Модель жизненного цикла компании может быть важным и эффективным инструментом ее диагностики, как помогая улаживать текущие трудности, так и давая возможность предприятиям вовремя предпринимать стратегические преобразования для обеспечения цикличности и, в итоге, безграничности их развития. Целью проведённой исследовательской работы выступает: продиагностировать жизненный цикл компании. Задачи: оценить будущий конкурентный статус предприятия; дать оценку основным стратегические зоны хозяйствования компании; построить матрицу баланса жизненных циклов.
Ключевые слова: жизненный цикл предприятия, диагностика жизненного цикла, матрица баланса жизненного цикла.
Для начала оценки будущего конкурентного статуса предприятия мы выделим основные стратегические зоны хозяйствования, на которых базируется деятельность ПАО «Северсталь», а также проведём оценку перспектив развития компании на выявленных зонах.
Основном сегментом сбыта ПАО «Северсталь» является стальной прокат (далее СЗХ1). [4]
На 2020 год продажи по этому сегменту составили 8 363 тыс. тонн. В сравнении с 2019 годом, объём возрос на 6 %
Второй по величине является железорудное сырьё (далее СЗХ2).
На 2020 год продажи по этому сегменту составили 6 024 тыс. тонн. В сравнении с 2019 годом, объём возрос на 13 %.
Для того, чтобы определить будущий конкурентный статус ПАО «Северсталь», обеспеченного компании при следовании нынешней стратегии, нам необходимо рассчитать показатели уровня капиталовложений, стратегический норматив и норматив возможностей стратегических зон хозяйствования компании. [2]
Первым расчетом будет уровень стратегических капиталовложений предприятия (формула 1).
На основании этого возможно получить оценку конкурентного статуса ПАО «Северсталь», основываясь на стратегических капиталовложениях предприятия:
(1)
где — уровень стратегических капиталовложений предприятия;
— критическая точка объема;
— точка оптимального объема.
Правая часть уравнения является уровнем стратегических капиталовложений. При этом следует учитывать, что стратегия развития и мобилизационные ресурсы предприятия не являются оптимальными. В таком случае при определении конкурентного статуса следует делать поправку на фактор ά.
Уровень стратегических капиталовложений ПАО «Северсталь» на СЗХ1 будет равен: 8,4/10 = 0,84.
Уровень стратегических капиталовложений ПАО «Северсталь» на СЗХ2 будет равен: 6,7/10 = 0,67.
Из этого следует, что будущий конкурентный статус предприятия, рассчитанный при нынешнем уровне капиталовложений, равен 0,84 для стального проката предприятия и 0,67 для железорудного сырья (при оптимальном значении равном единице).
Далее перейдем к расчету стратегического норматива для будущего периода.
Первым этапом этого расчета будет определение эффективности будущей стратегии предприятия. [2]
Конкурентная стратегия характеризуется:
1) продуктовой дифференциацией, которая определяет особенности продукции фирмы;
2) рыночной дифференциацией, которая определяет особенности положения предприятия на рынке.
Также выделяют и третью составляющую — стратегию роста, которая определяет способы обеспечения объема продаж.
На основе этих трех категорий рассчитаем эффективность будущей стратегии ПАО «Северсталь».
Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Расчет стратегического норматива ПАО «Северсталь»
СЗХ1 — Стальной прокат |
|||
Факторы успеха в будущем |
Действующая стратегия ( Sf ) |
Стратегия успеха в будущем (S0) |
Уровень Sf/S0 |
Политика роста |
Захват доли рынка |
Захват доли рынка |
1 |
Рыночная дифференциация |
Товар высокого спроса |
Наиболее конкурентоспособная доля рынка |
0,74 |
Продуктовая дифференциация |
Гарантия высокого качества качество |
Высокое качество |
0,69 |
Общий уровень стратегии |
0,81 |
||
СЗХ2 — Железорудное сырьё |
|||
Факторы успеха в будущем |
Действующая стратегия (Sf) |
Стратегия успеха в будущем (S0) |
Уровень Sf/S0 |
Политика роста |
Стимулирование спроса |
Захват доли рынка |
0,64 |
Рыночная дифференциация |
Стабильность на внутреннем рынке |
Престиж фирмы |
0,57 |
Продуктовая дифференциация |
Высокое качество |
Гарантия высокого качества качество |
0,79 |
Общий уровень стратегии |
0,66 |
||
Таким образом, мы рассмотрели параметр будущей эффективности ПАО «Северсталь». Теперь перейдем к оценке следующего параметра: потенциал компании.
