В статье рассматриваются общепсихологические подходы, представлен теоретический обзор современных работ отечественных ученых по проблеме временной перспективы, ее особенности и развитие в подростковом возрасте. Сделан вывод об актуальности дальнейших исследований.
Ключевые слова : временная перспектива, подростковый возраст, прошлое, настоящее, будущее.
Сегодня в связи с бурным развитием мирового сообщества, встает проблема участия человека в этом процессе, повышаются требования к стрессоустойчивости, работоспособности, а также к осознанному отношению человека к собственной жизни. Это приобретает особую значимость в подростковом возрасте, так как прошлый опыт, деятельность и решения сегодня определяют цели и планы подростков на будущее, влияют на возможности самореализации и самоопределения.
На сегодняшний день проблема временной перспективы разрабатывается в рамках множества исследований. При ее рассмотрении затрагивают разнообразные детерминанты, такие как территориальное местоположение субъектов исследования, их социальный класс, интеллектуальные особенности, возраст, мотивы, пол и многое другое.
Существует несколько подходов к исследованию временной перспективы, каждый из которых акцентирует свое внимание на различных ее аспектах. Перечислим некоторые из них.
Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, М. Р. Хачатурова, А. К. Болотова и др. рассматривали эмоциональное отношение к временным периодам своей жизни, а именно: к прошлому, настоящему и будущему. К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, Л. П. Караваева, А. Н. Афанасьева и др. исследовали особенности восприятия субъективного времени жизни и ее организацию. Ж. Нюттен, В. Ленс, Т. Гисме, З. Залески и др. описывали перспективу будущего как мотивационную установку, которая оказывает влияние на достижение цели. Е. И. Головаха и А. А. Кроник рассматривали структуру межсобытиыйных связей жизни личности.
Теперь рассмотрим современные исследования временной перспективы подростков в отечественной психологии.
Исследование Белецкой А. А. было направлено на изучение особенностей формирования жизненной стратегии учащихся старших классов у представителей русской и киргизской культур. Хотя эта работа и не полностью посвящена проблеме временной перспективы, но некоторые моменты все же стоит отметить. Во-первых, теоретический анализ проблемы жизненного пути установил, что жизненная стратегия как структура жизненных целей разворачивается во временной перспективе психологического будущего личности. Во-вторых, для старшеклассников русской и киргизской культур цели связаны с личным и профессиональным самоопределением, касаются в основном ближайшего будущего и определяются возрастными особенностями юношеского возраста. При этом старшеклассники русской культуры чаще ставят цели на ближайшее будущее, а старшеклассники киргизской культуры — на отдаленное. В-третьих, старшеклассники русской культуры относятся к вероятностным жизненным событиям более оптимистично, в целом рассматривают процесс жизни как интересный, также они более удовлетворены своим прошлым, а киргизские старшеклассники более целеустремленные [1].
Борисова Е. А. в своей работе «Я-концепция как фактор выбора профессии старшеклассниками общеобразовательных школ» также затронула проблему временной перспективы в подростковом возрасте. Она пришла к выводу, что Я-образ старшеклассников во временной перспективе претерпевает изменения. В ближайшей временной перспективе он включает следующие представления о себе: как «учащемся», «члене семьи», «субъекте межличностного общения» и как о «профессионале». По мере удаления жизненной перспективы до 15 лет в Я-образе старшеклассников образ «Я — профессионал» наряду с образом «Я — член семьи» становятся более выраженными. В составе «Я — профессионал» при этом происходит уменьшение конкретных и возрастание доли обобщенных профессиональных представлений [2].
Гут Ю. Н. в своем исследовании изучала взаимосвязи типов функциональной асимметрии мозга с личностными характеристиками подростков, являющиеся предпосылками девиантного поведения. Временную перспективу она рассматривала как одну из предпосылок личностной зрелости/незрелости, которая выступает фактором риска девиантного поведения. В работе сравнивались две группы подростков: ученики общеобразовательной школы и воспитанники колонии. Были обнаружены значимые корреляции между характером функциональной асимметрии мозга и особенностями ориентировки во времени: подростки с левым показателем функциональной асимметрии мозга преимущественно ориентированы в прошлое, необщительны, держатся обособленно от окружающих, имеют склонность пренебрегать общепринятыми нормами, ценностями и образцами поведения, а также реализовывать аддиктивное поведение; подростки с правым показателем — ориентированы в будущее, более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения, склонны соблюдать социальные нормы. Гут установила, что у школьников общеобразовательной школы выражена ориентация на будущее, что рассматривалось как показатель личностной зрелости; у лиц с девиантным поведением преимущественно выражена была ориентация на настоящее и прошлое, что рассматривалось как показатель личностной незрелости. Таким образом, в исследовании была подтверждена гипотеза о наличии взаимосвязи латеральных функций мозга как природной основы, индивидуально-психолептических особенностей и специфики восприятия времени как фактора риска девиантного поведения подростков [3].
