В статье рассматривается роль младшего школьника в образовательном процессе.
Ключевые слова: ученик, субъект, учебная деятельность, развивающее обучение.
Субъектом учения, по мнению Л. И. Холиной, является личность, способная к самоуправлению и самоорганизации в процессе обучения. Субъект характеризуется желанием учиться, знанием того, что значит учиться, владением умениями учиться.
Ученик как субъект собственной учебно-познавательной деятельности характеризуется наличием:
1) Сформированной системы мотивов и потребностей учения: познавательных интересов, в том числе «желания учиться» (В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) [3, c. 15]
2) определенных качеств личности: пытливости, любознательности, готовности и стремления к познавательной деятельности, жажды знаний и других (А. А. Леонтьев, М. И. Махмутов и др.) [3, c. 15];
3) теоретического мышления, заключающегося в особом подходе к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития и рефлексии, направленной на осознание способов учебно-познавательной деятельности, позволяющих ученику выбирать из определенного запаса действий те, которые для конкретной учебной ситуации являются оптимальными; (Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) [3, c. 15];
4) критического мышления, основу которого составляет «критичность ума», под которой понимают психологический механизм, функцией которого является контроль, включающий рефлексивный и нерефлексивный анализ, обоснование и аргументированное отношение к цели деятельности, ее процессу и результату, позволяющий корректировать действия в соответствии с разными условиями; (В. В. Давыдов, А. С. Шаров и др.) [3, c. 15];
5) развитой рефлексии, являющейся основой регуляции умственной работы, контроля и ее дальнейшего развития, а также личностной оценки и самооценки. (Г. П. Звенигородская, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, 15 Ю. Н. Кулюткин, В. Л. Левченко, А. А. Леонтьев, В. П. Михайлова, В. В. Рубцов, С. А. Смирнов, Г. П. Щедровицкий и др.) [3, c. 16];
6) нравственных качеств (Т. К. Донская, А. В. Дудников, А. И. Власенков и др.)» [3, c. 16].
Все это формируется средствами родного языка. Становление ученика как субъекта познавательной деятельности происходит в учебной деятельности «направленной, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий» (В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, Г. И. Щукина и др.). Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учеников основы теоретического сознания и мышления, формирует творчески личностный уровень осуществления практических видов деятельности, а также способность к теоретическому мышлению, состоящую, по мнению А. А. Леонтьева, из:
а) способности построить адекватную ориентировочную основу, понять структуру и сущность проблемных ситуаций, классифицировать их и т. д.;
б) способности конструировать на этой ориентировочной основе оптимальную деятельность, прежде всего теоретическую.
Каждый структурный компонент учебной деятельности развивающей парадигмы обучения имеет специфические особенности: потребностью являются теоретические знания, мотивами — усвоение способов воспроизводства конкретных понятий, образов, ценностей, норм и содержания теоретических знаний. Каждое действие и операция на этапах ориентировки, планирования, реализации и контроля побудительно-мотивационной, ориентировочно-исследовательской (аналитико-синтетической) и исполнительной фаз (И. А. Зимняя) сопровождается рефлексией как содержания знаний, так и основания действий и самосознания. В учебной деятельности происходит качественное изменение характера деятельности ученика — от репродуктивной до творческой, исследовательской. Это приводит к изменению его позиции: от объекта воздействия учителя до субъекта собственной познавательной деятельности.
Понимание учащегося как языковой личности, субъекта учебно-познавательной деятельности дает возможность выделить важнейшие характеристики ученика: качества личности, способности и готовности в разных видах речевой деятельности.
Учебная деятельность субъекта имеет структуру, в которую входят следующие компоненты: 1) мотивация; 2) учебные задачи в конкретных ситуациях; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.
Рассмотрим структуру субъекта учения, в развивающем обучении.
Развивающее обучение. Понимание ученика как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности, в том числе учения, личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, составляет основу парадигмы так называемых развивающих образовательных технологий. Их основание составила теория об опережающем характере обучения, разработанная Л. С. Выготским. В одной из работ ученый писал: «Обучение может идти не только вслед за развитием, не только в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Возможность подниматься в совместном обучении на высшую интеллектуальную ступень, переходить от того, что ученик умеет, к тому, чего он не умеет, составляет значение обучения для развития школьника и заключает в себе «зону ближайшего развития» [2].
Исследования Л. С. Выготского и его школы убедительно доказали, то, что лежит в зоне ближайшего развития в одной стадии данного возраста, реализуется и переходит на уровень актуального развития во второй стадии, т. е. то, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сделает завтра самостоятельно. Таким образом, установлено, что обучение и развитие в школе относятся друг к другу как зона ближайшего развития и уровень актуального развития, поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития». Таким образом, основное содержание процесса развития в школьном возрасте составляет превращение ребенка в субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
В дидактике идеи развивающего обучения нашли воплощение в технологиях развивающего, проблемного, эвристического обучения. Несмотря на общность данных концепций, заключающуюся в понимании ученика как субъекта учения и других форм и видов деятельности, данные технологии различаются в определении его качеств, свойств.
По теории авторов концепции развивающего обучения (В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской, Д. Б. Эльконина, В. В. Репкина и др.), его цель состоит в обеспечении каждому ученику как самоизменяющемуся субъекту учения условий для развития, тем самым превращая его из ученика в учащегося, т. е. в человека, «изменяющего и совершенствующего самого себя при осуществлении учебной деятельности». Поэтому учащегося/субъекта учения характеризуют, во-первых, появление и постепенное становление мотива учебной деятельности — желания учиться и, во-вторых, приобретение умения учиться.
Возникновению и формированию желания учиться способствует приобретенная ребенком потребность в учебной деятельности, а также мотивов учебных действий. Умение учиться появляется при овладении учебными действиями, решающими соответствующие задачи. Данное умение выделяется среди других общекультурных умений. В широком смысле оно означает способность человека преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношениях.
Чтобы учить и изменять самого себя, ученик должен, во-первых, знать о своей ограниченности в чем-либо, во-вторых, уметь ее преодолевать. Эти составляющие умения учиться служат рефлексивными образованиями, которые опираются на рассмотрение ребенком оснований для своих предметных и мыслительных действий.
Ученые выделяют три этапа в процессе становления школьника как субъекта учения:
- Осуществляется формирование психологических механизмов учебной деятельности, позволяющих ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения.
- Происходит становление механизмов самооценки, регуляции и рефлексии сначала в совместно-распределительной, затем в индивидуальной учебной деятельности.
- Создаются условия, обеспечивающие самоопределение каждого ученика как субъекта учебной деятельности и превращение ее тем самым в одну из сфер реализации личности.
Субъект учения формируется в процессе развивающего обучения следующим образом: у него неуклонно растет запас знаний, увеличивается их системность; обогащаются интеллектуальные умения, происходит трансформация качеств ума — усиливается его самостоятельность, появляются и становятся более отчетливо выраженными элементы продуктивного, творческого мышления; развивается гибкость ума — преодолеваются инерция мышления; склонность к стереотипным реакциям, растет критичность мышления; возрастает способность учащихся мыслить абстрактно.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. –минобрнауки.рф.
- Колокольникова, З. У. Теория и практика развивающего обучения младших школьников: учеб. Пособие / Сост. З. У. Колокольникова. — Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2018 –157 с.
- Черепанова, Л. В. Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (Теоретические основы) теория и методика (русский язык) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук; Москва 2005