Анализ потенциала будет проводиться по следующим параметрам:
1) Общее управление предприятием — характеризует эффективность управления подразделениями компании, развитие компании, внедрение инноваций в процесс производства, развитие корпоративной культуры компании, направление фокуса на социальные функции компании.
2) Финансовое управление– контроль за движением денежных средств, эффективное их распределение и их использование, а также обеспечение финансовой устойчивости компании.
3) Маркетинг — производит анализ рынка, выявление ключевых потребителей и сегментов сбыта, а также сбыт готовой продукции.
4) Организация производственного процесса — состоит в оптимизации процесса производства, использовании современных технологий для автоматизации процесса производства.
5) НИОКР — развитие новых технологий для производства, проектирование новой продукции и постепенное улучшение работы предприятия.
Объединив все вышеперечисленные факторы в одну таблицу 2, рассмотрим сущность каждого фактора в условиях ПАО «Северсталь».
Таблица 2
Факторы, влияющие на потенциал ПАО «Северсталь»
Фактор |
Описание |
Общее управление |
стабильная организационной структуры; мероприятия в области охраны труда, обеспечение безопасного производства, улучшение условий труда. |
Финансовое управление |
повышение финансовой устойчивости; мероприятия по снижению затрат во всех производственных и функциональных подразделениях компании; утверждение положения о дивидендной политике; взвешенный подхода к распределению капитала. временное увеличение капитальных затрат компании создаст базу для дальнейшего роста и увеличения стоимости для акционеров; сбалансированная инвестиционная политика и привлечение заимствований на выгодных рыночных условиях позволяют компании поддерживать низкий уровень долговой нагрузки. |
Маркетинг |
проведение деловых переговоров, интервью и опросов; организация ознакомительных визитов на предприятия компании; организация специальных комитетов или координационных групп в рамках долгосрочных отношений с ключевыми клиентами; учет конкретных проектов или требований клиентов; оперативное принятие решений в отношении забракованной продукции; урегулирование претензий и возмещение финансовых потерь; кросс-функциональные команды, призванные адаптировать внутренние процессы в компании к требованиям потребителя; |
Персонал |
развитие корпоративной культуры; внедрение мероприятий безопасного производства; организация студенческих практик; поддержание системы отбора и продвижения кадров; проведение ежегодной оценки сотрудников |
Производство |
снижение экологической нагрузки на окружающую среду; поставка продукции с высокой добавленной стоимостью; ключевая задача для отраслевых команд заключается в работе с клиентом напрямую, оптимизации целого ряда процессов, совместной разработке и создании уникальных торговых предложений |
НИОКР |
Развитие Технопарка «Северстали», что предоставляет возможность сторонним разработчикам использовать реальное производственное оборудование Череповецкого комбината, его инфраструктуру и сервисную поддержку для реализации инновационных идей в области металлургии. Корпоративный фонд Severstal Ventures инвестирует в проекты в области новых материалов и инновационных технологий металлургии. |
Таким образом, мы рассмотрели основные факторы, влияющие на потенциал ПАО «Северсталь». Далее в таблице 3 проведем расчет норматива возможностей компании.
Таблица 3
Расчет норматива возможностей ПАО «Северсталь»
Слагаемое потенциала |
Текущий потенциал (Пд) |
Потенциал, необходимый для оптимальной стратегии (По) |
Норматив оценки потенциала возможностей (Пд/ По) |
Общее управление |
6 |
10 |
0,6 |
Финансовое управление |
6 |
10 |
0,6 |
Маркетинг |
7 |
10 |
0,7 |
Производство |
8 |
10 |
0,8 |
НИОКР |
7 |
10 |
0,7 |
Прочие функции |
5 |
10 |
0,5 |
Совокупный норматив |
0,65 |
||
Оценив все необходимые показатели, можем рассчитать будущий конкурентный статус ПАО «Северсталь» по формуле 2:
(2)
Таким образом, конкурентный статус ПАО «Северсталь» в СЗХ1: 0,84*0,81*0,65 = 0,44
В СЗХ2: 0,67*0,66*0,65 = 0,3
Согласно шкале критериев, конкурентный статус ПАО «Северсталь» в отрасли стального проката может быть охарактеризован как высокий, а в железорудной отрасли предприятие имеет средний конкурентный статус.
Проведя оценку конкурентного статус стратегических зон хозяйствования предприятия, перейдем к анализу привлекательности СЗХ для компании. [2]
Для этого проведем оценку параметров роста, рентабельности и влияния благоприятных и неблагоприятных факторов на функционирование компании.
Привлекательность СЗХ можно оценить на основе следующих критериев:
G — перспективы роста в СЗХ;
Р — тенденции изменения рентабельности в СЗХ;
Т — неблагоприятные тенденции;
О– благоприятные тенденции. Величина этих критериев определяется экспертным путем.
