Социальная политика Красноярского края в программах «4Д» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Филиппов, А. В. Социальная политика Красноярского края в программах «4Д» / А. В. Филиппов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90395/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор рассматривает приоритетные программы Красноярского края «4Д» и оценивает ход их реализации.

Ключевые слова : Красноярский край, программа, социальная политика, демография, дети.

Приоритетные национальные проекты России начали действовать в России в 2005 году с объявлением В. В. Путиным Федеральному Собранию РФ — «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК» [3]. Цель этих проектов заключалась в повышении качества жизни граждан России благодаря концентрации бюджетных и административных ресурсов на главных направлениям социально-экономического развития РФ. В помощь федеральным проектам должны были разрабатываться региональные проекты, которые учитывали бы особенности разных территорий России. Одним из первых свой вариант приоритетных программ предложил Красноярский край во главе с его губернатором А. Хлопониным.

В данной работе анализируется процесс создания и реализации приоритетных общекраевых программ «Дом», «Деревня», «Демография», «Дети». Источником информации выступает сборник документов, опубликованный Советом администрации Красноярского края. [5] Цель работы — рассмотреть приоритетные краевые программы «4Д» и оценить результаты их реализации.

Через год после объявления национальных проектов, в декабре 2006 г. губернатор Красноярского края А. Г. Хлопонин представил свою концепцию развития региона. На ее основе были разработаны четыре приоритетные краевые программы, с легкой руки журналистов получивших сокращенное название по заглавным буквам каждой — «4Д». На заседании II съезда Совета муниципальных образований Красноярского края А. Хлопонин назвал «4Д» краевыми социальными дополнениями к президентским национальным проектам с учетом региональной специфики. [5] После укрупнения Красноярского края в 2006 г. программы стали ядром социальной политики единого региона.

Отличие красноярских программ была в том, что в них было уделено специальное значение демографии, чего не было в федеральных проектах. А. Хлопонин был одним из первых губернаторов, который говорил о том, что пришло время изменить отношение к семье и молодому поколению. Демографическая ситуация в крае к тому времени была пугающей. Красстат предупреждал, что к 2016 г. численность трудоспособного населения края сократится по сравнению с 2000 годом на 12 %. [1] Край стал одним из первых регионов страны, который предложил комплексный подход к решению проблемы. Принятие «4Д» позволило Красноярскому краю стать к концу 2007 года одним из лидеров страны по реализации национальных проектов.

Реализация краевых программ требовала больших финансовых затрат. В 2007 году на них было выделено более 2,7 млрд рублей, а всего за три года — свыше 11 млрд рублей. Губернатор указывал, что впервые в новейшей истории края большинство средств должны были быть переданы на местный уровень, в муниципалитеты. [5] Предполагалось, что такая децентрализация финансов повысит эффективность реализации программ. В муниципалитетах было проще учитывать местные условия и потребности населения.

Выделение больших финансов муниципалитетам края накладывала на них и ответственность. Каждая территория должна была иметь свою перспективу развития, скоординированную с краевой.

Программа «Дом» предполагала ввод новых квадратных метров жилья, развитие строительной индустрии, возобновление строительства социального жилья, создание программ кредитования молодых семей и бюджетников. Закладывалось финансирование программы на сумму более 2,5 млрд рублей. Целью программы — создание 300 тыс. кв. м дополнительной площади жилья, переселение 5112 человек из ветхого и аварийного жилья, обеспечение жильем 4549 человек из числа малоимущих и нуждающихся. «Один из путей — малоэтажное строительство. Одноквартирные дома в новых поселках — от нескольких сотен до тысячи в каждом — будут возводиться за счет средств граждан, застройщиков и банковских кредитов». [5]

Программа «Деревня» заключалась не только в стимулировании производства личных подсобных хозяйств, но и в изменении условий труда и быта, закреплении людей на селе. На финансирование программы было выделено более 1,3 млрд рублей. В результате реализации программы «Деревня» предполагалось создание 200 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечение новых рабочих мест, обеспечение жильем в сельской местности не менее 2362 семей, увеличение уровня доходов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. [5]

Идея программы «Демография» состояла в повышении рождаемости и сокращении смертности, а также в пропаганде семейных ценностей. Защита материнства и детства были локомотивом в демографической политике региона. Финансирование программы за период реализации предполагалось до 1,3 млрд. руб. Конечными результатами программы должны были стать снижение младенческой и материнской смертности, сокращение числа детей-инвалидов, снижение смертности от острого инфаркта миокарда, снижение первичного выхода на инвалидность лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, увеличение рождений третьих и последующих детей. В рамках краевого «демографического проекта» было запланировано строительство перинатального и кардиологического центров. [5]

