В статье автор рассматривает наиболее распространенные цветографические схемы, используемые полицией в разных странах.
Ключевые слова: цветографические схемы, полиция, автомобили.
В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации, цветографическая схема — графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств [1]. Главное предназначение цветографических схем — выделить автомобиль специальных служб из потока машин. В рамках данной научной работы мы кратко рассмотрим не только особенности цветографических схем ведомств охраны правопорядка нашей страны, но и также обратимся к зарубежному опыту, который заметно отличается от того, что мы видим на российских дорогах.
Несмотря на то, что полицейские автомобили появились в США уже на рубеже XIX и XX веков, первые транспортные средства в распоряжении полиции мало чем отличались от гражданских аналогов: они не были приспособлены для преследования нарушителей, отсутствовали проблесковые маячки и сирены, не применялась двухсторонняя радиосвязь. Разве что в некоторых случаях на передние двери наносилась надпись «Police» и шерифская звезда, а кузов окрашивался в черный цвет с завода. Подобное цветографическое обозначение характерно для автомобилей Ford Model T. Данная модель благодаря дешевизне и массовости производства разошлась по всем полицейским департаментам США в начале прошлого века [2]. Полноценные цветографические схемы, которые используются и по сей день, появились только в 1930-х годах. При этом в США до сих пор нет единой стандартизированной цветографической схемы: каждый штат имеет свою собственную «ливрею». Наибольшую известность и популярность получила цветографическая схема, которая применяется на территории Южной Калифорнии и юрисдикции Департамента полиции Лос-Анджелеса в частности. Она состоит из трех вертикальных сегментов. Два сегмента черного цвета и белый в середине. Использование бинарной взаимодополнительной палитры обусловлено большей читаемостью контрастных цветов на значительной дистанции. Французский философ Жан Бодрийяр отмечал противопоставление черно-белой палитры другим цветам и ее значение в обществе XX века: «Черное, белое и серое составляют не только нулевую степень красочности, но также и парадигму социального достоинства, вытесненности желаний и морального «стэндинга» [3]. Любопытно то, что цветографическую схему, напоминающую американскую, применяет японская полиция. Она состоит из двух горизонтальных сегментов: белый «верх», черный «низ». Расположение сегментов придает более строгий, формальный внешний вид полицейскому автотранспорту. Еще одним интересным решением японцев является использование проблесковых маячков, которые размещаются на подъемном механизме ножничного типа. В нужный момент «мигалки» возвышаются над потоком машин и обеспечивают лучшую идентификацию полицейского транспорта.
Принципиально отличная цветографическая схема «состоит на вооружении» Великобритании, Чехии, Германии, Румынии, Испании, Швеции, Исландии, Швейцарии, Гонконга, Австралии и Новой Зеландии. Широкий географический охват свидетельствует о международном признании данного стандарта визуального обозначения транспортных средств. Схема получила название «Баттенбергская разметка» (а также маркировка Баттенберг) за внешнее сходство с тортом Баттенберг. Задачей полиции Великобритании было разработать цветографическую схему, четко различимую в дневное время и при свете фар с расстояния не менее 500 метров [4]. Разметка представляет собой узор из чередующихся желтых и голубых прямоугольников в шахматном порядке. Для желтого цвета используется флуоресцентная краска, эффективная в дневное время. Вся маркировка обладает ретрорефлекционными свойствами для видимости транспортного средства в ночное время. Подобная палитра, применение светоотражающих элементов и расположение прямоугольников обеспечивают высокую контрастность. Цвета могут варьироваться для автомобилей других экстренных служб. Например, желтый и зеленый — скорая помощь. Желтый и красный — пожарная служба. В отличие от черно-белой схемы, маркировка Баттенберг требует гораздо более точной стандартизации для обеспечения безопасности дорожного движения. Неправильная нанесенная разметка, наоборот, ухудшает различимость транспортного средства. Возникает камуфляжный эффект, края автомобиля становятся нечеткими. Чтобы этого избежать прямоугольники не должны быть слишком маленькими (минимум 600x300 мм), рекомендуется обозначать контур транспортного средства с помощью флуоресцентной ленты и использовать не более двух строк с маркировкой. Кроме того, использование гибридной разметки (с варьирующимся размером и цветом прямоугольников в рамках одного узора) также ухудшает восприятие автомобиля в потоке [4].
В конце 1960-х и первой половине 1970-х в СССР были разработаны и внедрены первые стандартизированные цветографические схемы на основе двух принципов: автомобиль специальных служб должен непроизвольно привлекать внимание для безошибочного выделения данного транспорта из потока и обладать характерными признаками для мгновенного считывания ведомства, к которому он принадлежит. Очевидно, что требовалась, также как ранее было обозначено в подходе зарубежных стран, максимальная видимость на большой дистанции, при различном освещении, в любое время суток. Главным отличием в работе советских специалистов стал акцент на эмоционально-психологическое воздействие цвета. Так милиция СССР получила лимонно-желтую «ливрею» с синей полосой вдоль кузова и эмблемой на передних дверях. Для надписей и цифровых обозначений, по результатам испытаний, был выбран шрифт «полужирный гротеск» белого цвета либо основного цвета автомобиля для нанесения на полосу дополнительного цвета [5].
Значительная переработка цветографических схем на территории России произошла уже после распада СССР. В 1994 году новый государственный стандарт установил хорошо знакомую гражданам нашей страны бело-синюю «ливрею» для милиции (и полиции после реформы МВД в 2011 году соответственно) [6]. Недавнее обновление документа датируется 2019 годом. Оно связано с добавлением в стандарт схем транспортных средств войск национальной гвардии Российской Федерации и Военной полиции и исключением из перечня схем оперативных служб ФСКН [1]. Также следует отметить, что для некоторых ведомств цветографические схемы остались практически без изменений со времен СССР.
Итак, последние изменения в цветографических схемах зарубежных стран и России приходятся на 1990-е годы. Примечательно, что «ливрея» советской милиции в некоторой степени предвосхитила цветовую палитру Баттенбергской разметки, ставшей стандартом де-факто и де-юре во многих государствах. Россия же на рубеже веков выбрала более нейтральную и «классическую» цветографическую схему.
Литература:
1. ГОСТ Р 50574–2019. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования: [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1200162596.
2. History Of American Police Cars. — Текст: электронный // CarBuzz: [сайт]. — URL: https://carbuzz.com/features/history-of-american-police-cars (дата обращения: 15.03.2022).
3. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. — Москва: РИПОЛ классик, 2022. — 256 c. — Текст: непосредственный.
4. Evaluating new trends in emergency vehicle markings. — Текст: электронный // ambulancevisibility: [сайт]. — URL: https://shorturl.at/rstvJ (дата обращения: 15.03.2022).
5. ГОСТ Р 21392–75. Транспортные средства оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования (с Изменением N 1): [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/495840450.
6. ГОСТ Р 50574–93. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.centrattek.ru/media/new/regulation/gost-r-50574–93-avtomobili-avtobusy-i-mototsikly-i.pdf