Для адаптации к быстрому развитию экономической глобализации, если Кыргызстан хочет выделиться, ему необходим иностранный капитал для выхода в международные рынки и увеличение иностранных инвестиций. Поэтому, руководствуясь этой общей обстановкой, необходимо изучить правовую систему иностранных инвестиций в Кыргызстане.
В данной статье анализируются некоторые проблемы и риски, с которыми сталкивается Кыргызстан в международном инвестиционном сотрудничестве. А также выдвинуты рекомендации улучшения правовой системы и меры по предотвращению правовых рисков для иностранных инвестиций.
Ключевые слова: инвестиции, правовая система, международное право, инвестиционное право.
Экономическая и инвестиционная ситуация Кыргызстана
В последние годы экономика Кыргызстана продолжает развиваться, соответственно совершенствуется правовая система, инвестиционная среда, обеспечивая благоприятные условия для инвестиционного сотрудничества. Кыргызстан пережил несколько циклов экономического воздействия внешних воздействий, связанных с пандемией коронавируса и другими глобальными тенденциями.
Во-первых, речь идет об оттоке капитала. В этот период большинство развивающихся стран потеряли инвестиции, что является естественным явлением. Когда кризис имеет серьезные предпосылки, инвесторы отдают предпочтение развитым рынкам, где больше безопасности для денег. За последние семь месяцев инвестиции в основной капитал упали на 8,3 % в годовом исчислении. По итогам первого квартала приток прямых иностранных инвестиций (112 млн долларов) практически прекратился, а отток достиг рекордных 479 млн долларов [3]. Чтобы избежать тяжелой экономической ситуации, необходимы исследования для поиска эффективных решений этих проблем.
На экономику Кыргызстана сильно влияет ранняя агрессивная модель экономического развития, политическая нестабильность и низкий уровень жизни населения страны. Поскольку структура экономики Кыргызстана несложная, из-за влияния внутренних ресурсов и его расположения в Центральной Азии уровень развития отечественной промышленности невысок, и она не вносит большого вклада в валовой национальный продукт. Промышленный сектор в основном включает энергетику, пищевую и легкую промышленность.
С точки зрения экономического развития Кыргызстан в основном опирается на рост трех основных отраслей: промышленности, строительства и услуг. По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, с мая по октябрь 2021 года объем внешней торговли Кыргызстана составил 53,753 миллиарда долларов. Импорт составил 405,3 млрд долларов США, увеличившись на 9,8 %. Экспорт без учета золота составил 9,1 млн, увеличившись на 7,2 % [2] .
После принятия в 1991 году Закона об иностранных инвестициях Кыргызстан принял Основной закон о внешнеэкономической деятельности, Закон о свободной экономической зоне, Закон об управлении зарубежной операционной арендой предприятий и Закон о финансовых предприятиях. В работе «Национальной стратегии: «Один пояс, один путь» политика и инвестиции» под редакцией Ю. Лисиня, Ван Шоуцюня подробно рассматривается ряд нормативных актов Кыргызстана для иностранных инвестиций в страну [1]. Они считают, что Кыргызстан в своем развитии больше обращает внимание на иностранные инвестиции, а также наиболее важной работой для Кыргызстана в последние годы является обеспечение инвесторов качественной инфраструктурой, построение соответствующей инвестиционной системы, неуклонный прогресс в экономических правилах и защита интересов инвесторов, свобода финансирования в стране.
В законодательстве об иностранных инвестициях иностранную инвестиционную деятельность обычно делят на два этапа, а именно допуск иностранных инвестиций и осуществление иностранных инвестиций. Стадия доступа иностранных инвестиций является обязательным условием. Доступ к рынку является не только проблемой международной торговли, но и проблемой, которую необходимо решить в сфере международных инвестиций. С юридической точки зрения «доступ к рынку» относится к той степени, в которой одна страна или регион позволяет товарам, услугам и капиталу другой страны участвовать на своем внутреннем рынке. Определение статуса инвестиционных субъектов и режимов доступа к рынку является необходимым условием инвестирования.
