В статье рассматривается современный опыт в сфере юридического образования таких стран, как Великобритания и Китайская Народная Республика. Описаны сущностные черты системы юридического образования обеих стран и их нынешнее устройство. Определены проблемы, существующие в сфере юридического образования КНР.
Ключевые слова: юриспруденция, юридическое образование, право, Великобритания, барристеры, солиситоры, Инны, Китайская Народная Республика.
The article examines the current experience in the field of legal education in such countries as the United Kingdom and the People's Republic of China. The essential features of the legal education system of both countries and their current structure are described. The problems that exist in the field of legal education of the People's Republic of China are identified.
Keywords: Law, legal education, law, United Kingdom, Barristers, Solicitors, Inns, People's Republic of China.
Юридическое образование в каждой без исключения стране отражает специфику ее исторического развития, менталитета населения и национальных особенностей, что логично и обусловлено долгим процессом формирования и становления правовых школ. Система образования в каждой стране индивидуально складывалась на протяжении многих столетий.
Сегодня процессы глобализации затрагивают юридическую сферу практически каждой страны, становясь причиной интеграции правового опыта одних государств в жизнь других [7]. Сейчас невозможно представить себе мир без масштабных бизнес-проектов, в которых задействованы представители сразу нескольких стран, без международных торговых площадок, или без сотрудничества и помощи стран друг другу в трудных ситуациях, как это было в 2019–2020 годах во время пандемии COVID-19.
И эти процессы нуждаются в законодательном регулировании. Правовой опыт различных государств, в том числе и в сфере юридического образования, становится предметом пристального анализа и изучения. Такой подход актуален еще и потому, что заимствование наиболее хорошо проявивших себя на практике структурных элементов юридического образования различных стран является абсолютно нормальной практикой во всем мире.
Юридическое образование Великобритании можно назвать заложником традиций. Именно они обусловили его самобытность. В Англии в XIII–XIV вв. сформировались два главных направления юридического образования, которые существуют и сегодня и не претерпевшие существенных изменений.
Первое направление — solicitor (солиситоры). Адвокаты, в чьи компетенции входит как подготовка документов для представителей второго направления, так и работа юрисконсультами и ведение дел в низших судебных инстанциях. Второе направление — barrister (барристеры). Их можно назвать адвокатами более высокого ранга. Они, в отличие от солиситоров, имеют право вести дела в судах высшей инстанции.
Следующей традиционной чертой юридического образования в Великобритании, сохранившейся по сей день, является существование наряду с университетами своеобразных профессиональных сообществ — Inns of court (Иннов). Сегодня их также можно назвать практико-ориентированными адвокатскими сообществами, где соискатели могут сдать экзамен для получения звания барристера [1].
Несмотря на приверженность традициям, современное юридическое образование в Великобритании носит преимущественно практический характер в рамках англо-саксонской системы права и учитывает все требования современности к высококвалифицированным юристам. В первой четверти XIX века образование столкнулось с проблемой слишком большой теоретизации: будущим представителям отрасли не хватало практических навыков. За качеством юридического образования в Великобритании следят сразу несколько независимых агентств и профессиональных объединений.
Одной из главных контролирующих организаций можно назвать QQA (Quality Assurance Agency for Higher Education), задача которого состоит в мониторинге соответствия образовательных юридических программ высоким стандартам, принятым ими в конце 1990-х годов. Следующим контролирующим органом выступает гильдия руководителей высших учебных заведений страны — GuildHE (Guild High Education) [8].
При этом программы подготовки бакалавров в области права Великобритании, которые являются действующими на данный момент и реализуемые в высших учебных заведениях прошли обязательный контроль дополнительно двух профессиональных сообществ. Данные профессиональные сообщества регулирует стандарты академической подготовки барристеров (Bar Standards Board), и управления, следящего за профессиональной деятельностью солиситоров (Solicitors Regulation Authority) [8].
Высокопоставленные члены BSB и SRA входят в объединенную коллегию, которая также определяет и утверждает требования, предъявляемые к обязательным экзаменам и дипломным работам выпускников юридических факультетов британских вузов. В задачи объединенной коллегии входит и контроль за реализацией магистерских программ по юриспруденции [3].
Многоступенчатый контроль при этом не ограничивает высшие учебные заведения в правах. Любой вуз может реализовывать и авторскую юридическую образовательную программу, не опираясь при ее составлении на нормы профессиональных коллегий. Она лишь должна соответствовать стандартам QQA. Однако более престижными и перспективными считаются все же те программы, которые получили свое одобрение от BSB, SRA и объединенной коллегии их представителей. Данные программы пользуются большой популярностью у студентов, которые решили связать свою жизнь с юриспруденцией и добиться больших карьерных успехов. Юридические факультеты высших учебных заведений Великобритании достаточно редко решаются начинать обучение по иным, неодобренным коллегиями программам [8].
Основными же признаками образовательной программы, одобренной как QQA, так и всеми профессиональными коллегиями, является разделение на обязательные и необязательные дисциплины, где к содержанию первых также выдвинуты определенные требования. За их выполнением следят представители профессиональных объединений барристеров и солиситоров.
По соотношению обязательных дисциплин, в учебном плане такой программы будет больше, чем необязательных: в среднем около двух третей. Среди них предметы, направленные на изучение истории европейского права и современной правовой системы Евросоюза и Великобритании [4].
Практическая же направленность юридического образования в Великобритании выражается в использовании таких методов, как, например, юридические клиники. Этот компонент не входит в перечень обязательных, однако широко используется практически всеми высшими учебными заведениями Великобритании [1]. Содержание же практических занятий разрабатывают сами юридические факультеты — оно не подлежит такому строгому контролю со стороны QQA и коллегий, как перечень обязательных теоретических дисциплин, на практике представляющих из себя лекции и семинары.
