Меры по снижению негативного влияния санкций на внешнеэкономическую деятельность регионов Уральского федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 18.04.2022

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Максутова, Е. С. Меры по снижению негативного влияния санкций на внешнеэкономическую деятельность регионов Уральского федерального округа / Е. С. Максутова, А. А. Троельников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 110-115. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90409/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность

Экономические санкции против Российской Федерации оказывают негативное влияние на внешнеторговый оборот Уральского федерального округа, что дестабилизируют экономическую ситуацию в округе. Поэтому для руководства субъектов УрФО крайне важно разработать ряд мер, направленных на поддержание отечественных производителей. Следовательно, тема настоящей работы является актуальной.

Цели

1) Оценить влияние санкций на внешнеэкономическую деятельность УрФО;

2) Предложить меры по нейтрализации последствий санкций.

Задачи

1) Раскрыть список санкций, влияющих на внешнеэкономическую деятельность УрФО;

2) Проанализировать данные Уральского таможенного управления;

3) Оценить оборот внешнеэкономической деятельности УрФО;

4) Предложить меры по укреплению финансовой устойчивости предприятий УрФО;

5) Предложить меры по улучшению внешнеэкономической деятельности УрФО.

Санкции

24 февраля 2022 г. Президент РФ В. В. Путин объявил о начале специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. И с этого момента для России и всего мира создается новая политическая и экономическая реальность.

Западные страны, недружественные России во главе с США, разрабатывают и вводят санкции практически в ежедневном формате и на сегодняшний день введен в действие так называемый «четвертый пакет» санкций [4]. По итогам всех санкционных мер и ограничений Россия стала мировым рекордсменом, обойдя Иран. Число российских физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, достигло по данным Информационного издания «Интерфакс», более 5000 человек [8]. Санкции затрагивают экономическую, политическую, гуманитарную сферы, а также международное взаимодействие и сотрудничество.

С 8 марта 2022 г. запрещен импорт нефти и газа из России в США. Заблокированы поставки товаров и технологий американского происхождения, произведенных в Японии, Тайване и Сингапуре.

Введены блокирующие санкции против Центрального Банка России и многих российских банков: заморожены золотовалютные резервы ЦБ РФ, активы Сбербанка, ВТБ, Альфа-Банка, Газпромбанка. Запрещен доступ к финансовым системам США, Европейского союза, Японии и Великобритании. Установлены запреты на поставку, страхование, техническое обслуживание товаров нефтяного сектора, приостановлена закупка и лизинг пассажирских самолетов и запчастей к ним.

В Свердловской области под санкции попали такие компании как ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (контролируется ГК «Ренова»), корпорация «ВСМПО-Ависма» и ГК «Ростех», у которой есть активы в Свердловской области: АО «Уральский приборостроительный завод», выпускающий аппараты ИВЛ, и АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод им. Э. С. Яламова» [5]. В Тюменской области — ПАО «Сибур Холдинг» и ООО «Сибур»; «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть», работающие в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра и Ямало-Ненецком автономном округе. Всем перечисленным компаниям нельзя сотрудничать с западными компаниями и получать от них инвестиции.

Отметим, что новые санкции еще не оказали заметного влияния на экономику УрФО. Многие из введенных санкций США и европейский стран дублируют ограничения, с которыми Россия живет уже много лет. В то же время серьезные ужесточения коснулись банковской сферы и международного сотрудничества, но эти меры отразятся на экономике России в будущем и приведут к ее замедлению.

Прекращение торговых отношений может сократить экспортные возможности региона. Опасность сохраняется и в рамках уже оплаченных поставок новых технологий, машин, оборудования и аппаратуры.

Внешнеэкономический оборот

По данным Уральского таможенного управления [9] экспорт УрФО в 2021 году составил $41,6 млрд.

Таблица 1

Экспорт УрФО

п/п

Страна

Оборот (млн. $ )

Доля, %

1

Китай

8 977,1

21,56 %

2

Нидерланды

7 477,1

17,96 %

3

Германия

2 847,2

6,84 %

4

Турция

2 153,5

5,17 %

5

Казахстан

2 069,4

4,97 %

6

США

1 552,7

3,73 %

7

Франция

1 261,8

3,03 %

8

Узбекистан

1 022,4

2,46 %

9

Беларусь

1 003,7

2,41 %

10

Бельгия

975,5

2,34 %

11

Другие страны

12 290

29,52 %

ВСЕГО

41 630,4

100,00 %

Структура экспорта УрФО по странам

Рис. 1. Структура экспорта УрФО по странам

Основным торговым партнером уральских регионов является Китай, на него приходится 20–25 % от объема перемещения товаров. Также лидерами по импорту являются Республика Корея и Казахстан, по экспорту — Нидерланды. Среди стран СНГ наиболее активно торговля ведется с Казахстаном.

