В статье проанализирована индивидуализация как ведущая стратегия организации обучения в магистратуре педагогического направления в современных условиях. Дана характеристика причин, затруднения реализации идеи индивидуализации в вузе. Рассмотрена сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Представлен алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории магистранта педагогического направления.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный маршрут, методы познавательной деятельности.
Актуальным трендом в современном образовании становится изменение подхода в обучении, и возникновение необходимости в индивидуализации обучения. Принципиальная важность состоит в том, чтобы изменить модель образования, подход к обучению, сформировать индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) с участием самих студентов. Требуется изменить подготовку специалистов, формировать у них не только профессиональные знания умения и навыки, но и нужные, модные в настоящее время такие качества, как мобильность, гибкость, самостоятельность, умение вступать в сложную коммуникацию. Способность брать на себя инициативу, смотреть на шаг вперед, нести ответственность. Похожие навыки в последующем требуют от своих будущих сотрудников работодатели. В связи с этим данные условия будут являться основным условием личностно-профессионального становления. Много случаев, когда в группе есть студенты талантливые, увлеченные и прилагающие усилия для освоения образовательной программы, и чтобы студент не заскучал, не потерял интерес к образованию, к саморазвитию, необходимо, выстраивать ИОТ.
В последнее время государственное регулирование высшего образования в России создает больше возможностей для выбора студентом индивидуальной траектории развития. Университет должен создавать условия для развития универсальных компетенций, которые будут необходимы студенту на любой работе и в целом для жизни в современном мире.
В педагогическом словаре под индивидуализацией обучения понимается организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Такое обучение осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения [4, с. 99].
Таким образом, для каждого обучаемого должны быть созданы соответствующие условия и предоставлены средства освоения учебного материала с учетом его индивидуальности и познавательных возможностей.
Термин «индивидуальная образовательная траектория» имеет широкое значение и много аспектов, а также несколько направлений реализации:
- Содержательное направление реализуется с помощью вариативной части индивидуального образовательного маршрута. В свою очередь, вариативная часть включает в себя учебные планы и образовательные программы.
- Деятельностное направление включает в себя нетрадиционные педагогические технологии и нестандартные методы преподавания.
- Процессуальное направление определяет организационный этап и виды общения.
В своих работах Т. М. Ковалёва индивидуализацию образовательного процесса трактует, как «способ обеспечения каждому обучающемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории» [3, с. 35]. Выбор, выстраивание и реализация индивидуальной образовательной траектории позволяет студенту развивать именно те качества личности, которые востребованы современным миром.
И. С. Якиманская в своих трудах рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как проявление стиля учебной деятельности обучающегося, которое зависит от его мотивации, обучаемости и степени сотрудничества с педагогом [6, с. 123].
А. В. Хуторской трактует данное понятие как персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. Под личностным потенциалом здесь понимается совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям [5, с. 278].
По мнению таких исследователей, как Е. В. Наумовой — Колчеданцевой [1] и М. Р. Ибляминовой [2] следует вывод, что индивидуальная образовательная траектория — реализация индивидуального проекта, модели образования, другими словами, персональный путь, реализованный индивидуальный маршрут.
Реализованный индивидуальный маршрут в нашем понимании является индивидуальной образовательной траекторией. В ходе реализации индивидуальной образовательной траектории студента может происходить уточнение отдельных составных частей, что включает в себя возможную корректировку выбранного пути следования.
В России элементы ИОТ пытаются внедрить многие вузы. Где-то вводят модульное обучение, где-то пытаются разбить общий поток на более узкие группы, но в основном акцентируются на организации индивидуализированной самостоятельной работе.
При создании образовательной модели у разной категории магистрантов, необходимо, учитывать те обстоятельства, что организация по индивидуальным образовательным траекториям будет отличаться.
Учитывая современную образовательную ситуацию, можно выделить две большие группы магистрантов очной формы обучения:
1) «Традиционные студенты» — то есть те, кто регулярно посещают занятия;
2) Студенты с особыми образовательными ситуациями, которые вследствие разных обстоятельств (личных, семейных, экономических и так далее) не всегда могут присутствовать на занятиях.
Не стоит упускать и тот факт, что среди студентов магистратуры педагогического направления преобладают работники различных образовательных организаций, при том, что немалая часть магистрантов не имеет базового педагогического образования. На всех этапах проектирования индивидуальных образовательных траекторий следует учитывать андрагогические закономерности и принципы, такие как: способность формировать информационный запрос; возможность выбора модели обучения; осознанное принятие позиции в обучении; эмоционально-волевая, физиологическая саморегуляция в процессе обучения и др.
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности магистранта должно строиться на добровольном решении самого студента, на его личностном потенциале, необходимо мотивировать студентов на проектирование и организацию собственной деятельности, так как процесс проектирования предполагает получение углубленных знаний, навыков в профессиональной деятельности за счет существенной доли самообразования, участия в научно-исследовательских проектах, стажировках.
Таким образом, в результате теоретического анализа научно-педагогической литературы, можно выделить следующий алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории магистранта педагогического направления:
— осознание ценности индивидуальной образовательной траектории как средство личностно-профессионального развития и самостоятельного определения магистрантом своих учебных и профессиональных целей, способов их достижения с учетом индивидуальных потребностей, интересов и способностей;
— постановка цели и задачи индивидуальных образовательных траекторий, которые формулировались на основе потребностей и ценностей студентов;
— создание организационно-педагогических условий в ситуации выбора проектирования и реализации ИОТ;
— выявление содержания индивидуальной образовательной траектории,
— при помощи применения методов познавательной деятельности способных вовлечь обучающихся в практико-ориентированные, проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности: игровые методы, кейсовые ситуации, игровое проектирование, «Мозговой штурм», ситуационный анализ;
— моделирование пространства учебно-профессиональной деятельности на основе использования задач, отражающих профессиональную сферу магистрантов педагогического направления. При этом учебно-профессиональная деятельность студента является результатом его развития и становления.
Литература:
- Ибляминова М. Р. Дефиниция содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория» методом контент — анализа // Психология развития. 2019. № 4. С. 368–371
- Неумоева-Колчеданцева Е. В. Опыт и перспективы индивидуализации современного педагогического образования в контексте практики // Образовательные технологии. 2019. № 4. С. 36–48.
- Ковалева Т. М. Роль бюджетной политики в условиях глобализации // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. 2012. № 3. С. 35–38
- Хохлова Н. В. Модель проектирования индивидуального плана обучения // Молодой ученый. 2015. № 19 (99).
- Хуторской А. В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. 320 с.
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. //Директор школы. Спецвыпуск. 2000. № 7.