Улучшение показателей роторного двигателя Ванкеля на холостом ходу за счет водородосодержащих добавок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 17.04.2022

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Левин, Ю. В. Улучшение показателей роторного двигателя Ванкеля на холостом ходу за счет водородосодержащих добавок / Ю. В. Левин, Р. А. Бондаренков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90426/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются результаты экспериментальных исследований работы роторно-поршневого двигателя Ванкеля ВАЗ-311 с добавками свободного водорода на режиме холостого хода. Полученные результаты свидетельствуют об улучшении топливной экономичности и экологичности двигателя Ванкеля за счет добавок свободного водорода.

Ключевые слова: роторно-поршневой двигатель Ванкеля, водород, расход топлива, продукты неполного сгорания.

Роторный двигатель Ванкеля (см. рис. 1) является потенциальной альтернативой поршневому двигателю и больше подходит в качестве силовой установки для гибридных транспортных средств [1], легкомоторной авиации [2] и маломерных судов [3].

Роторный двигатель Ванкеля со снятой задней крышкой

Рис. 1. Роторный двигатель Ванкеля со снятой задней крышкой

По сравнению с обычным поршневым двигателем роторный двигатель имеет много преимуществ, таких как более лучшее значение удельной мощности благодаря высокой частоте вращения эксцентрикового вала, компактная и простая конструкция из-за меньшего количества движущихся частей, меньшая вибрация и шум при работе двигателя, обусловленные отсутствием возвратно-поступательных элементов, и др. [4–6]. По этим причинам роторный двигатель является перспективной энергетической установкой для мобильных транспортных средств. Однако нельзя игнорировать и недостатки роторного двигателя. Как правило, это высокие выбросы углеводородов (C x H y ) и оксидов углерода (CO), плохая экономия топлива и низкая тепловая эффективность [1, 3, 6]. Эти проблемы в основном вызваны следующими причинами: во-первых, быстрому и полному сгоранию топливно-воздушных смесей препятствует узкая камера сгорания роторного двигателя. Во-вторых, эффект гашения пламени увеличивается из-за высокого отношения площади поверхности к объему камеры сгорания. И последнее, но не менее важное: из-за однонаправленного движения ротора возникает неполное сгорание топливовоздушной смеси у задней, по ходу вращения, вершины ротора. Поэтому ряд исследовательских интересов сосредоточены на улучшении топливной экономичности и показателей выбросов роторного двигателя.

Бензин является одним из наиболее широко используемых видов топлива в двигателях с искровым зажиганием, в том числе и в роторных двигателях Ванкеля. Однако узкая и длинная камера сгорания, а также однонаправленное движение заряда затрудняют испарение бензина и образование гомогенной топливовоздушной смеси. Между тем большая толщина гашения пламени и низкая скорость сгорания бензовоздушной смеси неблагоприятно сказываются на экономии топлива и выбросах вредных веществ с отработавшими газами роторного двигателя. Поэтому для роторного двигателя Ванкеля больше подходит топливо с высокой скоростью распространения пламени и минимальной толщиной гашения пламени.

Как показывают исследования [1, 3], в том числе, проведенные в Волгоградском государственном техническом университете [7–8], что уменьшить неполное сгорание топливовоздушной смеси в камере сгорания роторного двигателя Ванкеля можно за счет использования добавок водорода к основному топливу. Конструктивные особенности роторного двигателя Ванкеля хорошо подходят для использования водорода. Отсутствие выпускного клапана, расположение свечей зажигания в специальных камерах и физическое разделение между камерой сгорания и зоной выпуска способствуют уменьшению преждевременного зажигания и обратного воспламенение водородовоздушной смеси. Более того, из-за характеристик пламени водорода использование водорода в качестве топливной добавки может частично устранить недостатки двигателя Ванкеля. Действительно, водород увеличивает скорость распространения пламени, что способствует уменьшению эффекта гашения пламени и уменьшению тепловых потерь внутри рабочей камеры роторного двигателя Ванкеля.

Экспериментальные исследования при использовании добавок водорода к основному топливу проводились на односекционном роторном двигателе Ванкеля ВАЗ-311. Бензин марки АИ-92 использовался в качестве основного топлива. Подача как бензина, так и водорода осуществлялась через форсунки во впускной коллектор роторного двигателя. Система впрыска топлива позволяет изменять длительность и момент начала впрыска как бензина, так и водорода.