Интегральный критерий выбора СЗХ рассчитывается по формуле 3:
Псзх = α · G + β · Р + γ · О — σ · Т,(3)
где α, β, γ, σ — коэффициенты, которые устанавливаются экспертами для обозначений относительного вклада каждого фактора (в сумме составляют единицу).
В начале анализа рассмотрим изменение факторов, прогнозирующие рост стратегических зон хозяйствования ПАО «Северсталь».
Данная оценка будет проводиться в бальной системе в таблице 4.
Максимальное значение параметра +5, а минимальное -5.
Таблица 4
Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ
Параметры |
Название СЗХ |
|
Стальной прокат |
Железорудное сырьё |
|
Темп роста соответствующего сектора экономики |
1 |
0 |
Прирост численности потребителей данного сектора в составе народонаселения |
1 |
1 |
Динамика географического расширения рынков |
4 |
2 |
Степень устаревания продукции |
-1 |
0 |
Степень обновления продукции |
3 |
-1 |
Степень обновления технологии |
2 |
1 |
Уровень насыщения спроса |
3 |
1 |
Общественная приемлемость товара (услуги) |
2 |
2 |
Государственное регулирование издержек |
1 |
1 |
Государственное регулирование роста |
2 |
1 |
Общая оценка изменений в перспективе роста |
1,8 |
0,8 |
Проведя оценку показателей изменений в прогнозируемом росте СЗХ, перейдем к оценке изменений рентабельности СЗХ в таблице 5.
Таблица 5
Оценка изменений рентабельности в СЗХ
Параметры |
Название СЗХ |
|
Стальной прокат |
Железорудное сырьё |
|
Колебания рентабельности |
3 |
2 |
Колебания объема продаж |
3 |
2 |
Колебания цен |
3 |
3 |
Цикличность спроса |
3 |
1 |
Уровень спроса по отношению к мощностям |
1 |
0 |
Характеристика структуры рынка |
2 |
1 |
Стабильность структуры рынка |
2 |
2 |
Обновление состава продукции |
-1 |
-2 |
Продолжительность жизненных циклов |
1 |
1 |
Время разработки новой продукции |
0 |
0 |
Расходы на НИОКР |
3 |
2 |
Затраты, необходимые для доступа на товарный рынок (ухода с него) |
0 |
0 |
Агрессивность ведущих конкурентов |
0 |
0 |
Конкуренция зарубежных фирм |
0 |
0 |
Конкуренция на рынках ресурсов |
3 |
2 |
Интенсивность торговой рекламы |
4 |
3 |
Послепродажное обслуживание |
1 |
0 |
Степень удовлетворения потребителей |
3 |
3 |
Государственное регулирование конкуренции |
1 |
1 |
Государственное регулирование производства товаров (услуг) |
1 |
1 |
Давление потребителей |
1 |
1 |
Общая оценка сдвигов в перспективе рентабельности |
1,62 |
1,24 |
По тому же принципу оценим благоприятные факторы для роста и рентабельности СЗХ ПАО «Северсталь» в таблице 6.
Таблица 6
Оценка благоприятных и неблагоприятных факторов в СЗХ
Параметры |
Название СЗХ |
|
Стальной прокат |
Железорудноесырьё |
|
1. Благоприятные факторы для роста/рентабельности |
Min -5 Max +5 |
|
- рыночная позиция |
3 |
2 |
- экономический рост |
1 |
0 |
- рост технологических возможностей |
3 |
1 |
- интенсивность рекламы |
4 |
3 |
- широкий ассортимент |
3 |
1 |
Общая оценка влияния благоприятных факторов |
2,8 |
1,4 |
2. Неблагоприятные факторы для роста/рентабельности |
Min -5 Max +5 |
|
– колебание цен |
3 |
3 |
– инфляция |
2 |
2 |
– стабильность структуры рынка |
1 |
0 |
– однотипность товара |
0 |
0 |
Общая оценка влияния неблагоприятных факторов |
1,5 |
1,25 |
Далее рассчитаем общую оценку привлекательности данных СХЗ.
Для СЗХ 1: 0,25*1,8+0,15*1,62+0,3*2,8–0,3*1,5 = 1, 083
Для СЗХ 2: 0,25*0,8+0,15*1,24+0,3*1,4–0,3*1,25 = 0,431
В заключении можем сделать вывод, что, исходя из расчета привлекательности СЗХ, СЗХ1 имеет хороший уровень привлекательность, а СЗХ2 слабый уровень привлекательности.