Жильцова О. Н. посвятила свою работу изучению особенностей временной перспективы и ее связи с чертами личности подростков, оставшихся без попечения родителей. Было установлено, что формирование личности подростка происходит в актуальном настоящем, но детерминировано субъективным опытом прошлого и образом вероятного будущего. Для подростков, оставшихся без попечения родителей, в сравнении с подростками, воспитывающимися в семье, характерно доминирование мотивации неудовлетворенности образом жизни и недооценка значимости событий настоящего; низкая субъективная оценка своих личностных качеств в будущем; в образе будущего меньше представлена готовность учиться; пессимистические и амбивалентные тенденции при прогнозировании будущего; прошлое не связано с настоящим, а настоящее — с будущим. Таким образом, О. Н. Жильцова заключает, что негативные тенденции в представлениях о собственных жизненных перспективах подростков, оставшихся без попечения родителей, можно интерпретировать как проявления своеобразного искаженного развития их личности, имеющей установку на «неуспешность» в жизни, и потому требующей своевременной психологической коррекции [4].
Курилова А. В., изучая психологические особенности карьерных перспектив на разных этапах профессионализации личности, пришла к выводу, что у старшеклассников карьерная перспектива сформирована недостаточно, так как они склонны жить настоящим, не планировать далеко и направлены на себя. В карьерной перспективе у подростков преобладает аффективный компонент как предвосхищение положительных эмоций, которыми будет сопровождаться ее реализация [7].
Кондратьев М. Д. изучал специфику социально-психологических и личностных характеристик интеллектуально успешных подростков. В данной теме ученый подробно рассматривал проблему временной перспективы. Кондратьев сравнивал между собой две выборки: интеллектуально успешных подростков с их сверстниками, которые не имеют высоких интеллектуальных достижений. Для интеллектуально успешных подростков со стороны временной ориентации характерно учитывать свой негативный предыдущий жизненный опыт, они умеют и стремятся работать ради результата в будущем. Временная перспектива будущего характеризуется большей протяженностью, выходящей за пределы школьного обучения. В содержании временной перспективы будущего преобладают объекты, связанные с саморазвитием и профессиональной самореализацией. Далее группа интеллектуально успешных подростков была разделена на подгруппы в соответствии с их интегральным статусом в контактном сообществе. Для высокостатусных и среднестатусных интеллектуально успешных подростков, в отличие от низкостатусных, характерна субъектная позиция по отношению к собственной настоящей и будущей жизни: они строят планы на будущее, свою успешность связывают с учебной и профессиональной активностью, им свойственно наличие временной компетентности, а также у них более выражена деловая направленность. В свою очередь, для низкостатусных интеллектуально успешных подростков характерна низкая временная компетентность и другие особенности интенциональности, которые могут препятствовать реализации творческого и интеллектуального потенциала. М. Д. Кондратьев приходит к выводу о том, что на базе образовательных учреждений необходимо психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков, организованное с учетом их социально-психологических и личностных особенностей. В своей работе исследователь приводит ряд практических рекомендаций и принципов организации такого сопровождения [5, 6].
