В статье отражены существующие трудности подготовки резерва хоккеистов различных возрастных групп. Обозначена оценка подготовленности хоккеистов и пути устранения недостатков, необходимость проведения тестирования на всех этапах подготовки хоккеистов, политика государства в отношении вида спорта хоккей, направление научных исследований по этой тематике .
Ключевые слова : юные хоккеисты, тестирование, трудности вида спорта, дворовой спорт, тренерский состав, подготовка.
Трудности и проблемы подготовки хоккеистов различной квалификации всегда привлекали научных работников и тренеров команд. Последние мировые чемпионаты свидетельствуют о стремительной модернизации мирового хоккея, особенно в части физической подготовленности лучших команд. В целях достоверного выявления проблем необходимо знать мнение ведущих специалистов профессиональных клубов, работающих непосредственно со спортсменами. А мнения тренеров профессиональных команд свидетельствует о существующих трудностях и проблемах в управлении физической подготовкой спортсменов [1].
В существующей подготовке спортсменов имеется ряд непониманий. Многие тренеры недооценивают значение тестирования, которое является неотъемлемой частью управления подготовкой [8]. А ведь результаты тестирования являются одной из оценок эффективности работы тренера. Но для эффективного проведения тестирования необходимо иметь унифицированные блоки тестов и знать периодичность их проведения. Очень значимой проблемой подготовки спортсменов является и слабое научное обеспечение профессионального хоккея из-за закрытости информации в клубах. Проводимые исследования несколько лет назад устарели и не соответствуют требованиям современного хоккея. Важным вопросом подготовки юных хоккеистов на ранней стадии является и развитость общества, богатого положительным человеческим капиталом [5].
В массовой физической культуре и спорте обществом ставится цель всеобщего физического оздоровления. В наличии ежедневная кропотливая работа по оздоровлению нации. Это, в конечном счете, приносит основной доход государству, поскольку здоровый человек оказывается экономически выгодным с самых различных точек зрения: он способен к напряженному труду, меньше болеет, избегает вредных привычек, чаще создает семью и дает более здоровое потомство. Поэтому к положительному человеческому капиталу относится: здоровье населения, уровень его образования и воспитания, способность к напряженному труду, склонность к инновациям, конкурентоспособность в виде спорта — хоккей.
Экономика хоккея как вида спорта в настоящее время активно развивается, что свидетельствует о необходимости проведения исследований по данному виду спорта. Государственные вложения в развитие физической культуры и спорта призваны способствовать решению экономической проблемы спорта и его вида — хоккея. В настоящее время они полностью окупаются и приносят дополнительный доход обществу. Если государство строит новые стадионы, то это можно только приветствовать, но основная функция данных стадионов — проведение зрелищных мероприятий, а не привлечение широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом [5]. Олимпиады, международные встречи, матчи, соревнования приносят значительный доход государству, прежде всего, за счет зрелищности и рекламы. В спорте высших достижений прибыль выступает наиболее наглядно. Возрастает роль физической подготовки юных хоккеистов как необходимой базы для развития человеческого капитала по виду спорта хоккей.
Заботясь о развитии хоккея, следует уделить больше внимания и дворовому спорту. Под дворовым (социальным) спортом подразумевается часть спорта, направленную на социальное спортивное просветительство, социализацию, реабилитацию, личностное спортивное самовыражение граждан, формирование здорового образа жизни, а также на организацию и проведение регулярных и системных спортивных соревнований в рамках хоккейных лиг, мероприятий по месту жительства с целью максимального раскрытия человеческого капитала, а также базовый (первичный) уровень подготовки юных спортсменов
Дворовой спорт — это большое социальное явление, задача которого заключается в объединении людей вокруг здорового образа жизни в целях максимального раскрытия и реализации их социальных возможностей посредством спортивно-оздоровительных занятий по месту жительства через участие в различных спортивных мероприятиях и занятиях в специализированных хоккейных секциях или школах и дальнейшее профессиональное занятие спортом (хоккеем) [2].
