Нефтегазовая промышленность играет большую роль в развитии нашей страны. Это крупная отрасль тяжелой индустрии, которая включает в себя разведку нефтяных и газовых месторождений, бурение и освоение скважин, добычу и дальнейшую транспортировку нефти и газа. Однако отрасль является источником целого ряда рисков и опасностей, результатом которых могут быть аварии.
В данной статье будет проведен анализ аварийности на объектах нефтегазовой отрасли.
Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, авария.
Ключевой задачей любой организации, ведущей дела в данной отрасли, является предотвращение или минимизация вероятности возникновения аварии.
Авария — это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых па опасном производственном объекте.
Производственная авария — это опасное событие техногенного характера, создающее на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Основными причинами возникновения производственных аварий по подобных объектах являются:
– нарушение технологии производства;
– природные или стихийные бедствия;
– ошибки в организации производственного процесса;
– ошибки при проведении ремонтных мероприятий;
– нарушение правил безопасности, усыновлённых на предприятии;
– и т. д.
На официальном сайте Ростехнадзора [1] представлена информация об авариях на объектах нефтегазовой отрасли за последние 8 лет. В данной статье будет проведен анализ аварийности за период 2017–2021 год, а также рассмотрены основные технические и организационные причины таких аварий.
В ходе анализа было выявлено, за отведенный период произошло порядка 260-ти аварий, среди которых:
– 27 пожаров;
– 39 выбросов горючих веществ;
– 36 разрушений сооружений;
– 75 повреждений и (или) разрушений ТУ;
– около 35-ти неконтролируемых взрывов.
Общая статистика аварий на объектах нефтегазовой отрасли за 2017–2021 год представлена на рис. 1.
Рис. 1. Статистика аварий на объектах нефтегазовой отрасли за 2017–2021 год
В таблице 1 представлена белее детельная статистика, которая также включает в себя колличество пострадавших и общий экономический ущерб аварий.
Таблица 1
Аварии на объектах нефтегазового комплеска. Классификация по видам
Вид аварии |
период |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Выброс горючих веществ, пожар. |
24 |
– |
18 |
13 |
11 |
Разрушение сооружений. |
18 |
– |
3 |
9 |
6 |
Повреждение, разрушение ТУ. |
28 |
– |
21 |
16 |
10 |
Неконтролируемый взрыв. |
13 |
– |
12 |
5 |
5 |
Итого: |
83 |
48 |
54 |
43 |
32 |
Экономический ущерб, млн.руб |
1076,3 |
– |
2571,4 |
6849,7 |
2626,76 |
Пострадавшие: |
17 |
– |
33 |
30 |
49 |
Пострадавшие (смертельно): |
12 |
– |
16 |
6 |
8 |
Также в ходе анализа были выявлены основные причины возникновения данных аварий. Они делятся на две группы:
- Технические аварии:
– разрушение или неисправность оборудования, вследствие коррозионного износа (12 случаев);
– разрушения в результате внешнего механического воздействия (35 случаев);
– аварии в результате нарушений при проведении ремонтных работ (4 случая);
– потеря герметичности оборудования (5 случаев);
– неисправности в оборудовании (7 случаев).
- Организационные.
– отсутствие должного производственного контроля (33 случая);
– ведение работ без необходимых соглашений и уведомлений организации (21 случай);
– нарушения порядка проведения ремонтных работ (4 случая);
– нарушение порядка проведения огневых работ (4 случая);
– недостаточная квалификация персонала (5 случаев);
– несоблюдение правил промышленной безопасности (3 случая).
Проанализировав количество и характер аварий за данный период, можно отметить, что их число с каждым годом идет на спад, однако общий экономический ущерб возрастает. Данный факт, совместно с увеличением общего числа пострадавших, указывает на то, что некоторые аварии с каждым годом становятся более опасными и разрушительными.
Полученные результаты следует применять с определенными допущениями по причине недостаточного количества данных. Для более точного анализа требуется наличие в открытом доступе расширенной информации по аварийности, причинам и последствиям. Но несмотря на это, по имеющимся результатам видно, что для снижения аварийности необходимо в должной мере обеспечивать производственный контроль, обслуживание и ремонт оборудования, обучение персонала.
Литература:
- Уроки, извлеченные из аварий. — Текст: электронный // Ростехнадзор: [сайт]. — URL: https://www.gosnadzor.ru/industrial/oil/lessons/ (дата обращения: 15.04.2022).