Программа «Дети»: здоровье и воспитание подрастающего поколения, массовый детский и юношеский спорт, профессиональная ориентация, образование и трудоустройство молодежи — главные векторы программы. Объем финансирования за три года должен был составить более 4 млрд руб. Целью программы являлось сокращение очереди в детские сады на 50 %, снижение численности детей-инвалидов на 5 %, снижение заболеваемости клещевым энцефалитом детей на 5 %, увеличение охвата детей физкультурно-спортивной деятельностью с 13 % до 30 %, обеспечение доступного дошкольного образования на 75 %. [5]

Цели программ и их финансирование выглядят внушительными. Ежегодно увеличивающийся краевой бюджет позволял выделить достаточно средств на реализацию «4Д». В 2007 согласно плану 2,7 млрд руб., а в 2008–3,9 млрд. Но исполнение расходных обязательств по этим программам составило всего 41,8 %, а в 2008 году — 38,7 %. Деньги на программы выделялись, но реализовывать их согласно плану не успевали.

Зампредседателя правительства Красноярского края М. Котюков пояснял: «Низкое освоение денег имеет место вследствие того, что программы работают первый год, но в этом (2008 г.), несмотря на проведенную работу, цифры не только не выросли, но и уменьшились». [4] Причину низкого освоения средств правительство края видело в отсутствии обращений от участников программ, которые соответствовали бы требованиям, а также в задержках, связанных с проведением конкурсов и поздним предоставлением поставщиками документов на оплату соответствующих товаров, работ и услуг, то есть чисто в административных просчетах. Каждая программа реализовывалась через два конкурса среди муниципальных образований, которые на своей территории должны были создавать условия для развития. Глава правительства края Э. Акбулатов отметил, что все причины низкой реализации средств нужно искать в «излишне забюрократизированных механизмах». [4]

Программы «4Д» предполагалось реализовать за период с 2007 по 2009 гг. Но уже в начале 2009 года программы были остановлены. Вмешался экономический кризис 2008 года. В связи с финансовым кризисом у края уменьшился бюджет. Он больше не мог позволить себе тратить деньги на социальную политику в таком объеме.

Но за два года, при всей неэффективности использования выделенных средств, было сделано немало. В результате наметилась положительная тенденция. Увеличилась рождаемость и снизилась смертность. Но несмотря на увеличение рождаемости с 11‰ в 2006 г. до 13,2‰ в 2009 г., параметры демографии оставались ниже уровня необходимого для простого замещения поколений родителей их детьми. За период с 2007 по 2009 год 40 учреждений медицины края были обеспечены реанимационными комплексами и инкубаторами для выживания младенцев. Многое сделано для сохранения здоровья граждан. С ноября 2007 года начал работу передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Святой Лука)», который оказывает медицинскую помощь в удаленных районах края. Началось строительство кардиологического и перинатального центров. [2]

Многое было сделано для развития детско-юношеского спорта. В школах открывались современные спортивные площадки, реконструированные спортивные залы и закупалось новое оборудование и снаряжение. Развивалось малоэтажное строительство для молодых семей, активно субсидированное краевым бюджетом. Вводились новые метры частного жилья в пригороде Красноярска. Хуже всего были реализованны задачи программы «Деревня». За данный период не успели развить систему частных деревенских кооперативов. Началось субсидирование семей с подсобным хозяйством, но и оно вскоре уменьшилось из-за финансового кризиса.

Итак, приоритетные программы «Дом», «Деревня», «Демография», «Дети» Красноярского края были прорывом в социальной политике регионе. «4Д» были одной из первых попыток комплексного подхода. Но за три года реализации, программы не дали того результата, который в них закладывался. Эффективность реализации программ застопорилась уже на этапе их финансового обеспечения. Неготовность муниципальных властей к реализации современных программ и сложность бюрократической модели не давали возможности в своевременном достижении результатов. Международный финансовый кризис не позволил реализовать приоритетные национальные проекты на уровне России и приоритетные краевые программы Красноярского края в полном объеме. У государства и Красноярского края уже не было такого объема средств, которые требовали.