К участникам дворового спорта по месту жительства, почти во всех регионах России, можно отнести следующие группы:
1) дети дошкольного возраста;
2) школьники и подростки;
3) студенты и учащаяся молодежь.
Ведущим механизмом развития социального дворового спорта является создание института Всероссийской дворовой лиги по виду спорта хоккей. В истории нашей страны этому есть сходный исторический аналог — проведение всесоюзных соревнований по виду спорта хоккей — «Золотая шайба». Обеспечить нормативно подобные соревнования по месту жительства не составляет труда — это могут быть отдельные приказы и распоряжения муниципального уровня, плановые муниципальные задания, мероприятия в плане работы органов территориального общественного самоуправления, соревнования под эгидой спортивных федераций по виду спорта хоккей. Представляется, однако, что наиболее оптимальным нормативным актом для проведения соревнований дворовых лиг является принятие специального Положения о всероссийской дворовой лиге по виду спорта хоккей.
В действующем российском спортивном законодательстве не содержится противоречий для организации подобных соревнований в масштабах всей страны. Если реализовать такую систему, могут появиться десятки тысяч любительских команд низового уровня, сотни специализированных спортивных секций, десятки команд мастеров и даже профессиональные клубы [2]. Это постоянный неубывающий источник спортивного резерва по всей стране при условии заинтересованности всех уровней спортивной власти в развитии вида спорта — хоккей. Это первичное звено развития данного вида спорта, его начальный этап. Но уже существует много хоккейных команд в различных лигах, которым присущи трудности данного вида спорта. Для команд КХЛ, ВХЛ, МХЛ, НМХЛ, ЖХЛ и других, необходимо для повышения результативности подготовки, решать существующие трудности и проблемы.
Одной из важных проблем, является значимость физической подготовки. По отзывам специалистов, значимость физической подготовки 47 % отечественных тренеров оценили как второстепенную, зарубежных специалистов — 53 %. Такой результат свидетельствует о недооценке важности в современном хоккее физической подготовленности спортсменов. Для решения данной проблемы, очень важно создать эффективную систему тестирования физической подготовленности, которая отвечают требованиям современного хоккея [3]. Для более эффективного решения этой задачи, следует получить поддержку руководителей и менеджеров клубов, которые оценили и поняли роль и значение научного обеспечения в подготовке команды. Его отсутствие является причиной неправильного планирования нагрузки и как следствие высокий травматизм и нестабильность достижений команды в сезоне. Вопрос необходимости тестирования ОФП поддерживают большинство специалистов в области хоккея. Необходимость тестирования ОФП поддержали 97 % опрошенных отечественных специалистов и 98 % зарубежных специалистов. А вот целесообразность тестирования СФП высказались 90 % отечественных специалистов и 78 % зарубежных специалистов [7]. Применять тестирование необходимо в начале предсезонной подготовки и по завершению подготовительного периода. Степень прогресса подопечных специалистами и тренерами нельзя снижать, так как это является важным инструментом оценки эффективности своей собственной программы подготовки, потому что это негативно влияет на эффективность управления, контроля, и повышение профессионального уровня тренера. В середине игрового сезона (соревновательного периода) проводят контроль около 50 % специалистов. Немного лучше ситуация с контролем в конце игрового сезона перед уходом в отпуск: около 60 % тренеров тестируют уровень физической подготовленности хоккеистов. Полученные результаты тестирования позволяют оценить динамику физических способностей за период игрового сезона. Следует обратить внимание на тот факт, что 10 % отечественных опрошенных тренеров не проводят тестирование, хотя считают необходимым контролировать ОФП. В настоящее время не существует единого подхода к тестированию всех команд клубной структуры. Без контроля уровня физической подготовленности, не применяя единый подход к тестированию во всей клубной вертикали и в отсутствие у руководства единой базы данных всех хоккеистов клубной структуры, эту задачу нельзя решить эффективно. В большинстве отечественных хоккейных клубов целесообразно, для проведения тестирования, вовлекать весь тренерский штаб и четко разделить полномочия между ними.
