В статье описывается формирующий урок-эксперимент, созданный в рамках психологического исследования восприятия младших школьников и их адаптации к учебному процессу. Цель формирующего эксперимента: формирование модальностей восприятия младших школьников посредством подвижных и дидактических игр. Используя дидактические игры на уроках физкультуры, можно целенаправленно развивать визуальный и аудиальный каналы восприятия, которые регулируют игровые, учебные и коммуникативные действия младших школьников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, формирующий эксперимент, визуально-аудиальное восприятие, подвижные и дидактические игры.
На современном этапе развития психологии и педагогики, воспитание всесторонне развитой личности рассматривается в единстве общего, умственного и физического образования. Невозможно решить психологические и педагогические проблемы раздельно, т. к. психическое развитие тесным образом связано с обучением и воспитанием.
Высшие психические функции формируются в процессе онтогенетического развития. Каждая из психических функций тесно связана с остальными, однако эта связь не остаётся неизменной: в определённом возрасте один из этих процессов становится ведущим. Главная задача обучения заключается в максимальном использовании всех возможностей данного этапа.
В дошкольном возрасте активно развиваются психологические процессы непосредственного познания окружающего мира — ощущение и восприятие [7]. Дети поступают в школу с достаточно развитыми процессами восприятия. У них уже сформированы зрение и слух, они хорошо определяют формы и цвета. Однако общее восприятие характеризуется как непроизвольное и дифференциальное. Развитие познавательных процессов продолжается в младшем школьном возрасте [1, 8]. В учебной деятельности формируются избирательность, предметность, осмысленность и другие свойства восприятия. В восприятии участвуют память, мышление, внимание и воображение. И именно восприятие создаёт фундамент для развития этих психических процессов. Оно составляет основной компонент деятельности младших школьников и является регулятором коммуникативных, гностических, игровых и учебных действий.
В рамках экспериментального исследования восприятия младших школьников и их адаптации к учебному процессу, мы провели формирующий урок-эксперимент. Цель созданного нами экспериментально-педагогического процесса — посредством спортивных и развивающих игр формировать модальности восприятия. Эксперимент состоял из нескольких этапов: пилотажный, констатирующий, формирующий и подтверждающий.
Замысел формирующего эксперимента у нас возник на основе экспериментальных данных, полученных на двух предыдущих этапах исследования. Несмотря на то, что большинство детей посещают танцевальные и спортивные секции, на первых уроках физкультуры уже видны недостаточно развитые опорно-двигательные навыки, что естественно, является результатом гиподинамии. Также мы обнаружили, что первоклассники имеют слабо развитое восприятие, которое отражается на учебно-воспитательном процессе, следовательно, и на психическом состоянии учащихся. Исходя из этого, мы решили разработать формирующий урок-эксперимент с целью проведения конкретного урока физкультуры. Благодаря сочетанию подвижных и развивающих игр, мы реализовали сразу две задачи: развитие физических и психических качеств младших школьников.
Формирующий эксперимент (ФЭ) проводился с 16-го ноября 2015 г. по 4-ое апреля 2016 г. в школе № 56 им. Ст. Зорьяна г. Еревана. Программа формирующего эксперимента направлена на развитие визуальной и аудиальной модальностей восприятия младших школьников, посредством сочетания подвижных и развивающих игр. Целью программы является формирование визуально-аудиального восприятия в сочетании с кинестетической модальностью.
В ФЭ приняли участие ученики 1-го (29 учеников) и 2-го (71 ученик) классов. Общее количество участников ФЭ — 100 учеников из 4-х классов. Занятия проводились 2 раза в неделю. В общей сложности, во всех экспериментальных классах было организовано 120 уроков по 40 минут. В каждом экспериментальном классе было проведено 30 уроков. План формирующего эксперимента имеет следующую структуру:
– уроки № 1, 2: место проведения — класс (2 урока);
– уроки № 3–12: место проведения — спортзал (10 уроков);
– уроки № 13, 14: место проведения — класс (2 урока);
– уроки № 15–30: место проведения — спортзал (16 уроков).
Формирующий эксперимент проводился в соответствии с учебным планом физической культуры в младшей школе. Основной метод организации эксперимента — игровой. Для каждого урока был составлен план, в соответствии с общими требованиями к уроку физкультуры в начальных классах, и в соответствии с целями нашего исследования, которые, естественно, не противоречат друг другу. Была сделана попытка совмещения подвижных и дидактических игр. Применение спортивного инвентаря и дидактического материала способствует развитию не только физических качеств, но и психических функций. Чтобы сделать отобранный материал более привлекательным, можно выбрать новые яркие игрушки, наглядный материал, необычные сюжеты [5]. Мы предложили детям фломастеры, кубики и флажки ярких цветов, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры и картинки. Перечисленные материалы обычно не используют на уроках физкультуры. Учителя предпочитают спортивный инвентарь (мячи, обручи и т. п.), а вышеуказанные дополнительные материалы преобладают на спортивных школьных праздниках.