Испытания по влиянию добавок водорода к основному топливу проводились на холостом ходу, так как для данного режима характерна повышенная концентрация несгоревших углеводородов и оксидов углерода в отработавших газах. Контроль количества C x H y и CO в отработавших газах роторного двигателя Ванкеля на холостом ходу производился с помощью газоанализатора АСКОН-02. Также на холостом ходу по величине массового расхода основного топлива оценивалась топливная экономичность роторного двигателя Ванкеля при использовании различных добавок водорода. Состав топливовоздушной смеси при работе роторного двигателя соответствовал стехиометрическому. Исключение составляла только работа двигателя Ванкеля без добавок водорода, которая осуществлялась при коэффициенте избытка воздуха  = 0,95, так как устойчивость работы роторного двигателя нарушалась при стехиометрическом значении коэффициента избытка воздуха.

На рис. 2 представлены зависимости массовых расходов бензина и водорода от количества добавляемого водорода на холостом ходу роторного двигателя. Так, например, массовая добавка 9 % водорода снижает расход бензина на 23,5 % при работе двигателя на стехиометрической топливовоздушной смеси (α = 1)

Зависимость расходов бензина и водорода от величины добавляемого водорода на холостом ходу

Рис. 2. Зависимость расходов бензина и водорода от величины добавляемого водорода на холостом ходу

Дополнительные исследования влияния добавок свободного водорода на содержание C x H y и СО, проведенные для режима холостого хода, показали существенное снижение выбросов названных токсичных компонентов. На рис. 3 представлены зависимости содержания оксида углерода и несгоревших углеводородов в отработавших газах от величины массовой добавки водорода.

Как видно из рис. 2, добавка 9 % водорода к основному топливу на режиме холостого хода роторного двигателя Ванкеля приводит к снижению содержания C x H y в 4,5 раза, а содержания СО — в три раза.

Зависимость CxHy и СО от массовой добавки водорода на холостом ходу

Рис. 4. Зависимость C x H y и СО от массовой добавки водорода на холостом ходу

Результаты исследований показали, что использование малых добавок водорода положительно влияет на экологичность и топливную экономичность роторного двигателя Ванкеля. Уменьшение выбросов несгоревших углеводородов и расхода бензина свидетельствуют о том, что добавки водорода способствуют улучшению полноты сгорания топливовоздушной смеси в роторном двигателе. А возможность поддерживать стехиометрический состав топливовоздушной смеси на режиме холостого хода за счет малых добавок водорода позволяет использовать системы с трехкомпонентными нейтрализаторами отработавших газов с целью дополнительного снижения вредных выбросов в окружающую среду.

Литература:

1. Wakayama N., Morimoto K., Kashiwagi A., Saito T. Development of hydrogen rotary engine vehicle. 16th World Hydrogen Energy Conference. — Lyon, France. — 2006.

2. Броладзе К. Э. Многотопливные РПД «WANKEL» AG. Международный научный журнал «Воздушный транспорт». — 2013. — № 1 (8). — С. 16–36.

3. Amrouche F., Erickson P., Park J., Varnhagen S. An experimental investigation of hydrogen-enriched gasoline in a Wankel rotary engine. International Journal of Hydrogen Energy. — 2014. — T. 39. — Р. 8525–8534.

4. Архангельский В. М. и др. Автомобильные двигатели. — М.: Машиностроение, 1977.

5. Колчин А. И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие для вузов — М.: Высшая школа, 2008.

6. Chen H., Pan C., Xu X., Zhang X., Xu H. Development of Rotary Piston Engine Worldwide / AASRI International Conference on Industrial Electronics and Applications. — Atlantis Press. — 2015. — P. 180–183.

7. Левин Ю. В. и др. Влияние добавки водорода на экологические показатели роторно-поршневого двигателя Ванкеля // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. — 2015. — Т. 2. — №. 2. — С. 392–396.

8. Федянов Е. А. и др. Использование добавок свободного водорода для улучшения топливной экономичности роторно-поршневого двигателя ванкеля // Энерго-и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. — 2017. — №. 4. — С. 20–23.

Основные термины (генерируются автоматически): роторный двигатель, холостой ход, основное топливо, топливная экономичность, водород, неполное сгорание, работа двигателя, свободный водород, смесь, роторно-поршневой двигатель.


Ключевые слова

водород, расход топлива, роторно-поршневой двигатель Ванкеля, продукты неполного сгорания

Похожие статьи

Лабораторные испытания ТЭГ системы выпуска двигателя внутреннего сгорания

В статье описано проведение лабораторных испытаний разработанного термоэлектрического генератора для автомобильного двигателя внутреннего сгорания и дана краткая характеристика применяемого измерительного и контрольного оборудования. Представлены осн...

Методика исследований дизеля 2Ч 10,5/12,0 по снижению содержания оксидов азота при работе на метаноле

В работе приводится методика проведения стендовых испытания дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на дизельном топливе и на метаноле с двойной системой топливоподачи с целью снижения содержания оксидов азота в ОГ.