Данные опросов тренерского состава свидетельствуют о понимании необходимости контроля ОФП и СФП спортсменов, но еще остается проблема практической реализации данного вопроса и получение результатов этой работы. А работу эту необходимо реализовывать тренерскому составу и менеджерам хоккейных лиг и команд. Важным вопросом подготовки хоккеистов является подготовка, стаж и возраст специалистов, которые их готовят. Анализ возрастных характеристик показал, что 50 % опрошенных отечественных специалистов имеет возраст 40–49 лет, в возрасте 30–39 лет находится 27 %. Возраст старше 50 лет имеет 18 % тренеров. Также имеются тренеры в возрасте до 29 лет [7].
Рассматривая возраст, стаж, профессиональную подготовку тренерского состава следует вывод о необходимости выстроить четкую хоккейную вертикаль, которая позволит молодым специалистам расти в ведущих лигах, реализовать смелые замыслы и набираться опыта [1]. Такой подход позволит производить более качественный отбор специалистов в лучшие хоккейные клубы. Важное значение для развития вида хоккея имеет и правильный отбор юных хоккеистов на начальных этапах . Спортивный отбор это длительный, многоступенчатый процесс, который является эффективным, когда на этапах многолетней подготовки юных хоккеистов используются объективные оценки и характеристики физической, технической, специальной, тактической, психологической подготовок. Такой всесторонний подход к отбору предполагает медико-биологические, физиологические, функциональные, психологические методы исследования. Необходимым условием объективного отбора является наличие квалифицированных специалистов в этой области, которые смогли бы провести профессиональный анализ, зрительный контроль технической и тактической подготовленности хоккеистов и определить достойных воспитанников для дальнейшего спортивного роста.
В настоящее время в системе подготовки спортивного резерва России задействовано достаточное количество административных работников и специалистов. Статистические данные системы подготовки спортивного резерва России свидетельствует об избытке во всех типах спортивных школ административных работников. Штатные тренеры осуществляют непосредственную подготовку юных хоккеистов. Но для успешной подготовки юных хоккеистов необходимо изучить и посетить административными работниками хотя бы одно занятия в неделю, то в течение учебного года практическая деятельность каждого штатного тренера может быть изучена и проанализирована 26 раз, исходя из того, что в учебном году 46 недель [6, с. 83]. Для реализации функциональных обязанностей тренеров, необходимо организовывать открытые уроки с последующим анализом на тренерском совете методики проведения занятия, правильное использование методов выполнения упражнений, анализ технологии подготовки, самооценка процесса подготовки, ответственности, полномочий и обмена информацией. Настало время говорить о тренировке не только как о процессе обретения специальных технико-тактических навыков и развития физических качеств, но необходимо обратить внимание и на образовательную сторону и вооружение юных хоккеистов теоретическими знаниями здорового образа жизни [6].
Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется осуществлять с применением достаточно большого количества подвижных, спортивных игр и эстафет, а с повышением возраста занимающихся предпочтение следует отдавать подвижным играм и эстафетам меньше, чем специальной подготовке. В этом случае внимание должно быть направлено на интересы ребенка, что будет способствовать формированию у него потребности к занятиям хоккеем. Обучаемые в большинстве случаев приходят на тренировочные занятия ради веселой подвижной игры или соревновательной эстафеты, а вынуждены заниматься односторонней техникой и тактической подготовкой, которая направлена на оттачивание элементов, способных привести к победам в ближайшей перспективе. Подобная направленность в обучении отрицательно сказывается на формировании двигательного базиса юных хоккеистов, а впоследствии это ограничивает тактико-технический арсенал спортсменов. Часто высокие спортивные результаты, показанные в юном возрасте, выступали сдерживающим фактором в старшем возрасте. Хоккеисты демонстрирующие явное превосходство в мастерстве на детском уровне, не смогли достичь высоких результатов в профессиональном хоккее или вовсе не попали в профессиональный спорт. В последние годы ввиду повышения статуса детских хоккейных турниров (таких как «Кубок Газпром нефти», «Золотая шайба») наблюдается резкая интенсификация тренировочного процесса, направленная на достижение максимально высоких спортивных результатов в раннем возрасте, что противоречит психологическому и биологическому развитию ребенка [5]. Руководитель хоккейной школы с каждым годом предъявляет все более высокие требования к тренерам. В свою очередь заранее сориентированный на достижение высокого результата тренер начинает форсировать подготовку. Таким образом, вместо того, чтобы дать системам организма планомерно развиваться, тренер способствует включению дополнительных ресурсов организма юных игроков. Поэтому соблазн тренера сократить время ожидания серьезных результатов может иметь катастрофические последствия для дальнейшей карьеры спортсмена. Традиционно именно это имеют в виду, когда говорят о «форсировании» подготовки. Проблема заключается в том, что чем выше результаты спортсмена, тем более востребован он в сборных командах. А значит и тренер, и сам спортсмен оказываются заложниками этого противоречия [4].