Свешникова С. Л. исследовала временную перспективу как фактор социально-психологической адаптации подростков. Она установила, что успешность социально-психологической адаптации зависит от параметров временной перспективы, а временная перспектива, в свою очередь, является одним из базовых факторов социально-психологической адаптации. У подростков успешных в социально-психологической адаптации был выявлен более высокий уровень структурной организации временной перспективы, обусловленный, преимущественно, мерой ее дифференцированности. Кроме этого, успешность социально-психологической адаптации также определяется и особенностью строения временной перспективы: темпоральной и мотивационной подструктурами. Высокая организованность, содержательность и насыщенность мотивационной подструктуры, наличие преемственности между мотивационными объектами прошлого, настоящего и будущего, более высокий уровень иерархии потребностей положительно сказываются на успешности социально-психологической адаптации. В проведенном исследовании С. Л. Свешникова доказала, что зависимость временной перспективы от уровня социально-психологической адаптации не только прямая, но и обратная. Она также установила, что превалирование среднеудаленных целей в структуре временной перспективы положительно влияет на успешность социально-психологической адаптации подростков. Итак, можно сделать вывод, что совершенствование и развитие структурной организации временной перспективы — одно из направлений, способствующих повышению эффективности социально-психологической адаптации [9].
Мальцева Н. А. изучала представления о времени у подростков с расстройствами аутистического спектра. Она установила, что подростки с РАС на уровне временной перспективы имеют выраженные особенности: им трудно ориентироваться во времени, формировать представления о будущем и образные представления о времени. Закономерности перцепции времени у подростков с РАС достаточно устойчивы, они сохраняются как в старшем подростковом возрасте, так и во взрослом. Временная перспектива у подростков с РАС отличается там, что у них отсутствуют представления о будущем, акценты исключительно на событиях настоящего и прошлого. Отмечается несогласованность между разными уровнями восприятия времени у подростков и взрослых с РАС, когда успешное освоение даже более высокого уровня представлений о времени не означает освоенности нижележащих уровней. Н. А. Мальцева приходит к выводу, что необходимо вести целенаправленную работу по диагностике и коррекции временных представлений в нейропсихологическую и психологическую диагностику и коррекцию, а также учитывать временные представления при составлении индивидуальных образовательных программ и рекомендаций по обучению ребенка в школе [8].
Теоретический анализ современных работ, посвященных временной перспективе подростков, показал, что диапазон исследований весьма широк: ее специфику изучают у представителей разных культур, воспитанников колонии, интеллектуально успешных старшеклассников, подростков с расстройствами аутистического спектра, а также у подростков, оставшихся без попечения родителей. Временную перспективу подростков связывают с личным и профессиональным самоопределением, изменением Я-образа, характером функциональной асимметрии мозга, чертами личности, карьерной перспективой; рассматривают как одну из предпосылок личностной зрелости/незрелости, которая выступает фактором риска девиантного поведения, а также в качестве фактора социально-психологической адаптации подростков.
Подводя итог, можно сказать, что спектр эмпирических исследований отечественных авторов по проблеме временной перспективы подростков довольно разнообразен, также необходимо отметить, что данный психологический феномен задействован в различных сферах жизни человека. Исходя из этого можно сделать вывод, что изучение временной перспективы актуально как на данный момент, так и для дальнейших исследований.
Литература:
- Белецкая, А. А. Особенности жизненных стратегий учащихся старших классов: кросс-культурный аспект: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белецкая Анна Александровна; Психологический институт. — Москва, 2012. — 170 c.
- Борисова, Е. А. Я-концепция как фактор выбора профессии старшеклассниками общеобразовательных школ: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Борисова Елена Александровна; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2013. — 218 c.
- Гут, Ю. Н. Личностные и нейропсихологические предпосылки девиантного поведения подростков: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Гут Юлия Николаевна; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва, 2014. — 163 c.
- Жильцова, О. Н. Особенности представлений о жизненных перспективах подростков, оставшихся без попечения родителей: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Жильцова Ольга Николаевна; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва, 2014. — 184 c.
- Кондратьев, М. Д. Психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым статусом / М. Д. Кондратьев. — Текст: непосредственный // Социальная психология и общество. — 2019. — Т. 10. № 2. — С. 175–183.
- Кондратьев, М. Д. Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Кондратьев Михаил Дмитриевич; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2019. — 158 c.
- Курилова, А. В. Психологические особенности карьерной перспективы на разных этапах профессионализации личности: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Курилова Анна Владимировна; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону, 2017. — 174 c.
- Мальцева, Н. А. Представления о времени у подростков с расстройствами аутистического спектра: специальность 19.00.10 «Коррекционная психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Мальцева Наталья Александровна; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. — Москва, 2020. — 107 c.
- Свешникова, С. Л. Временнáя перспектива как фактор социально-психологической адаптации подростков: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Свешникова Светлана Леонидовна; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. — Ярославль, 2019. — 224 c.