Данная статья посвящена рассмотрению порядка применения генерального обеспечения в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Автор анализирует преимущества, предоставляемые при применении генерального обеспечения, а также недостатки такого применения.
Ключевые слова: генеральное обеспечение, таможенный транзит, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Генеральное обеспечение представляет собой механизм гарантии уплаты таможенных пошлин, налогов, который, согласно ст.64 ТК ЕАЭС, применяется в случае, если лицо осуществляет несколько таможенных операций в определенный промежуток времени 1. Иными словами, в отличие от разового обеспечения, которое предоставляется под каждую отдельную операцию, под каждую отдельную таможенную декларацию, генеральное обеспечение является гарантией исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по нескольким таможенным декларациям, что, безусловно, является более удобным способом для участников ВЭД, регулярно совершающих таможенные операции, требующие предоставления обеспечения.
Генеральное обеспечение может предоставляться только в том случае, если все таможенные операции будут производиться на территории РФ. Если же осуществляется транзит товаров, то таможенные операции могут производиться на территории нескольких стран (стран транзита).
В соответствии со ст.59 ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ…», генеральное обеспечение может быть предоставлено только тремя способами из предусмотренных законодательством четырех: денежным залогом, банковской гарантией и поручительством. При этом генеральное обеспечение в виде банковской гарантии и поручительства вносится непосредственно в ФТС, а в виде денежного залога — в таможенный орган по месту налоговой регистрации лица, предоставляющего залог. Вид генерального обеспечения, а также его размер определяется участником ВЭД самостоятельно 2.
Порядок использования генерального обеспечения заключается в том, что таможенный орган, совершающий таможенную операцию, при наличии распоряжения плательщика пошлин и налогов резервирует необходимую сумму свободного остатка обеспечения. Существенным условием в данном случае будет срок действия генерального обеспечения в виде банковской гарантии и поручительства, который должен на 3 месяца превышать срок обеспеченной обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, а также наличие незарезервированного остатка обеспечения. Если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратится, то зарезервированный остаток будет разрезервирован или высвобожден таможенным органом (его можно будет использовать для обеспечения других таможенных операций). Преимуществом генерального обеспечения в порядке его использования заключается в его гибкости, которая проявляется в возможности внесения обеспечения один раз и использовать его в дальнейшем при осуществлении различных таможенных операций, что позволяет участнику ВЭД не тратить средства на оформление банковской гарантии или услуги поручительства на каждую таможенную операцию. Кроме того, в случае если сумма внесенного генерального обеспечения окажется недостаточной для обеспечения очередной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ввиду того, что она будет зарезервирована таможенными органами по другим операциям, участник ВЭД может внести обеспечение по недостающей сумме любым другим способом, в том числе еще одним генеральным обеспечением. Данный факт также является преимуществом генерального обеспечения, характеризующим его как комбинированный способ 3.
Генеральное обеспечение может использоваться в любом таможенном органе РФ, вне зависимости от места нахождения товара, что составляет еще одно достоинство данного вида обеспечения. Кроме того, все действия, связанные с принятием и возвратом генерального обеспечения осуществляются автоматически при помощи автоматизированной информационной системы таможенных органов. Следовательно, участнику ВЭД не нужно тратить время на оформление и подачу заявления о возврате в таможенные органы. В личном кабинете участник ВЭД может отследить принятие таможенными органами положительного решения по принятию обеспечения в виде денежного залога или банковской гарантии в форме расписки 4, с.293. По данным ФТС России, 97 % принятых в 2021 году в виде генерального обеспечения банковских гарантий были предоставлены в электронном виде. Единственным способом преимущественно оформляемом в виде документа на бумажном носителе остается поручительство, однако ведется активная работа по развитию электронного документооборота в данной сфере 3.
Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1005 «О порядке применения генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов …» определяет возможность уменьшения размера генерального обеспечения на определенный процент от той суммы, которая должна быть предоставлена, при соблюдении определенных условий при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита. Такое уменьшение возможно на 5 и 10 %. Для того чтобы сумма фактически внесенного обеспечения уменьшилась на 5 % лицо, вносящее такое обеспечение должно быть юридическим лицом с организационно-правовой формой акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью; уставный капитал лица должен составлять более 100 млн руб., а регистрация юридического лица должна быть осуществлена ранее, чем за 5 лет до внесения обеспечения; лицо не должно находиться в стадии банкротства, ликвидации или реорганизации; в течение предыдущих 3 лет лицо должно было заявлять таможенную процедуру транзита более 30 раз и являться при этом декларантом; лицо не имеет неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, а также в течение предыдущих 3 лет не подвергался мерам взыскания таможенных платежей; сумма генерального обеспечения при этом должна быть не менее 50 млн руб. Для получения уменьшения в размере 10 % законодатель предполагает наличие всех вышеупомянутых пунктов, однако вместо 3 лет временные периоды должны составлять 5 лет 5.
Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2021 г. N 175, представляющее собой «Соглашения об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин …», на данный момент не вступившее в силу, допускает уменьшение размера генерального обеспечения на 20 и 30 % при осуществлении таможенного транзита при соблюдении условий, практически совпадающих с вышеперечисленными и возможностью введения дополнительных условий национальным законодательством. Этот документ предполагает межгосударственное сотрудничество стран ЕАЭС в сфере применения генерального обеспечения, а также расширяет границы использования данного механизма 6.
Таким образом, генеральное обеспечение является перспективным и развивающимся способом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Оно является наиболее эффективным для участника ВЭД по сравнению с иными способами обеспечения, сокращая материальные и временные ресурсы на оформление и предоставление обеспечения. Однако, несмотря на все перечисленные достоинства, генеральное обеспечение в настоящий момент может применяться только для операций, совершаемых на территории РФ (Соглашение между странами ЕАЭС в данной сфере еще не вступило в силу). Кроме того, условия для уменьшения размера обеспечения являются слишком строгими и предусмотрены только для крупных компаний, причем при осуществлении ими преимущественно транзитных операций и для обеспечения операций исключительно в рамках транзита. Данный аспект, вероятнее всего, связан с основным назначением обеспечения, а именно предоставлением гарантии перечисления таможенных платежей в бюджет и необходимостью подтверждения такой гарантии. Однако, можно предположить, что для возможности средних и мелких компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, пользоваться преимуществами генерального обеспечения, необходимо включить в критерии предоставления уменьшения размера обеспечения критерий отнесения лица Системой управления риска в группу низкого уровня риска, а также изменить критерии размера уставного капитала и суммы генерального обеспечения в сторону уменьшения, а также расширить виды организационно-правовых форм юридических лиц.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что механизм генерального обеспечения требует доработки и совершенствования.
Литература:
- «Таможенный кодекс ЕАЭС» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС) — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 15.04.2022).
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/. (Дата обращения: 15.04.2022).
- Вебинар ФТС России на тему «Преимущества при применении генерального обеспечения» от 24.03.2022. URL: https://vk.com/wall-200439676_3282. (Дата обращения: 15.04.2022).
- Петрушина О. М., Соколова Т. С., Меркулова А. И. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в России // Естественно-гуманитарные исследования. № 29(3), 2020. С.290–293.
- Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1005 «О порядке применения генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов …» — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19ps1005/. (Дата обращения: 16.04.2022).
- Реализация Стратегии 2020–2025 в сфере таможенного регулирования, в т. ч. совершенствование ТК ЕАЭС // — Текст: электронный // Альта-софт: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/85767/. (Дата обращения: 17.04.2022).