В статье идёт речь о проблеме взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В данной статье сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социализации детей среднего дошкольного возраста. В процессе экспериментального исследования проводилась диагностика социального уровня детей, а также их взаимодействие в игре. В результате исследования была установлена позитивная динамика в поведенческих и эмоциональных компонентах социального развития. В связи с этим был сделан вывод, что взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре является важным фактором их социализации.
Ключевые слова : социальное развитие, социализация, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.
Дошкольный возраст является важным этапом для психологического развития ребенка. В этом возрасте уже важно воспитывать в ребёнке адекватное взаимодействие со сверстниками, так как вся жизнь человека строится на межличностных отношениях. Особенно важно для дошкольника этот навык в игровой деятельности, так как он является определяющим фактором социального развития.
Известно, что в дошкольном возрасте главный вид деятельности — это игра (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, Е. О. Смирнова и др.). В игре происходит социальная практика, можно перенести в неё сюжеты взрослой жизни, и в месте с тем происходит развитие и воспитание ребенка.
При изучение теоретического вопроса выбранной темы, было установлено, что такие исследователи как Р. И. Жуковская, Г. А. Иванкова, Д. В. Меджерицкая, А. П. Усова и другие считают, что вопрос влияния игрового взаимодействия на взаимоотношения детей, а также на их социализацию, является центральным.
Социализация детей в современном мире, является актуальным вопросом. А главный фактор в этом вопросе, является успешное взаимодействие с другими людьми. Способность организовать взаимодействие со сверстником, с взрослым, положительно влияет на социальный опыт.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, зарубежных и отечественных исследований (Г. Айзенк, К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, Ф. Г. Гидденс, Э. Кречмер, А. Маслоу, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Л. В. Мардахаев, А. П. Петровский, Г. Олпорт, К. Юнг, А. М. Щетинина, С. Л. Рубинштейн и др.), определение понятия «социализация» понимается, как процесс усвоения человеком социальных правил и норм, принятых в обществе, является двухсторонним процессом, направленным на активное взаимодействие с другими людьми.
Во время исследования по социализации детей применялась диагностика, в которую входили следующие направления социализации: когнитивное — формирование у детей социальных норм и правил; эмоционально-оценочное — формирование у детей представления о социальных эмоциях; поведенческое — способность применять и соблюдать нормы и правила поведения.
Для каждого направления социализации были отобраны соответствующие диагностические методики:
- Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс); Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина); Диагностика способности детей к партнерскому диалогу (А. М. Щетинина); Карта проявлений самостоятельности (А. М. Щетинина); Карта проявлений активности (А. М. Щетинина, Н. А. Абрамова).
Для получения количественных результатов было выделено четыре уровня социализации детей: высокий (14–15 баллов), выше среднего (11–13 баллов), средний (8–10 баллов)и низкий (меньше 8 баллов).
В ходе диагностики установлено, что в целом общий уровень социализации у детей средний. Дети с высоким уровнем социализации составили 6 %, выше среднего- 16 %, средний уровень-52 %, а низкий 26 %. (рис. 1). Также была выявлена проблема в навыке выражать свои мысли и слабые навыки дискуссии.
Рис. 1
Литература:
- Акопов, Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа [Текст] / Г. В. Акопов. — Самара, 2002–206 с.
- Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] /Б.С. Волков, Н. В. Волкова. — СПб., 2008–187 с.
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие Для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н. Ф. Голованова. — СПб. 2004–308 с.
- Карпова, Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей 3–7 лет [Текст] / Ю. В. Карпова. — М.: Вентана-Граф., 2015 –386 с.
- Корепанова, М. В. Влияние взрослого на становление внутреннего мира ребенка-дошкольника [Текст] / М. В. Корепанова. — Челябинск, 2007 -243 с.
- Крупская [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-воУРАО, 1999. 176 с.
- Макаренко, А. С. Игра. [Текст] /А. С. Макаренко. — М., 2012–208с.
- Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике. [Текст] / Л.В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002–388 с.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2002–258 с.
- Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.