В статье раскрываются нормативно-правовые основы экспорта лесоматериалов с территории Российской Федерации. Также рассмотрены такие правовые акты как товарная номенклатура, Киотская конвенция и множество федеральных законов, регулирующих данную направленность.
Ключевые слова: лесоматериал, древесина, нормативно-правовое регулирование, экспорт, регулирование экспорта.
Актуальность данной статьи заключается в том, что существует определенный ряд правил оформления документов для транспортировки лесоматериалов и древесины. Для перемещения лесоматериалов характерно наличие всех уровней таможенного законодательства: от международного до формирующегося на его основе национального законодательства Российской Федерации. Система нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение лесоматериалов, составляет в основном акты национального уровня (акты российского законодательства), т. к. лесоматериалы являются стратегически важными экономическими ресурсами нашей страны и регулирование вопросов вывоза — это основа безопасности и стабильности развития.
Среди международных нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение и таможенный контроль лесоматериалов, можно выделить Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее — Киотская конвенция).
Так, на основании Киотской Конвенции проведение таможенного контроля основано на принципе выборочности и достаточности, т. е. должностным лицам таможенных органов следует применять те формы таможенного контроля, которые будут достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза [17].
На сегодняшний день основным документом, который регулирует таможенные правоотношения в рамках функционирования ЕАЭС, является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС).
ТК ЕАЭС регулирует порядок, основные принципы перемещения товаров, а также совершение таможенных операций в отношении перемещаемых товаров, как участниками внешнеэкономической деятельности, так и должностными лицами таможенных органов [4].
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) в настоящее время закреплены– Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80. Товары исследуемой категории относятся к Разделу IX «Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы или из прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетеные изделия», группе 44 ТН ВЭД ЕАЭС «Древесина и изделия из нее; древесный уголь» [5].
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» установлен перечень товаров, в отношении которых государствами — членами ЕАЭС применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации. К указанным товарам относятся лесоматериалы хвойных пород: ель, пихта, сосна [6].
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257«Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» установлен Перечень сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта [7].
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» к подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) относятся товары, классифицируемые в товарных подсубпозициях 4403 ТН ВЭД ЕАЭС «лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные» и 4407 «Лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущенные, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм» [8].
Рассмотрим нормативно-правовые акты в исследуемой сфере на национальном уровне Российской Федерации.
В первую очередь, следует отметить, что Конституцией Российской Федерации предопределено свободное перемещение товаров и поддержка экономической деятельности [9].
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняет положения ТК ЕАЭС, а также устанавливает общие правила предоставления документов и сведений при вывозе товаров с таможенной территории, необходимые для проведения таможенного контроля [10].
Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации [11].
Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внес существенные изменения в правовое регулирование вопросов учета и оформления сделок с древесиной. Так, ст. 50.5 «Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ [12] в редакции Закона № 415-ФЗ обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, совершивших сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в РФ, вывоза из РФ, представлять оператору предусмотренной ст. 50.6 ЛК РФ единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной (далее — декларация) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг [13].
При возникновении правонарушений при перемещении леса и лесоматериалов, участник внешнеэкономической деятельности может быть привлечен к административной или уголовной ответственности, в зависимости от тяжести правонарушения, таким образом, к источникам регулирования также относятся:
— «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ [15];
— «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
Отдельные виды лесоматериалов являются стратегически важными ресурсами, незаконный вывоз которых из Российской Федерации образует состав уголовного преступления, предусмотренного статьей 226.1 Уголовного кодекса РФ, уже при превышении стоимости в 100 тыс. рублей, в частности, это: 4401 (древесина топливная); 4403 (лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные); 4404 (древесина бондарная); 4407 (лесоматериалы, полученные распиловкой, толщиной более 6 мм); 4408 (листы для облицовки, толщиной не более 6 мм) [1].
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ регулирует отношения в области международного частного права. Термин «внешнеэкономическая сделка» встречается в ст. 1209, определяющей право, подлежащее применению к форме сделки [16].
Таким образом, лесоматериалы и продукция из древесины остаются одним из важнейших экспортных продуктов России, в основном это необработанный или незначительно обработанный лес. В то же время экспорт древесины и изделий из древесины является одной из самых преступных областей внешнеэкономической деятельности. Именно это тесно связано с высокой ликвидностью в лесопромышленной сфере.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
- «Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения» (Вместе с «Перечнем видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт»...) (Заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973)
- Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021)
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 07.12.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии»
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 09.11.2021) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»
- Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 29.11.2021) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»
- Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (ред. от 02.12.2021) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
- «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 21.12.2021)
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (в ред. от 26 июня 1999 года)