Рассчитав привлекательность стратегических зон хозяйствования, перейдем к анализу СЗХ в краткосрочном и долгосрочном периоде. [2]
Для этого построим матрицу жизненных циклов в таблице 7.
Таблица 7
Матрица баланса жизненных циклов СЗХ для ПАО «Северсталь»
Данная матрица помогает наглядно представить текущее состояние бизнеса ПАО «Северсталь» в соответствии с его конкурентным статусом, а также оценить перспективы роста компании, объемов продаж, прибыли и необходимых капиталовложений.
Первым этапом построения матрицы является определение конкурентного статуса ПАО «Северсталь» в выявленных СЗХ в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также фазой жизненного цикла СЗХ.
Размер круга определяет размер СЗХ, величина закрашенного сектора — занимаемую долю предприятия в СЗХ.
Объем отгрузки в отрасли стального проката ПАО «Северсталь» (СЗХ1) в 2020 году составил 8 363 тыс. тонн, а объем отгрузки железорудного сырья (СЗХ2) — 6 024 тыс. тонн. При этом ПАО «Северсталь» занимает 25 % СЗХ1 и 17 % СЗХ2. [1]
В конечной продукции «Северстали» более 40 % относится к продукции с высокой добавленной стоимостью. Основная доля продаж группы приходится на рынок Российской Федерации.
По итогам построения баланса жизненных циклов сделаем несколько выводов.
После спада в металлургической отрасли на фоне замедления промышленного производства и распространения пандемии отрасль вступает в новую фазу циклического роста.
Негативное влияние пандемии на металлургическую отрасль оказалось не таким длительным. Рынок Китая, крупнейшего в мире производителя стали, вырос в 2020 году на 10 %, после того как страна установила контроль над распространением вируса и запустила комплекс стимулирующих мер, подтолкнувших к росту цен на сырье. Простои некоторых сталелитейных мощностей, низкий уровень запасов и проблемы с поставками на других рынках оказали значительное влияние на рост цен и на фоне быстро оживающего спроса создали дефицит металлопродукции.
Мировой рынок железной руды также столкнулся с дефицитом в 1 квартале 2021 года. Рост производства стали в Китае наряду с сезонным сниженным экспортом из Австралии и Бразилии способствовали росту цен на руду с 62 %-ным содержанием железа на 26 %.
Благодаря интегрированной модели бизнеса «Северсталь» более устойчива к колебанию предложения и цен на железную руду, чем некоторые конкуренты. «Северсталь» входит в число производителей с самой низкой себестоимостью в отрасли. Близость «Северстали» к рынкам экспорта позволяет сравнительно быстро перенаправлять поставки между внутренним рынком и экспортом. [3]
Спрос на сталь в основном формируют строительство (около 40 % в США и до 66 % в КНР), автомобилестроение (от 10 % до 20 %), прочие отрасли — энергетика, сектор добычи и др. (около 15 %), и все они претерпели спад из-за коронавирусных локаутов.
Хотя «Северсталь» в первую очередь ориентируется на поставку стали на внутренний рынок, значительный объем продукции реализуется на экспорт. Низкая себестоимость и близость к основным регионам потребления стали в России и рынкам экспорта обеспечивают возможность гибкого и низкозатратного перераспределения сбыта между внутренним рынком и экспортом с учетом баланса внутреннего и мирового спроса на сталь и металлургическое сырье.
Благодаря развитию собственных сырьевых активов и совместной работе подразделений потока Upstream, компании удалось значительно повысить качество и объем производства железорудной продукции. Так, продолжается поэтапная программа выхода Яковлевского ГОКа на объем производства 5 млн тонн к 2023 году. Планируется увеличение объема производства железорудных окатышей на «Карельском окатыше» до 12 млн тонн готовой продукции в год.
В том числе, благодаря внедрению инновационных технологий, содержание железа в железорудном концентрате Оленегорского ГОКа в 2020 году увеличено до 69 %, а железорудных окатышей компании — до 66,5 %.
Несмотря на возросшую волатильность мировых рынков стали и сырья, финансовое положение «Северстали» остается устойчивым.
Литература:
- Годовые отчеты ПАО «Северсталь» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.severstal.com/rus/ir/results_reports/annual_reports/
- Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Жизненный цикл корпораций и управление изменениями» для студентов, обучающихся по направлению 38.04.01 «Экономика»/ Костюхин Ю. Ю. — М.: Изд.дом «МИСиС», 2020. — 22 с.
- Пресс-центр ПАО «Северсталь» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.severstal.com/rus/media/
- Продукция ПАО «Северсталь» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.severstal.com/rus/products/