Таблица 2

Импорт УрФО

п/п

Страна

Оборот (млн. $ )

Доля, %

1

Китай

3 321,8

21,82 %

2

Республика Корея

3 221,5

21,16 %

3

Казахстан

2 519,7

16,55 %

4

Германия

1 213,3

7,97 %

5

Франция

808,6

5,31 %

6

Италия

517,1

3,40 %

7

США

497,1

3,27 %

8

Беларусь

284,9

1,87 %

9

Чехия

173,8

1,14 %

10

Нидерланды

153,3

1,01 %

11

Другие страны

2 513,3

16,51 %

ВСЕГО

15 224,4

100,00

Структура импорта УрФО по странам

Рис. 2. Структура импорта УрФО по странам

Товарооборот между США и УрФО в прошлом году составил $2,05 млрд, импорт из США в УрФО составил $497 млн. Импорт раздела «машины и оборудование», по данным ФТС составил 56,08 %. Доля «металлов и изделий из них» составила 8,02 %.

В структуре экспорта по странам США для УрФО является шестым партнером с долей 3,73 %. Экспорт из УрФО в США в прошлом году составил $1,55 млрд.

Структура экспорта отражает потенциал УрФО и влияние санкционных ограничений. В основном экспортировались «минеральные продукты» (36,24 %), «металлы и изделия из них» (13,89 %) и «Машины, оборудование и транспортные средства» (4,35 %).

Внешнеэкономический оборот УрФО (млн. долл.)

Рис. 3. Внешнеэкономический оборот УрФО (млн. долл.)

Таблица 3

Товарная структура торговли УрФО (млн. долл.)

Наименование товара

ВСЕГО (в млн долл.)

Страны Дальнего зарубежья

Страны СНГ

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Минеральные продукты в том числе:

23 973,37

1 778,11

23 524,77

279,23

448,60

1 498,87

Топливно-энергетические товары

23 276,68

122,01

22 888,34

28,54

388,34

93,47

Металлы и изделия из них

11 745,63

2 230,64

9 015,92

1 230,02

2 729,71

1 000,62

Машины, оборудование и транспортные средства

1 813,37

8 895,58

1 106,90

8 606,96

706,47

288,62

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

376,22

407,91

86,76

215,52

289,46

192,38

Продукция химической промышленности, каучук

2 521,92

1 069,92

2 152,65

935,71

369,27

134,21

Другие товары

558,18

555,10

305,81

514,15

252,37

40,95

Текстиль, текстильные изделия и обувь

35,66

194,65

5,86

164,49

29,80

30,16

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

605,20

81,09

349,94

73,77

255,27

7,32

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,90

11,47

0,16

11,15

0,74

0,31

Итого

41630,45

15224,47

36548,77

12031

5081,69

3193,44

Сальдо

26 405,98

24 517,77

1 888,25

Наиболее важные категории экспорта (млн. долл.)

Рис. 4. Наиболее важные категории экспорта (млн. долл.)

Наиболее важные категории импорта (млн. долл.)

Рис. 5. Наиболее важные категории импорта (млн. долл.)

Для УрФО США, Франция и Германия не являются ключевыми партнерами и их уход из внешнеэкономической деятельности серьезно не скажется на экономике регионов. Внимание следует обратить на нивелирование негативных последствий в банковской сфере (увеличение ключевой ставки ЦБ РФ, валютные ограничения и т. д.) и предпринять усилия для поддержания малого и среднего бизнеса региона.

Президент РФ [1, 2] и Правительство РФ [3] вводят контрсанкции и разрабатывают меры поддержки экономики в целом, но многие регионы в том числе и УрФО предлагают собственные решения.

Например, в стратегию развития промышленного комплекса Свердловской области и Тюменской области подобные условия и риски закладывались с 2014 года. Поэтому предприниматели воспринимают санкции как данность, а у руководства регионов УрФО имеются готовые инструменты реагирования на ситуацию на основе географической диверсификации международного сотрудничества. Металлы, тяжелое машиностроение и оборудование, товары топливно-энергетического комплекса привлекательны для партнеров и с азиатского рынка.