Литература:

  1. Демографический ежегодник Красноярского края / Федерал. служба гос. статистики, Террит. орган федерал. службы гос. статистики по Краснояр. краю. — Красноярск: Красноярскстат, 1996 -. 2006 год / [отв. за вып. Е. В. Кнор, Д. А. Разумов]. — 2007. — 163 с.
  2. Демографическая политика в Красноярском крае: аналитическая записка / [Г. П. Тарасова и др.; отв. за вып. В. П. Панова]. — Красноярск: Красноярскстат, 2010. — 47 с
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67870 (дата обращения: 12.04.2022)
  4. Расходный аврал. Эффективность краевого бюджета страдает от низкого исполнения расходов. — Текст: электронный // newslab: [сайт]. — URL: https://newslab.ru/article/274990
  5. Сборник документов по реализации приоритетных краевых программ «Дом», «Деревня», «Демография», «Дети». — Красноярск: Офсет, 2007. — 313 c.
Основные термины (генерируются автоматически): Красноярский край, программа, млрд рублей, социальная политика, проект, финансирование программы, комплексный подход, малоэтажное строительство, финансовый кризис, цель программы.


Похожие статьи

Инновационный потенциал Ставропольского края: возможности и перспективы развития

В статье рассмотрена инновационная деятельность в Ставропольском крае на сегодняшний день, а так же возможности и перспективы ее развития в будущем.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации на примере Тюменской области

В данной работе рассматривается структура молодежной политики Российской Федерации, на примере Тюменской области и ее инструменты, и механизмы воздействия.

Демографическая политика Китая: программы «Одна семья — один ребенок» и «Одна семья — три ребенка»

В статье раскрываются особенности и эволюция демографической политики Китая в форме программы «Одна семья — один ребенок» и ее последующих вариантов. Дана оценка последствий жесткого демографического регулирования и рассмотрены попытки китайского рук...

Инвестиционный климат Краснодарского края в условиях кризиса

В статье рассмотрено современное состояние инвестиционного климата Краснодарского края; показаны проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы; предложены основные шаги антикризисного управления, направленные на улучшение инвестиционного климата Красно...

Тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае

В статье охарактеризованы тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае. Рассматриваются сильные и слабые стороны развития сферы здравоохранения края.

Реализация регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Свердловской области» как одно из направлений семейной политики Свердловской области

Приоритетные направления развития современного российского общества закреплены в майском указе Президента Российской Федерации № 204, в том числе повышение рождаемости и улучшение условий жизни семей. На достижение этой национальной цели направлены н...

Поддержка молодежного предпринимательства как составная часть политики по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации (на примере Астраханской области)

В статье рассматриваются направления поддержки молодёжного предпринимательства на примере Астраханской области.

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Перспективы развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

В статье рассматриваются, проблемы и особенности развития МИП в Чеченской Республике и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Перспективы развития малого предпринимательства в СКФО

В статье рассмотрена роль малого предпринимательства в экономике регионов СКФО. Проблема преодоления неустойчивого развития территорий регионов считается главной, и ее решение должно проводится путем совершенствования системы стратегического планиров...

Похожие статьи

Инновационный потенциал Ставропольского края: возможности и перспективы развития

В статье рассмотрена инновационная деятельность в Ставропольском крае на сегодняшний день, а так же возможности и перспективы ее развития в будущем.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации на примере Тюменской области

В данной работе рассматривается структура молодежной политики Российской Федерации, на примере Тюменской области и ее инструменты, и механизмы воздействия.

Демографическая политика Китая: программы «Одна семья — один ребенок» и «Одна семья — три ребенка»

В статье раскрываются особенности и эволюция демографической политики Китая в форме программы «Одна семья — один ребенок» и ее последующих вариантов. Дана оценка последствий жесткого демографического регулирования и рассмотрены попытки китайского рук...

Инвестиционный климат Краснодарского края в условиях кризиса

В статье рассмотрено современное состояние инвестиционного климата Краснодарского края; показаны проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы; предложены основные шаги антикризисного управления, направленные на улучшение инвестиционного климата Красно...

Тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае

В статье охарактеризованы тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае. Рассматриваются сильные и слабые стороны развития сферы здравоохранения края.

Реализация регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Свердловской области» как одно из направлений семейной политики Свердловской области

Приоритетные направления развития современного российского общества закреплены в майском указе Президента Российской Федерации № 204, в том числе повышение рождаемости и улучшение условий жизни семей. На достижение этой национальной цели направлены н...

Поддержка молодежного предпринимательства как составная часть политики по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации (на примере Астраханской области)

В статье рассматриваются направления поддержки молодёжного предпринимательства на примере Астраханской области.

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Перспективы развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

В статье рассматриваются, проблемы и особенности развития МИП в Чеченской Республике и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Перспективы развития малого предпринимательства в СКФО

В статье рассмотрена роль малого предпринимательства в экономике регионов СКФО. Проблема преодоления неустойчивого развития территорий регионов считается главной, и ее решение должно проводится путем совершенствования системы стратегического планиров...

Задать вопрос