Основные проблемы, существующие в инвестиционно-правовой системе Кыргызстана
Кыргызстан до сих пор не либерализовал доступ к рынку для некоторых видов строительства базовой инфраструктуры, и государство лично управляет им, а другие физические и юридические лица не имеют права. Например, железные дороги, автомобильные дороги, трубопроводы и электрические сети в Кыргызстане монополизированы государством.
Несмотря на меры, предпринятые Кыргызстаном для улучшения инвестиционного климата, все еще существуют некоторые препятствия для притока иностранных инвестиций в страну. Препятствия отчасти связаны с не координированными действиями на всех уровнях власти и отсутствием последовательной стратегии привлечения иностранных инвестиций со стороны государственных и местных органов власти, что привело к тому, что ожидания многих инвесторов не оправдались в полной мере.
Многие внутренние факторы, такие как коррупция, негативный имидж (судебные тяжбы), бюрократия и непредсказуемость действий правительства, дискриминация и вмешательство в деятельность иностранных инвесторов, нестабильная политическая ситуация и изменчивость законов, препятствуют международным инвестиционным потокам, препятствуя тем самым развитию благосостояния и устойчивого развития в стране, так как стимулы и льготы инвесторов не могут компенсировать эти факторы. Коррупция в Кыргызстане вызвана высокой концентрацией политической власти. Стимулы по отраслям и регионам не очевидны.
Меры для улучшения инвестиционной правовой системы Кыргызстана
Для улучшения инвестиционного климата в Кыргызстане нужно расширить сферу инвестирования, открыть финансовую отрасль, снять ограничения на иностранные акции в банковской сфере. В сфере инфраструктуры стоит снять ограничения на иностранные инвестиции в железнодорожную сеть и электрические сети. В сфере торговли и коммерции можно снять ограничения на иностранные инвестиции в заправочные станции, закупки и оптовые продажи продуктов питания. Либерализация производства и снятие ограничений на иностранные инвестиции, включая проектирование, производство и ремонт. Упростить использование сельскохозяйственных и энергетических ресурсов и снять ограничения на иностранные инвестиции в производство семян сельскохозяйственных культур.
Правительству необходимо усовершенствовать соответствующие законы и правила, улучшить механизм доступа к рынку, усилить международное влияние, улучшить бизнес-модель иностранных инвестиций и преобразовать инвестиционный капитал в капитал внутреннего развития. Правительство Кыргызстана приложило большие усилия для улучшения правовой среды для инвестиций.
Для такой страны, как Кыргызстан, которая остро нуждается в привлечении иностранных инвестиций, необходимо дальнейшее совершенствование правовой среды для инвестиций. Можно предвидеть, что с политической стабильностью и экономическим процветанием Кыргызстана правовая среда для инвестиций в Кыргызстане будет и далее улучшаться. Улучшая инвестиционную среду внутри страны, ускоряя строительство инфраструктуры и преференциальную политику, чтобы сформулировать среду для инвестиций, нужна еще последовательность политики, справедливость, прозрачность и предсказуемость.
Заключение
Укрепление сотрудничества с другими странами является реальным требованием для развития, а также соответствует национальным интересом Кыргызстана. Значительные усилия были предприняты по формированию открытого экономического общества, активизации рыночных экономических реформ, оптимизации конкурентной среды, увеличению объема привлекаемого Кыргызстаном иностранного капитала, повышению качества использования Кыргызской Республикой иностранного капитала. Совершенствование правовой среды для инвестиций и привлечения иностранного капитала является важным направлением в настоящее время. Кыргызстану необходимо продолжать активно улучшать правовую среду для инвестиций, повышать привлекательность иностранных инвестиций в важных областях, четкое законодательство, чтобы устранить страх инвесторов перед риском легкого отзыва правительством лицензий на разработку полезных ископаемых, а также ускорить развитие открытость в других сферах.
Литература:
1. Юй Лисинь, Ван Шоуцюнь, Тао Юнсинь, «Национальная стратегия: анализ ситуации в нескольких странах вдоль «Пояса и пути», политика и инвестиции», издательство Zhejiang University Press, июль 2016 г.
2. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, сайт: http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/
3. Аналитическое исследование ЦППИ: Национальные проекты как приоритет в антикризисном развитии экономики, сайт: https://center.kg/