У Китайского юридического образования также богатая история, которая в свое время была очень тесно связанна с опытом Советского Союза в этой сфере. С начала существования КНР в середине XX века, страна перенимала большое количество новшеств, вводимых ранее в СССР, в том числе и в сфере обучения будущих представителей юридической стези. Такое заимствование и большое количество реформаций системы юридического образования, которое пришлось на начало 50-х годов XX столетия, оставили свой след и в современности.
Современное состояние юридического образования в КНР нельзя оценить без знания его истории. С середины прошлого века его популярность стремительно падала. Закрывались юридические кафедры, специалистов в этой области, способных вести занятия у студентов, разрабатывать учебные программы и планы, было очень мало. Согласно статистическим данным 1983 года, среди работников судебных учреждений и милиции КНР высшее образование имели только 8 %, из них лишь 3 % обладали дипломами о получении юридического образования [2].
Престиж юридического образования власти КНР поднимали, увеличивая количество юридических кафедр, функционирующих при высших учебных заведениях. Открывались Школы юстиции и милиции, где также можно было сдать экзамены и получить профильный диплом.
К концу 2010-го года ситуация значительно улучшилась. В это время в КНР действовало больше шестисот вузов, в составе которых были три вида юридических факультетов: открытые на базе классических, политехнических и специально-профессиональных университетов [5].
Однако проблемы в юридическом образовании Китая существуют и сегодня: говорить об их решении пока преждевременно. Первая проблема состоит в том, что там по-прежнему не хватает высококвалифицированных кадров, что является прямым и пока непреодолённым последствием ранее случившегося кризиса и непопулярности данного направления в обучении. Вторая проблема выражается в недостаточной практической составляющей юридического образования в КНР, так как в самом учебном процессе упор делается на теоретическую составляющую, а базы практики неохотно принимают студентов и не занимаются их обучением по причине того, что им это не выгодно, ведь университеты не стремятся оплачивать затраты на проведение каких-либо практических занятий на стороне [2].
Сегодня для того, чтобы начать свою юридическую практику в Китае, необходимо сдать многоступенчатое профессиональное тестирование: Единый юридический экзамен. Без преодоления минимального порога баллов получить диплом юриста в КНР невозможно. Организуется и проводится он не каким-то конкретным вузом, а министерством образования КНР. Задания, предоставляемые студентам, также разрабатываются на правительственном уровне. Суть Единого юридического экзамена очень близка к сути Единого государственного экзамена в России. Третья проблема — содержание образовательных программы не учитывают все требования экзамена и в процессе его сдачи студенты сталкиваются с заданиями, которые попросту не в состоянии решить в силу недостаточной теоретической и чаще практической подготовки [5]. Именно поэтому многие вынуждены заниматься дополнительно в частных юридических школах и проходить какие-либо курсы.
Отличительной чертой у юридического образования в Китае является то, что целью его является не только обучение, но и воспитание личности и привитие студентам высоких моральных качеств. Кафедры стараются дать обучающимся не только инструмент для зарабатывания денег, но и сформировать устойчивые представления о долге, чести и достоинстве юриста.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у каждого юридического образования имеются свои особенности. Юридическое образование Великобритании придерживается традиций. Два основных направления — солиситоры и барристеры существуют и по сей день, и не претерпели существенных изменений. Также функционируют специальные профессиональные сообщества — Инны, представляющие из себя практико-ориентированные адвокатские сообщества. Особенностью юридического образования в КНР является воспитание студентов как личностей и привитие им высоких моральных качеств. А также сдача Единого юридического экзамена. Без него невозможно получить диплом юриста.
Литература:
- Головченко Я. А. Система и история развития юридического образования в Великобритании // Теоретические и практические аспекты научных исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 418–421. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37331284 (дата обращения: 08.05.2021).
- Дунмэй П. Китайско-российская правовая теория и правовая система: состояние и тенденции. Обзор китайско-российского форума сравнительного правоведения / П. Дунмэй, Э. Л. Радаева // Юридическая наука в Китае и России. — 2020. — N 3. — С. 44–58.
- Ежов, А. Н. Источники уголовного права стран Евросоюза (Англия, Франция, Германия): учеб. пособие / А. Н. Ежов, Н. А. Селяков. — М.: Юпитер, 2017. — 90 с
- Мазитова Г. Ф. Тенденции развития высшего юридического образования в Великобритании // Перспективы лингвистического знания: молодёжь и наука. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов, студентов. 2020. С. 240–243. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35550192 (дата обращения: 08.05.2021).
- Матанцев Д. А. Концептуальные проблемы юридического образования в России и Китае: сравнительный анализ / Д. А. Матанцев, М. С. Матанцева // Актуальные проблемы российского законодательства. Сборник статей под. ред. О. Ефимцевой. 2018. С. 101–108. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36565108 (дата обращения: 10.05.2021).
- Морозова, В. С. Теоретические и практические аспекты государственного (конституционного) права КНР [Текст]: учебное пособие / В. С. Морозова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Забайкальский гос. ун-т». — Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2018. — 162 с.
- Фирсова, А. В. Правовая статистика: учеб. пособие*. — М. — Ростов н/Д: МарТ, 2017. — 128 с.
- Шмакова, А. П. Опыт развития правовых отношений в образовательной системе Великобритании на рубеже XX — XXI вв.: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Омск, 2016. — 243 с.