Состояние одиночества (без опред. вида) |
0,2 |
-0,49** |
Примечание: наличие корреляционной связи обозначено жирным шрифтом. Знаком «*» отмечена корреляция значимая на уровне 0,05. Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.
Так же нами были выявлены корреляционные связи между отдельными видами одиночества, что говорит о их взаимосвязи. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Корреляционные связи переменных видов одиночества студентов
№ |
Переменные |
Состояние одиночества (без опред. вида) |
1 |
Отчуждающее одиночество |
0,5 ** |
2 |
Диссоциирующее одиночество |
0,49** |
Примечание: Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.
Корреляционные связи были обнаружены и меду конкретными видами агрессии среди студентов, что свидетельствует о их связи друг с другом. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Корреляционные связи переменных видов агрессивности студентов
№ |
Переменные |
Физическая агрессия |
Самоагрессия |
1 |
Вербальная агрессия |
0,5** |
0,1 |
2 |
Эмоциональная агрессия |
0,1 |
0,4* |
Примечание: наличие корреляционной связи обозначено жирным шрифтом. Знаком «*» отмечена корреляция значимая на уровне 0,05. Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.
Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь переживания субъективного одиночества с конкретными формами проявления агрессивности подтвердилась.
Студенты, переживающие диффузное одиночество, которое проявляется в подозрительности в межличностных отношениях и сочетании противоречащих личностных и поведенческих характеристик, склонны к эмоциональному отчуждению и недоброжелательности к партнеру во время конфликта. Это можно связать с тем, что диффузное одиночество отражается в преобладании тенденции идентифицировать себя с другими людьми и социальными группами, так как в юношеском возрасте образ собственного «Я» не сформирован до конца. Сочетание противоречащих характеристик личности может порождать в конфликте как отчуждение и неприязнь.
А также, чем более управляемо и позитивно переживаемое одиночество, тем более устойчива личность в агрессивной среде. Переживание студентами собственной индивидуальности, которая обусловлена оптимальным соотношением результатов идентификации и обособления дает почву для динамического равновесия и психологической устойчивости личности, которая не позволяет проявляться аутоагрессии (самообвинению и самобичеванию).
Литература:
- Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 60–72.
- Гасанова П. Г., Омарова М. К. Психология одиночества [Текст] / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова // — Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины» (Киев). — 2017. — 76 с.
- Примаков В. Л., Саутина Е. Г. Одиночество студенческой молодежи как социальный феномен [Текст] / В. Л. Примаков, Е. Г. Саутина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2018. — № 1 (794).