Исследование образования продуктов реакции при горении жидкого топлива различной массы

В статье проведено исследование, посвященное оценке влияния впрыскиваемой массы жидкого топлива на процесс горения топлива на основе решения дифференциальных уравнений турбулентного реагирующего течения. Получено распределение температуры капель жидк...

Влияние применения метанола с двойной системой топливоподачи в дизеле 2Ч 10,5/12,0 на показатели процесса сгорания и показатели сажесодержания

В работе приводятся результаты изменения дымности отработавших газов дизеля 2Ч 10,5/12 выполненных по результатам экспериментальных данных при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи.

Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки при работе на частоте вращения максимального крутящего момента

В данной статье рассмотрено влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки при работе на частоте вращения максимального крутящего момента.

Исследование процесса каталитической депарафинизации дизельного топлива с применением модели, основанной на физико-химических закономерностях процесса

При помощи математической модели были произведены расчёты основных технологических параметров, влияющих на выход продукта, предельную температуру фильтруемости и содержание н-парафинов.

Добавка синтез-газа, полученного на борту автомобиля, к основному топливу

В данной статье предложена схема конверсии синтез газа из метанола на борту автомобиля за счет теплоты отработавших газов двигателя. Приведены данные полученные в ходе эксперимента по замеру температуры отработавших газов бензинового двигателя. Выпол...

Содержание токсичных компонентов дизеля при работе на дизельном топливе и метаноле

В работе приводятся результаты влияния применения метанола в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от различных установочных УОВТ на содержание токсичных компонентов в отработавших газах в зависимости от ...

Влияние установочного угла опережения впрыскивания топлива на токсичность отработавших газов дизеля 4ЧН 11,0/12,5

В работе приводятся результаты исследований влияния установочного угла опережения впрыскивания топлива на токсичность отработавших газов дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и на природном газе.

Влияние метанола на максимальную осредненную температуру цикла в цилиндре дизеля при n=1400 мин-1

В работе приводятся результаты влияния применения метанола в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от различных установочных УОВТ при n = 1400 мин-1 на максимальную осредненную температуру цикла в цилиндр...

Похожие статьи

Лабораторные испытания ТЭГ системы выпуска двигателя внутреннего сгорания

В статье описано проведение лабораторных испытаний разработанного термоэлектрического генератора для автомобильного двигателя внутреннего сгорания и дана краткая характеристика применяемого измерительного и контрольного оборудования. Представлены осн...

Методика исследований дизеля 2Ч 10,5/12,0 по снижению содержания оксидов азота при работе на метаноле

В работе приводится методика проведения стендовых испытания дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на дизельном топливе и на метаноле с двойной системой топливоподачи с целью снижения содержания оксидов азота в ОГ.

Исследование образования продуктов реакции при горении жидкого топлива различной массы

В статье проведено исследование, посвященное оценке влияния впрыскиваемой массы жидкого топлива на процесс горения топлива на основе решения дифференциальных уравнений турбулентного реагирующего течения. Получено распределение температуры капель жидк...

Влияние применения метанола с двойной системой топливоподачи в дизеле 2Ч 10,5/12,0 на показатели процесса сгорания и показатели сажесодержания

В работе приводятся результаты изменения дымности отработавших газов дизеля 2Ч 10,5/12 выполненных по результатам экспериментальных данных при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи.

Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки при работе на частоте вращения максимального крутящего момента

В данной статье рассмотрено влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки при работе на частоте вращения максимального крутящего момента.

Исследование процесса каталитической депарафинизации дизельного топлива с применением модели, основанной на физико-химических закономерностях процесса

При помощи математической модели были произведены расчёты основных технологических параметров, влияющих на выход продукта, предельную температуру фильтруемости и содержание н-парафинов.

Добавка синтез-газа, полученного на борту автомобиля, к основному топливу

В данной статье предложена схема конверсии синтез газа из метанола на борту автомобиля за счет теплоты отработавших газов двигателя. Приведены данные полученные в ходе эксперимента по замеру температуры отработавших газов бензинового двигателя. Выпол...

Содержание токсичных компонентов дизеля при работе на дизельном топливе и метаноле

В работе приводятся результаты влияния применения метанола в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от различных установочных УОВТ на содержание токсичных компонентов в отработавших газах в зависимости от ...

Влияние установочного угла опережения впрыскивания топлива на токсичность отработавших газов дизеля 4ЧН 11,0/12,5

В работе приводятся результаты исследований влияния установочного угла опережения впрыскивания топлива на токсичность отработавших газов дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и на природном газе.

Влияние метанола на максимальную осредненную температуру цикла в цилиндре дизеля при n=1400 мин-1

В работе приводятся результаты влияния применения метанола в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от различных установочных УОВТ при n = 1400 мин-1 на максимальную осредненную температуру цикла в цилиндр...

Задать вопрос