Статья посвящена выявлению особенностей системы таможенного аудита, как инструмента достижения баланса публичных и частных интересах в таможенных правоотношениях. Одной из основных функций таможенных органов является обеспечение стабильного экономического развития государства посредством проведения таможенного контроля. Аудит в таможенных правоотношениях подразумевает форму контроля, который обеспечивает своевременное пресечение нарушений таможенного законодательства, минимизирует риски заниженных поступлений таможенных платежей в бюджет государства, повышает уровень эффективности внешнеторговой деятельности. В статье рассматривается таможенный контроль через систему таможенного аудита, анализ аудиторской деятельности в таможенных правоотношениях, а также методы достижения баланса частных и публичных интересов путем мониторинга и аудита.
Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, таможенный аудит, таможенные правоотношения, таможенный контроль.
Рост международной торговли происходит за счет увеличения рынка товаров и услуг, а также создания качественной конкуренции на рынке. Таможенный контроль на основе методов аудита подразумевает осуществление проверочных действий в отношении проверок аудиторской деятельности. В целях обеспечения эффективности в системе государственного таможенного регулирования важно обеспечить выполнение следующих условий: во-первых, создание качественной и четкой структуры законодательных норм и правил, регламентирующих правила таможенного регулирования, которые включают в себя меры тарифного и нетарифного регулирования, обложение налогами и другое; во вторых, это организованность системы контроля в соответствии с установленными правилами, — другими словами, создание действенной системы внутреннего контроля и функционирования внутренней системы таможенного аудита. Аудит подразумевает собой вид независимой проверки таможенными аудиторами.
Таможенный аудит представляет собой форму таможенного контроля, которая находится в зависимости от системности процесса сбора и обработки информации, заявленной при таможенном оформлении товаров с целью соответствия полученной информации нормам законодательства Российской Федерации. В целом, аудиторская деятельность в соответствии с Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об аудиторской деятельности» — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Внедрение таможенного аудита путем достижения целевого ориентира Стратегии развития таможенной службы до 2030 года было осуществлено в соответствии с Приказом ФТС России от 29.10.2021 № 960 «О проведении эксперимента по внедрению таможенного аудита», который направлен на обеспечение разработки инструментов таможенного аудита при проведении организации оценки соответствия праву Евразийского и законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании деятельности участников внешнеэкономической деятельности на основе заключений и определения сферы применения заключений компаний-аудиторов (в том числе возможных упрощений) — дополнительного источника информации для принятия соответствующих решений. Важно отметить и методы таможенного аудита, являющиеся актуальными на данный момент, — это метод детализации, заключающийся в выявлении фактов недостоверности при оформлении документов, вследствие таких действий возникает риск нарушения таможенного законодательства; метод балансирования, который основывается на отличительных особенностях источников использования средств информации при проверке итогов таможенного оформления; метод графической интерпретации, являющийся визуализацией результатов проведения аудита, соотношения плюсов и минусов осуществленной проверки в виде графических рисунков и диаграмм; и заключительный метод — это метод инвентаризации, является методом просчета и анализа сведений бухгалтерской и фактической отчетности.
Аудит внешнеэкономической деятельности имеет свои существенные особенности, связанные с внешнеэкономическими сделками, которые, как правило, заключаются на основе валютных операций. Таким образом, цель аудита заключается в значимости проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также всей дополнительной информации, связанной с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Основные задачи в области обеспечения таможенного контроля путем таможенного аудита включают в себя выявление и максимально возможное пресечение рисков нарушения таможенного законодательства, правил и норм, которые возникают или могут возникнуть при осуществлении внешнеторговой деятельности. Через таможенный аудит происходит анализ всех документов, соответствия условий контракта с фактическим осуществлением торговой деятельности, анализ финансовой отчетности и банковских документов, норм осуществления валютных операций.
Рис. 1. Схема таможенного аудита после таможенного оформления
На первом этапе подготовки к аудиторской проверке необходима разработка программ и методов. Выбор определенного метода и в целом анализ деятельности начинается с обстоятельства проверки, выявления аудиторских рисков, выявления возможного объекта нарушения. Направления аудиторской деятельности экспортно-импортных операций акцентируются на соблюдении законодательства, определении полноты и своевременности отражения финансовой деятельности, достоверности сведений в таможенных документах при таможенном оформлении.
Переходя к анализу системы поиска баланса частных и публичных интересов в таможенных правоотношениях, важно отметить, что таможенный аудит является независимой проверкой, которую осуществляют негосударственные органы. Поэтому, в данном случае, аудиторские услуги необходимы в большей степени частному лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в сфере внешней торговли. Что касается интересов органов публичной власти и частных лиц, важно создать условия полного доверия, так как и государству, и частным лицам выгодно исключать всевозможные риски, возможные задержки в осуществлении торговой деятельности, минимизировать нарушения законодательства. Интересы государства — наиболее благоприятное экономическое развитие, рост показателей экономической безопасности, стабильность государства в международном разделении труда.
Государству необходима стабильность в финансово-экономическом секторе, обеспечение которой возложено на таможенные и налоговые органы в части курирования поступлений налоговых доходов в бюджет страны. Увеличения ставок налоговых платежей приводит к дисбалансу доходности частных организаций, следовательно, оборот и объемы торговли они будут вынуждены уменьшить. Такое уменьшение приводит к понижению показателей экономической стабильности государства. Достичь полного доверия государства к таким компания, затруднительно, но найти общий баланс интересов в таможенных правоотношениях возможно. Аудиторская деятельность — важный связующий инструмент интересов государства и частных лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность. В данном случае аудиторская деятельность помогает государству исключить нарушения таможенного законодательства, что определенно выгодно, так как показатели нарушений влияют на экономическую стабильность и безопасность, при этом частному лицу создать перед государством добросовестную фирму, для которой государство обеспечит более выгодные условия перемещения.
Таким образом, таможенный аудит представляет собой некую форму таможенного контроля и проводится при завершении таможенного оформления. Система аудиторской деятельности может заменить осуществление контрольной деятельности определенных представителей государственных органов, а также органов местных управлений в целях проверки соблюдения всех финансовых фактов компании. Целями аудита всех субъектов осуществления международной торговли можно назвать оказание помощи таким субъектам для того, чтобы в дальнейшем система компьютеризации использовалась для своевременного предоставления деклараций и проведения самопроверки всей финансовой деятельности. Отличительные особенности проверок после конвертируемых документов, важно проверить и циклическую систему обрабатываемых документов и транзакций организации, все данные бухгалтерского учета и иных документов и отчетов финансовой деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//СПС КонсультантПлюс, 2021
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ (последняя редакция)
- Приказ ФТС России от 29.10.2021 № 960 «О проведении эксперимента по внедрению таможенного аудита»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р <Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года>
- Агапова А. В. Таможенный аудит: государственный контроль или предпринимательская деятельность? // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. N 2 (39).
- Бакаева О. Ю., Покачалова Е. В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях // Вестник Пермского университета. 2018. № 3 (72).