В статье раскрываются нормативно-правовые основы перемещения драгоценных камней и драгоценных металлов через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере технического регулирования в таможенном деле.
Ключевые слова: драгоценные камни, драгоценные металлы, классификация драгоценных камней и металлов, товарооборот драгоценных камней и металлов.
The article reveals the regulatory framework for the movement of precious stones and precious metals across the customs border of the Eurasian Economic Union, as well as a list of interstate standards related to the field of technical regulation in customs.
Keywords: precious stones, precious metals, classification of precious stones and metals, turnover of precious stones and metals.
Значимость данной темы заключается в том, что, поскольку перевозка драгоценных металлов и камней через таможенную границу часто сопровождается досмотром для таможенных целей, важно изучить решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при таможенном контроле», которое регламентирует порядок организации и проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля таможенными экспертами (экспертами) [4].
Важной частью регулирования в сфере права исследуемой темы являются межгосударственные стандарты, которые относятся к части технического регулирования в таможенном деле, к примеру:
— ГОСТ Р 51519.1–99. Алмазы природные необработанные. Классификация. Основные признаки;
— ТУ 95335–88. Изумруды природные обработанные. Технические условия
— ГОСТ Р 52913–2008 — Бриллианты. Классификация. Технические требования;
— ГОСТ Р 53372–2009 — Золото. Методы анализа;
— ГОСТ 30649–99 — Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки;
— ГОСТ 6836–2002. Серебро и сплавы на его основе. Марки;
— ГОСТ Р 52599–2006 — Драгоценные металлы и их сплавы. Общие требования к методам анализа;
— ГОСТ Р 52793–2007. Драгоценные металлы. Термины и определения;
— ГОСТ Р 52599–2006. Драгоценные металлы и их сплавы. Общие требования к методам анализа;
— «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки. ГОСТ 30649–99» и др.
Вышеперечисленные стандарты закрепляют нормы, характеристики, критерии и требования ко все видам драгоценных камней и металлов. В связи с их применяют при идентификации и идентификационных экспертизах, в том числе для обнаружения фальсификации и повреждений драгоценных металлов и камней.
На национальном уровне Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» так же причисляют положения ТК ЕАЭС и Договора о ЕАЭС о перемещении товаров. В это же число входят драгоценные металлы и драгоценные камни перемещаемые через государственную границу РФ [5].
Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов [6].
Два года назад вступил с силу Федеральный закон от 23 июня 2020 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [7]. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию. Федеральной пробирной палатой будет утвержден порядок отбора проб драгоценных камней и металлов для исследований, проведения экспертиз и испытаний (пп. 4 п. 7 ст. 26.1 ФЗ-41).
По причине того, что драгоценные камни и металлы из-за своей высокой стоимости на рынке являются достаточно часто предметом правонарушений, к источникам регулирования можно отнести:
— «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [8];
— «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [9].
В Кодексе об административных правонарушениях РФ вводится новый состав административного правонарушения, так как в рамках абз. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ-41 участники внешнеэкономической деятельности внесут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так же хочется отметить несколько пунктов по причине которых в исследуемой теме можно отнести к уголовным преступлениям:
— незаконный оборот драгоценных камней и металлов;
— нарушение правил сдачи государству драгоценных камней и металлов;
— уклонение от уплаты таможенных платежей и др.
Приказом ФТС РФ от 12.05.2011 № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» существует перечень таможенных постов, у которых есть полномочия на совершение таможенных операций и по причине этого есть разрешение на регистрацию таможенных деклараций на определённые виды товаров, в том числе и на драгоценные металлы и камни и товары их содержащие [10].
Кроме того, в исследуемой сфере можно выделить такие приказы, как:
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2017 № 124н «Об утверждении формы сертификата вывоза необработанных природных алмазов и порядка его выдачи» [11];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2017 г. № 71н «Об утверждении Порядка предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о совершаемых ими сделках с необработанными драгоценными камнями для учета таких сделок» [12];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. № 169н «Об утверждении Порядка идентификации драгоценных камней» [13] и др.
Таким образом, перемещение драгоценных металлов и камней регулируется на всех трех уровнях таможенного права ЕАЭС. При этом общий порядок таких перемещений регламентируется международным и интеграционным уровнями таможенного законодательства, а на внутригосударственном — особенностями торговли драгоценными металлами и камнями на рынке России и их соответствием техническим условиям, общепринятые стандарты и регламентируются ГОСТ-(ами). Основными правовыми актами, регулирующими торговлю, в том числе перемещение драгоценных металлов и камней через таможенную границу, являются Договор о ЕАЭС, Таможенный кодекс ЕАЭС, Решения ЕЭК, а также нормативные правовые акты национального законодательства стран ЕАЭС.
Литература:
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019)
2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 22.03.2022) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии»
4. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при таможенном контроле»
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
7. Федеральный закон от 23.06.2020 г. № 188-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
8. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
9. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
10. Приказ ФТС России от 12.05.2011 № 971 (ред. от 06.05.2013) «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней»
11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2017 № 124н (ред. от 06.05.2019) «Об утверждении формы сертификата вывоза необработанных природных алмазов и порядка его выдачи»
12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2017 г. № 71н «Об утверждении Порядка предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о совершаемых ими сделках с необработанными драгоценными камнями для учета таких сделок»
13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. № 169н «Об утверждении Порядка идентификации драгоценных камней»