В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разрешению данной проблемы. На основе научной литературы раскрываются подходы к формированию и оценке подобной психологической реальности ребенка, анализируются особенности Интернет-зависимости ребенка, которая приводит к аутоагрессии. Отмечается семейный и социальный аспект, который может вызывать трудности в социализации школьника, возникновению у него психологических проблем, выражаемых в нанесении себе физических и нравственных страданий.
Ключевые слова: коррекция, аутоагрессивное поведение, школьный возраст, насилие, педагогика.
In this article, the authors consider some topical problems of auto-aggression correction in children of primary school age. Various approaches to understanding the essence and causes of auto-aggression are considered, various options for resolving this problem are proposed. On the basis of scientific literature, approaches to the formation and evaluation of such a psychological reality of a child are revealed, the features of a child's Internet addiction, which leads to auto-aggression, are analyzed. The family and social aspect is noted, which can cause difficulties in the socialization of the student, the emergence of psychological problems in him, expressed in inflicting physical and moral suffering on himself.
Keywords: correction, auto-aggressive behavior, school age, violence, pedagogy.
Проблема агрессивности поведения у школьников, особенно представителей младшего школьного звена (1–4 класс) в последние годы приобрела большую актуальность и стала обсуждаема в профессиональном и научном сообществах. Это связано с ускорением социализации детей в обществе, получением ими доступа к различной информации на более раннем этапе становления личности чем раньше. Начиная с первого класса школы, а порой и раньше они имеют свои телефоны, планшеты, компьютеры и иные средства электронных коммуникаций и виртуальных развлечений. Соответственно, неизбежно, через игры, а также использование «Интернета» ребенок получает доступ к агрессивной, травмирующей, негативной информации, в том числе — порнографической, криминальной, деструктивной и т. д.
Все это оказывает непосредственное влияние на становление личности ребенка, его психотипа и характера, восприятия реальности и сверстников, выбора собственной модели поведения и т. д. Отдельно следует выделить культивируемую жестокость в видеоиграх, ильмах, сериалах, телевидении и средствам массовой информации, подогреваемых в целях повышения просмотров и рейтингах.
В российской педагогической и психологической науке накоплен богатый опыт исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста (в том числе и аутоагрессии) — Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс и др.
Вопросом остается определение аутоагрессии, ее сущности и причин проявления и возникновения. При широком наличии различных аутоагрессивных теорий в большинстве своем их можно свести к следующей классификации [1]:
- Аутоагрессия, как специфическая характеристика личности, смысл которой заключается в индивидуальной особенности личности ребенка/подростка, такие как неуверенность, недовольство собой, эгоцентризм, перфекционизм, наличие серьезных внутренних конфликтов и противоречий;
- Аутоагрессия — следствие саморазрушительного поведения ребёнка в различных социальных условиях. В данном случае аутоагрессивное поведение ребенка может быть связано с защитной реакцией на различные внешние психофизические раздражители. При этом отмечается высокая деструктивная роль «Интернета» в данном случае;
- Аутоагрессия как проявление фрустрации — данная концепция заключается в представлении аутоагрессивного поведения ребенка, как реакции на экстремальную ситуацию с целью ее изменения, путем причинения себе физических и психологических страданий.
Проблематика исследования данной темы заключается в наличии большого количества различных подходов к ее пониманию, а также ее многоаспектности и сложности. Так к аутоагрессивному поведению различные ученые относят формы суицидального поведения [2], терроризм [3], виктимное поведение, чрезмерно экстремальные виды спорта или экстремальное вождение, попытки внесения изменений в свое тело, виртуальную зависимость [4] и т. д. Однако в большинстве своем все сводится к выводу о том, что аутоагрессия является формой защитной реакции на психики на внешние раздражающие факторы.
Мыльникова Ю. А. утверждает, что саморазрушающееся поведение у детей начинается встречаться в младшем школьном возрасте 9–10 при этом встречается не выражено или выражено крайне слабо (откусывание ногтей, выдирание волос, нанесение незначительных травм). Если этой проблемой не заниматься, то проблема будет прогрессировать к 11–14 годам, в ходе формирования индивидуального представления ребенка о жизни и смерти, как явлениях бытия [5]. Пик аутоагрессии обычно приходит на возраст 16–19 лет, когда подрост начинает делать первые самостоятельные шаги во взрослой жизни, в том числе в попытках построения своей собственной личной жизни, тем не менее именно в младшем школьном возрасте обычно и возникают психологические проблемы и девиации, которые развиваются в аутоагрессивное поведение. Умение их выявлять работать над ними и корректировать является важной задачей в работе педагога и психолога.
В научной литературе выделяются следующие причины и факторы, в основе которых лежит агрессивное аутоагрессивное поведение детей [6]:
- Индивидуальные психобиологические асоциальные предпосылки поведения ребенка, которые затрудняют его социализацию в обществе;
- Психолого-педагогический аспект, который привел к сложностям в социализации и воспитании ребенка;
- Социально-психологический аспект, который заключается в нарушении воспитательного процесса в семье, что привело к формированию девиантного поведения у ребенка;
При этом широко известно, что младшие школьники наиболее подвержены к проявлению агрессии, как в отношении сверстников, так и в отношении себя. Отметим, что агрессивное поведение может быть и вербальным, и невербальным. Важно, при коррекции аутоагрессивного поведения школьника помнить, что если ребенок в возрасте 6–10 лет хотя бы один раз сможет добиться подобным поведением своей цели, то он автоматически выберет данную модель поведения как верную и устойчивую и будет ее применять в дальнейшем. Также необходимо минимизировать наказание за проявление агрессивных форм, так как чрезмерное давление вызовет обратную реакцию сопротивления и отрицания. Особенно это будет проявляться в случае с аутоагрессией, так как ребенок, понимая, что он не способен больше направлять эмоции во вне, будет концентрировать негативную энергию в себе и причинять вред своему организму и психике.