Интересен для предприятий УрФО новый сервис «Биржа импортозамещения» на базе ГИСП (государственная информационная система промышленности). На сегодняшний день ГИСП насчитывает более 14 тысяч пользователей — промышленных предприятий [6]. Основными преимуществами «Биржи импортозамещения» на базе ГИСП являются: наличие широкой базы поставщиков, функция автоматической рассылки приглашений к торгам, возможность проверки поставщиков и продукции на соответствие требованиям заказчика, готовая экосистема цифровых продуктов для уменьшения трудозатрат поставщиков (включая дополнительные финансовые сервисы, такие как банковская гарантия, факторинг, лизинг) [6].

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра принято решение о создании Центра новой индустриализации [10], который будет способствовать поддержке предприятий промышленной сферы, импортозамещению, стимулированию инвестиций.

Привлечение займов из фонда развития промышленности в рамках программы «приоритетные проекты», включающее льготное заемное софинансирование под 1 % и 3 % годовых [7]. Софинансирование предоставляется под проекты, реализуемые в приоритетных направлениях российской промышленности и направленные на импортозамещение, внедрение новых технологий, а также на локализацию и создание серийного производства конкурентоспособной высокотехнологичной критически важной промышленной продукции.

Большое значение в условиях финансовой блокады приобретает готовность руководства регионов осуществлять поиск новых зарубежных партнеров, разрабатывать и реализовывать программы субсидирования экспорта, содействовать размещению товаров на электронных площадках, способствовать сопровождению экспортных контрактов, а также переводу расчетов с другими государствами в рублях, поэтому перемены должны произойти в работе Центров поддержки экспорта регионов УрФО [11, 12, 13].

На сегодняшний день приоритетная задача Центров поддержки экспорта регионов УрФО — поддержка и реализация мероприятий, способствующих осуществлению перехода на прямые расчеты в рублях во внешнеэкономических контрактах.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» / СПС «КонсультантПлюс» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944/
  2. Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» / СПС «КонсультантПлюс» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410417/
  3. Заседание президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций от 22.03.2022 / / СПС «КонсультантПлюс» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74172.html
  4. ЕС ввел против РФ четвертый пакет санкций [Электронный ресурс] / ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» // Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/14082663
  5. Каких уральских политиков, бизнесменов и компаний коснулись санкции / ИД «Коммерсантъ» // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/gallery/5269699
  6. На базе ГИСП запущен новый сервис «Биржа импортозамещения» / Минпромторг России // Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!na_baze_gisp_zapushhen_novyy_servis_birzha_importozameshheniya
  7. Программа предоставления льготных займов ФРП РФ «Приоритетные проекты» / ФГАУ «Российский фонд технологического развития» // Режим доступа: https://frprf.ru/zaymy/proekty-razvitiya/
  8. Россия обошла Иран по числу компаний и физлиц, оказавшихся под санкциями [Электронный ресурс] / Международная информационная группа «Интерфакс» // Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/826913
  9. Уральское таможенное управление. Статистические данные // Режим доступа: https://utu.customs.gov.ru/
  10. Фонд развития Югры станет координатором работы Центра новой индустриализации / Фонд развития Югры // Режим доступа: https://fondugra.ru/news/13768/
  11. Центр поддержки экспорта Свердловской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sofp.ru/o-nas/nashi-podrazdeleniya/czentr-podderzhki-eksporta/
  12. Центр поддержки экспорта Тюменской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tecrus.ru/
  13. Центр поддержки экспорта Югры [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.export-ugra.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): США, внешнеэкономическая деятельность, Россия, казахстан, китай, нидерланды, санкция, Свердловская область, структура экспорта, Тюменская область.


Похожие статьи

Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области

Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона

Влияние кризисных явлений в экономике на социально-экономическое положение Кемеровской области

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Развитие предпринимательской деятельности в производственной сфере АПК Омской области

Инвестиционное обеспечение развития розничной торговли в Омской области

Влияние социально-экономических факторов на уровень конкуренции аптечных учреждений региона

Роль целевого финансирования малого бизнеса предприятий Нижегородской области

Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона

Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области

Похожие статьи

Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области

Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона

Влияние кризисных явлений в экономике на социально-экономическое положение Кемеровской области

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Развитие предпринимательской деятельности в производственной сфере АПК Омской области

Инвестиционное обеспечение развития розничной торговли в Омской области

Влияние социально-экономических факторов на уровень конкуренции аптечных учреждений региона

Роль целевого финансирования малого бизнеса предприятий Нижегородской области

Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона

Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области

Задать вопрос