Сохраняют свою актуальность проблемы финансирования учебно-тренировочного процесса и перевода обучающихся по годам или этапам спортивной подготовки в рамках создания резерва для спорта высших достижений, обусловленный снижением их уровня подготовленности по контрольно-переводным нормативам. Существующая и не решаемая проблема — созданная система коррупции в хоккее. Проблема начинается еще в детском хоккее. Есть мальчик, который занимается хоккеем, и у него довольно средние результаты, и со временем парнишка начинает не выдерживать конкуренцию и отправляется на скамейку запасных. Вот тут-то в дело и вмешиваются влиятельные родители — они пытаются «пробить» своему сыну место в основном составе. Вопросы решаются с тренером , а иногда — через руководство клуба. В итоге — парнишка получает место, которое он не заслужил, а кто действительно показывает хороший уровень игры остаётся за бортом. В конечном итоге:«блатной» спортсмен не показывает хорошей игры, но играет, а простой хоккеист со временем тоже ухудшает свои показатели из-за отсутствия игровой практики. Новый виток внутри командных ротаций наступает, когда игрокам исполняется 12 лет. Итог удручающий — более 90 процентов ребят заканчивают с хоккеем, а среди оставшихся снова начинается соревнование кошельков родителей. Вторые составы в клубах полностью ликвидируются, начинается взрослый хоккей. В физическом плане дети примерно на одинаковом уровне. Кто состоятельнее, тот сможет отстоять место своему ребенку в спортивной школе. Кто откреплен, тот идет по проторенному пути своих товарищей в клубы второго и третьего уровня. Как только составы определяются — снова начинается тесное сотрудничество с тренером. Но и на этом финансовые усилия родителей не заканчиваются. В 16 лет после выпуска из спортивной школы перед юными хоккеистами встает вопрос: куда дальше. Попасть в молодежную команду любого клуба КХЛ — это значит еще немного продлить спортивную жизнь и иметь слабую перспективу на место во взрослой команде. Это влияет на уровень игры юниорской, молодежной, а затем и основной сборной страны. При этом уходят ребята, которые талантливее своих товарищей, но их вытесняют сыновья богатых родителей.
Литература:
- Бернина Ю. С. Критерии эффективности управленческой деятельности спортивного тренера. — М., Спорт, 2016.
- Букатин А. Ю. Юный хоккеист. — М.: Физкультура и спорт, 1986.
- Варданян В. Т. Проблемы интенсификации тренировочного процесса в подготовке хоккеистов начального этапа обучения. — М.: Здоровье, 2019.
- Занковец В. И. Проблема обратной связи в управлении подготовкой в современном профессиональном хоккее. — М.: Спорт, 2016.
- Ильин Н. Л. Психология тренера. — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2016.
- Ишматов Р. Г. Использование инновационных технологий в планировании, реализации и контроле тренировочного процесса квалифицированных хоккеистов. — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2021.
- Савин В. П. Теория и методика хоккея. — М.: Академия, 2003.
- Сайт: bstudy.net Анализ результатов анкетного опроса тренеров профессиональных клубов и национальных сборных.