В педагогической классификации подвижных игр выделяют действия, требующие применения двигательных навыков с ориентировкой на зрительное и слуховое восприятие [6]. Исходя из этого, для проведения эксперимента были выбраны подвижные игры с ориентировкой на аудиальные и визуальные сигналы [2, 9, 4] и дидактические игры [3], а также мы сочетали различные варианты этих игр. Для проведения ФЭ мы выбрали следующие игры и упражнения:
– гимнастические упражнения: кувырок вперёд, «Свечка», ходьба и подтягивание на гимнастической скамейке, лазание по гимнастической стенке;
– подвижные игры: «Третий лишний», «Собери кубики», «День и ночь», «Вызов номеров», «К своим флажкам», «Запрещённое движение», «Найди свое место», «Замри в позе», «Передал-садись», «Посадка картошки», «Слушай команду», «Передача мяча над головой», «Ориентировка по слуху», «Эстафета с обручами», «Встречная эстафета»;
– дидактические игры: «Подбери кубики по цвету», «Подбери картинки», «Какого цвета?», «Назови фигуры», «Найди образец», «Образец и правило», «Чей узор лучше?», «Соблюдай правило».
Вступительная и основная части урока проводилась с чередованием словесных команд и показом упражнений. Метод показа способствует развитию визуального, а словесный метод — развитию аудиального канала восприятия. Обычно, на уроках физкультуры, эти два метода сочетают, но мы посчитали, что будет правильно, именно, чередование. Во время сочетания этих методов, каждый ученик воспринимает задания, в удобной для себя модальности, а это не способствует развитию остальных модальностей. Чередование названных педагогических методов проводилось следующим образом: одну тему проходили 2 дня, т. е. тема урока менялась через каждые 2 урока, но мы меняли метод объяснения на каждом уроке. Таким образом, на нечётных уроках использовались аудиальные сигналы (объяснение, свисток, словесные команды), на чётных уроках использовали визуальные сигналы (показ упражнений, движения, жесты). Кроме этого, в ФЭ вошли 4 обучающих урока: № 1, 2, 13 и 14, во время которых мы готовили учеников к последующим урокам.
На уроках физкультуры, как правило, дети ждут своей очереди, для выполнения упражнения. Это касается в основном гимнастических и атлетических упражнений. ФЭ совпал с зимним периодом, поэтому гимнастические упражнения мы и взяли за основу нашего эксперимента. Гимнастика в школе требует особого внимания и соблюдения правил безопасности. Учителю невозможно быть возле ученика, который выполняет упражнение и одновременно следить за остальными учениками, которые за время бездействия нарушают правила поведения в спортзале, беседуют, толкаются и т. д. Поэтому, задания, которые мы предложили в ФЭ являются наилучшим решением в данном случае: ученики решают головоломки, сидя на гимнастической скамейке, не шумят, при этом помогают друг другу решать задачи. В спортзале создаётся рабочая, дружественная атмосфера. Несколько учеников (1–3) — выполняют гимнастические упражнения, а остальные — дидактические задания.
Формированию и развитию аудиального восприятия способствует музыка, ритм и темп которой «заставляет» ребенка вслушиваться. С этой целью вступительная и заключительная части уроков проводилась с музыкальным сопровождением. На уроках мы использовали следующие мелодии: Шаинский В. «Чунга-чанга», Дунаевский И. «Песня о весёлом ветре», Глинка М. «Детская полька», Рахманинов С. «Итальянская полька», Шаинский В. «Вместе весело шагать» и др.
Таким образом, для проведения формирующего урока-эксперимента, мы выбрали подвижные игры, формирующие именно те модальности восприятия (аудиальный, визуальный и кинестетический), которые играют ведущую роль в учебном процессе. Музыкальное сопровождение стимулировало у учащихся аудиальный канал восприятия, а дополнительные игровые (дидактические) материалы способствовали развитию визуального канала восприятия, концентрации внимания и развитию визуальной памяти. Помимо этого, проведённый нами формирующий урок-эксперимент способствовал повышению уровня интеллекта и учебной мотивации младших школьников. Результаты исследования мы опубликуем в следующих статьях.
Литература:
- Белоусова З. И. Психолого-педагогические проблемы личности /З. И. Белоусова, Л. И. Мищик, В. Э. Бойко. — Запорожье: ЗГУ, 2001. — 110 с.
- Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. — И,зд. 5-е, перераб. и доп. — М.: «Физкультура и спорт», 1982. — 224 с., ил.
- Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.: «Ось-89», 2006.
- Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / [авт.-сост. е.А. Бойко]. — М.: РИПОЛ классик, 2008. — 256 с. с ил.
- Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: ВАКО, 2008.- 192 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Погосян Л. Г. Роль подвижных игр в учебной деятельности младших школьников /Научный вестник «Актуальная психология», Ереванский государственный университет.- Ереван 2018, № 2, с.110–116. https://drive.google.com/file/d/16WmZrJBLTzKcwXhkXTDjK_-17ISBK5AS/view
- Погосян Р. А., Погосян Л. Г. Формирование модальности восприятия младшего школьника в условиях учебной деятельности. Сборник статей /9-я годичная научная конференция Российско-Армянского (Славянского) университета / Ереван, Издательство РАУ, 2015. — с. 431–440. https://science.rau.am/uploads/documents/1631786583.pdf
- Сиротюк А. С. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современно дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 3. — С.32–37.
- Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры. Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. — 143 с. с ил.