Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 15.04.2022

Статья просмотрена: 454 раза

Библиографическое описание:

Федорова, Ю. А. Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте / Ю. А. Федорова, А. А. Седова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90368/ (дата обращения: 19.12.2024).



Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение трудностей и сомнений в достижении успеха закрепляется в поведении, компенсации и после становится устойчивым свойством личности. Появление и закрепление тревожности как свойства личности связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, таких как: возможность занять внутреннюю позицию взрослого человека, как полноценного члена общества; потребность в общении; потребность в труде; потребность в формировании собственных нравственных установок, ценностей и временной перспективы.

Ключевые слова: агрессия, одиночество, индивид, юношество, социальные сети, деструктивное поведение, аутоагрессия.

Рост популярности социальных сетей дает возможность все время оставаться на связи с друзьями, родными, заводить новые знакомства, но при этом всем не решают до конца проблему одиночества. Виртуальное взаимодействие не обеспечивает достаточных эмоциональных связей, в потоке знакомств теряется аутентичность, снижается уровень эмпатии и доверия, во многом общение становится поверхностным, ему не хватает глубины.

В юношеском возрасте стремление преодолеть одиночество часто становятся причиной деструктивного поведения, что порождает трудности в личностном развитии. Переживание субъективного одиночества у студентов может перерасти в устойчивое негативное состояние, накладывающее отпечаток на другие сферы жизнедеятельности личности и даже стать причиной потери смысла жизни.

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение трудностей и сомнений в достижении успеха закрепляется в поведении, компенсации и после становится устойчивым свойством личности. Появление и закрепление тревожности как свойства личности связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, таких как: возможность занять внутреннюю позицию взрослого человека, как полноценного члена общества; потребность в общении; потребность в труде; потребность в формировании собственных нравственных установок, ценностей и временной перспективы.

Под агрессией понимается целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, которое нарушает нормы и правила сосуществования людей в обществе и наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб или психологический дискомфорт [1].

Одиночество рассматривается как негативное переживание, которое возникает в следствие неудовлетворения потребности в общении и взаимодействии с группой или человеком, разделения с ними эмоционального состояния и понимания индивида близкими людьми [2].

Юношеский возраст наиболее подвержен риску формирования чувства одиночества и проявления агрессивного поведения в связи с неопределенной до конца идентичностью, которая может быть следствием педагогической запущенности в семье, проблем адаптации в университете, разочарование в романтической любви и так далее. Юноша, у которого отсутствуют четкие жизненные цели, становится наиболее чувствителен к противоречиям между своим представлением идеального мира и реального, что может породить агрессию по отношению к окружающему социуму и самому себе, что ведет к ощущению себя одиноким и отчужденным [3].

Переживание одиночества и агрессивность ведут к тому, что личность может потерять тесное и доверительное общение с важными людьми, быть непонятыми и отвергнутыми обществом. Оба феномена могут привести к негативным последствиям для личности (развитие депрессии, снижение самооценки, ощущение потери энергии).

В результате проведенного исследования мы предприняли попытку выяснить степень влияния этих феноменов друг на друга и как каждый вид одиночества и агрессии связан между собой.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение является показателем переживанием субъективного одиночества.

Для проверки выдвинутых гипотез были подобраны следующие методики:

1) опросник для определения вида одиночества (С. Г. Корчагина);

2) опросник «Тест агрессивности» (Л. Г. Почебут).

С помощью выбранных нами методик мы провели диагностику студентов на предмет выявления вида и уровня переживаемого одиночества и агрессии. По результатам которых был проведен статистический анализ при помощи корреляционного анализа Спирмена.

С помощью корреляционного анализа Спирменa выявили две корреляционных связи между субъективным переживанием одиночества и агрессией. Это означает, что эти феномены связаны друг с другом. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционные связи переменных субъективного переживания одиночества и агрессивности студентов

Переменные

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

1

Диффузное одиночество

0,34*

0,09

2

Состояние одиночества (без опред. вида)

0,2

-0,49**

Примечание: наличие корреляционной связи обозначено жирным шрифтом. Знаком «*» отмечена корреляция значимая на уровне 0,05. Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.

Так же нами были выявлены корреляционные связи между отдельными видами одиночества, что говорит о их взаимосвязи. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляционные связи переменных видов одиночества студентов

Переменные

Состояние одиночества (без опред. вида)

1

Отчуждающее одиночество

0,5 **

2

Диссоциирующее одиночество

0,49**

Примечание: Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.

Корреляционные связи были обнаружены и меду конкретными видами агрессии среди студентов, что свидетельствует о их связи друг с другом. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Корреляционные связи переменных видов агрессивности студентов

Переменные

Физическая агрессия

Самоагрессия

1

Вербальная агрессия

0,5**

0,1

2

Эмоциональная агрессия

0,1

0,4*

Примечание: наличие корреляционной связи обозначено жирным шрифтом. Знаком «*» отмечена корреляция значимая на уровне 0,05. Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.

Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь переживания субъективного одиночества с конкретными формами проявления агрессивности подтвердилась.

Студенты, переживающие диффузное одиночество, которое проявляется в подозрительности в межличностных отношениях и сочетании противоречащих личностных и поведенческих характеристик, склонны к эмоциональному отчуждению и недоброжелательности к партнеру во время конфликта. Это можно связать с тем, что диффузное одиночество отражается в преобладании тенденции идентифицировать себя с другими людьми и социальными группами, так как в юношеском возрасте образ собственного «Я» не сформирован до конца. Сочетание противоречащих характеристик личности может порождать в конфликте как отчуждение и неприязнь.

А также, чем более управляемо и позитивно переживаемое одиночество, тем более устойчива личность в агрессивной среде. Переживание студентами собственной индивидуальности, которая обусловлена оптимальным соотношением результатов идентификации и обособления дает почву для динамического равновесия и психологической устойчивости личности, которая не позволяет проявляться аутоагрессии (самообвинению и самобичеванию).

Литература:

  1. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 60–72.
  2. Гасанова П. Г., Омарова М. К. Психология одиночества [Текст] / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова // — Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины» (Киев). — 2017. — 76 с.
  3. Примаков В. Л., Саутина Е. Г. Одиночество студенческой молодежи как социальный феномен [Текст] / В. Л. Примаков, Е. Г. Саутина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2018. — № 1 (794).
Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, агрессия, диффузное одиночество, субъективное одиночество, агрессивное поведение, взрослый человек, внутренняя позиция, временная перспектива, деструктивное поведение, жирный шрифт.


Похожие статьи

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 16 лет. Данный возраст является переходным периодом, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и психологическим взрослением ребенка. Психологические особенност...

Перфекционизм как фактор риска депрессивных расстройств: роль самокритики

Перфекционизм часто считают значимым фактором риска развития депрессивных расстройств, особенно при повышенной самокритичности. В данной работе исследуется взаимосвязь между перфекционизмом и депрессией, акцентируя внимание на роли самокритики как кл...

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста как вариант копинг-стратегии на совладание с психотравмирующей ситуацией

Статья посвящена одной из форм отклоняющего поведения у детей — агрессии, причиной возникновения которой нередко служит семья, где агрессивное поведение входит в стереотип, применяемый в повседневной жизни среди членов семейной системы. Конкретные жи...

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Развитие толерантности у подростков в условиях средней образовательной школы

В статье раскрывается проблема толерантности в современном мире. Любой человек постоянно сталкивается с чем-то отличающимся от его картины мира, от его мировоззрения: то есть с другими нравами, привычками, определенными обычаями, поведением, которое ...

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет

В статье представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин в возрасте 27–30 лет. Показано, что чем более выражены у человека симптомы возрастного кризиса (частая смена настроения, внутренние переживания и кон...

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Самоповреждающее поведение как деструктивная копинг-стратегия в контексте пограничного расстройства личности

Самоповреждающее поведение — поведение, связанное с намеренным повреждением тканей и органов собственного тела, не имеющее суицидальной направленности. Мы структурировали теоретические знания по теме и обнаружили, что в контексте пограничного расстро...

Похожие статьи

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 16 лет. Данный возраст является переходным периодом, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и психологическим взрослением ребенка. Психологические особенност...

Перфекционизм как фактор риска депрессивных расстройств: роль самокритики

Перфекционизм часто считают значимым фактором риска развития депрессивных расстройств, особенно при повышенной самокритичности. В данной работе исследуется взаимосвязь между перфекционизмом и депрессией, акцентируя внимание на роли самокритики как кл...

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста как вариант копинг-стратегии на совладание с психотравмирующей ситуацией

Статья посвящена одной из форм отклоняющего поведения у детей — агрессии, причиной возникновения которой нередко служит семья, где агрессивное поведение входит в стереотип, применяемый в повседневной жизни среди членов семейной системы. Конкретные жи...

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Развитие толерантности у подростков в условиях средней образовательной школы

В статье раскрывается проблема толерантности в современном мире. Любой человек постоянно сталкивается с чем-то отличающимся от его картины мира, от его мировоззрения: то есть с другими нравами, привычками, определенными обычаями, поведением, которое ...

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет

В статье представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин в возрасте 27–30 лет. Показано, что чем более выражены у человека симптомы возрастного кризиса (частая смена настроения, внутренние переживания и кон...

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Самоповреждающее поведение как деструктивная копинг-стратегия в контексте пограничного расстройства личности

Самоповреждающее поведение — поведение, связанное с намеренным повреждением тканей и органов собственного тела, не имеющее суицидальной направленности. Мы структурировали теоретические знания по теме и обнаружили, что в контексте пограничного расстро...

Задать вопрос