Исходя из этого важно помнить, что реакция родителя или педагога, или психолога всегда должна иметь место быть в случае возникновения у ребенка агрессивного поведения. Вопрос возникает в том, какой именно должна быть данная реакция и на что она должна быть направлена. Тут вполне подходит так называемая поведенческая терапия, правило «стимул — реакция». Ребёнок должен знать, что окружающим не нравится его поведение, и они оставляют за собой право лишить его, например, просмотра мультфильмов, похода в цирк, кафе, кино или прогулок с друзьями, но это никоим образом не должно звучать в директивной форме. Необходимо объяснить ребёнку, что любой его поступок влечёт за собой последствия, он должен знать об этом.
Среди местных детей агрессивные проявления наблюдаются чаще, чем у мигрантов (45 % против 32 %), а вот аутоагрессия — в полтора раза реже. Следовательно, подавляющее большинство детей мигрантов испытывают психологический дискомфорт, чувство угнетенности, самоотвержения. Понятно, что в подростковом возрасте это может значительно исказить процесс становления личности, привести к стремлению самоутверждения разными способами [7].
Как показывает практика работы с детьми младшего школьного возраста наибольшей агрессии в отношении себя подвержены дети, которые обладают высоким уровнем неприятия окружающей среды и чуждой им атмосферы. Проблемы в социализации и неприятие себя в коллективе приводят к замкнутости и необходимости выплескивания накапливающихся эмоций на фоне гормонального развития личности. При этом чем закрытие ребенок, чем больше у него психологические барьеры, тем сильнее будет проявляться аутоагрессия как тенденция.
Если для местных детей выявленная закономерность в целом сохранялось, то для детей мигрантов агрессивные тенденции были связаны как с высоким, так и с низким уровнем непринятия чужого, а также с трудностью определения своих этнических предпочтений. Нормальный уровень агрессии отмечался всего у 13,7 % мигрантов — при среднем уровне непринятия чужого. Аутоагрессия была сильно выражена при всех видах этнокультурных предпочтений [7].
Коррекция аутоагрессии детей младшего школьного возраста проявляется в первую очередь в проведении комплекса профилактических мероприятий со стороны педагога и психолога, направленных на проработку личностным проблем у детей, социализации их в коллективе, недопущению и пресечению возникновения серьезных конфликтных ситуаций в коллективе. Важно создавать условия, при которых у ребенка была бы возможность выплескивать накопившиеся эмоции неагрессивными методами — путем самовыражения и самореализации себя в спорте, активных видах отдыха и свободного досуга. Потребность в движении — это основная психологическая потребность детей в возрасте 8–10 лет и пренебрежение её чревато возникновению замкнутости у ребенка и как следствие аутоагрессии, как защитной реакции психики на внешние факторы.
Важно помнить, что запрет совершения каких-либо действий напрямую чреват дополнительным проявлением аутоагрессивного поведения (бессмысленно запрещать ребенку грызть ногти или рвать волосы и т. д.). Необходимо проговаривая с ним это, пояснить причину подобного поведения помогая ему преодолевать неуверенность в себе и определенные деструктивные свойства личности. Аутоагрессия всегда предполагает наличие психологических проблем, которые в первую очередь следует выделять при корректировке поведения ребенка.
Необходимо выработать у ребенка чувство самоконтроля и ответственности за собственные действия и поступки, важно, чтобы он сам осознавал их природу, вредность или полезность конкретных действий для себя или окружающих. При этом в основе любой корректирующей деятельности педагога или психолога лежит диалог, построенный на доверии между двумя субъектами. В младшем школьном возрасте все еще низкий самоконтроль у большинства детей, поэтому особенности темперамента часто определяют их поведение. Особенности темперамента ребенка могут приводить к формированию способов поведения, которые воспринимаются как агрессивные.
Литература:
- Глазырина Л. Г. Аутоагрессия как предиктор формирования интернет-зависимости у подростков: теоретические аспекты Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–4.
- Григоренко Е. А. Проблема суицидального поведения подростков (обзор литературы) Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 5. С. 40–45
- Герасимова В. В., Карпов А. М. Психологические особенности подростков как группы риска аутоагрессии в контексте терроризма Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 140–144
- Соколова М. В. Особенности подростковой аутоагрессии и отношения к сети интернет у подростков кадетского корпуса Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 3. С. 116–125
- Мыльникова Ю. А. Клинические и социально-психологические предикторы аутоагрессивного поведения лиц допризывного и призывного возраста / Диссертация на соискание учёной степени к. м.н. — Краснодар, 2015, — 157 с.
- Демко, Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6–7 лет: дис.... канд. пед. наук / Е. В. Демко. — Армавир, 2005
- Даниленко Т. В. Агрессивность младших школьников в многонациональных классах и ее коррекция // Вестник ЗабГУ. 2009. № 3.