В статье автор пытается определить основную проблематику реализации государственной молодёжной политики.
Тридцать лет фундаментальных социальных изменений в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Это затрагивает все сферы жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти огромные изменения не могли привести к феномену социальной аномии, нарушению устоявшихся социальных отношений и переоценке ценностей. Механизмы поддержания социального контроля и управления социальными процессами в обществе были демонтированы, и на их место устанавливается другая система управления.
Молодежная политика тоже относится к таким направлениям. Сама идея молодежной политики еще не была развита в середине 1980-х и была неопределенной для российских условий, а действия политического руководства нашей страны по отношению к молодежи были частью политического курса и идеологической и просветительской работы. поэтому они действовали не как консенсус общества в вопросе приумножения своей собственности в новых поколениях, а как партийная позиция, обеспеченная мощными средствами для его реализации. Регулирующий механизм Закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», принятый после нескольких лет обсуждений, установил усовершенствованную концепцию молодежной политики, а не систему «сдерживания молодежи». Запустил механизм создания необходимых условий для самореализации молодежи, поддержка социально значимых инициатив молодежных общественных объединений.
Государственная молодежная политика — это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития их потенциала в интересах России и, как следствие, социально-экономического и культурного развития. развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основным средством развития потенциала молодежи является ее вовлечение в социально-экономическую, социально-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется в следующих целях:
1) защита прав и законных интересов молодежи;
2) обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
3) создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;
4) повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;
5) формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;
Основными направлениями реализации молодежной политики являются:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;
2) обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений;
3) поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) поддержка инициатив молодежи;
5) содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;
6) организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;
7) предоставление социальных услуг молодежи;
8) содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;
9) поддержка молодых семей;
10) содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи;
11) организация подготовки специалистов по работе с молодежью;
12) выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;
13) развитие института наставничества;
14) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;
15) поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;
16) поддержка деятельности молодежных общественных объединений;
17) содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;
18) содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики;
19) поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи;
В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию нашей молодежи. В связи с этим государство все больше сосредотачивает свои усилия на развитии и поддержке молодежи, развитии их общественно-политической активности путем обеспечения ее стабильности и дальнейшего развития.
Однако государственная молодежная политика в Российской Федерации формируется в сложных экономических и социально-политических условиях, существует множество проблем.
– низкий уровень определения целей и стратегических задач в сфере молодежи;
– недостаточное развитие инфраструктуры государственной молодежной политики;
– Отсутствие качественных и количественных критериев у органов местного самоуправления для оценки эффективности работы с молодежью и ее вовлеченности в общественную деятельность.
Законодательные проблемы:
– Недостаточное развитие нормативно-правовой базы;
– отсутствие закрепления понятия «молодежь» как единой социальной группы по «возрастным» критериям без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и иной дифференциации;
Организационно-правовые вопросы:
– Отсутствие государственных и муниципальных норм и стандартов социальной поддержки молодежи;
– Отсутствие единой базы данных об органах государственного управления, действующих в сфере государственной молодежной политики, их институтах, профильных сферах деятельности, социальных, педагогических и других технологиях работы с молодежью.
– недостаточные полномочия органов по работе с молодежью в системе исполнительной власти;
Отсутствие системы диагностики и комплексного социального мониторинга ситуации в сфере молодежи на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации.
Организационно-технические проблемы:
– Несогласованность деятельности с другими направлениями государственной политики приводит к определенной искусственной изоляции вопросов, касающихся молодежи, по отношению к другим сферам общественной деятельности (социальная политика, кадровая политика, социализация и образование и координация и т. Д.);
– недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
– недостаточность информации о федеральных и региональных проектах и программах общественной работы с молодыми людьми
– отсутствие соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодыми людьми, адекватно отвечающих потребностям, заинтересованностям и проблемам молодежной области
Государственная молодежная политика имеет большое значение для инновационного развития всего человечества и необходимо использовать все ресурсы для поддержки молодежи. Благодаря установленной государственной молодежной политике, все больше молодых людей начинают реализовывать себя, а значит, развиваются не только как личности, но и в регионе и стране.
Активное вовлечение молодежи с раннего возраста и обеспечение доступа к реализации молодежных инициатив на высоком уровне способствует формированию одной из составляющих молодежных инноваций в обществе — инновационных способностей молодежи.
Литература:
- Рожнов О. А. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Вестник аналитики. 2005. № 3(21). С. 30–33 (0,3 п. л.)
- Кострикин А. В., Рожнов О. А., Никитина Л. Е., Тетерский С. В. Анализ организационного обеспечения детского и молодежного движения // Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации. Науч.-методич. сб. М.: Логос, 2005. С. 97–106 (0,6 п. л., авт. 0,2 п. л.)
- Авторский коллектив: Рожнов О. А., Резванов А. А. и др. // Организация деятельности общественного объединения на промышленном предприятии. Методические рекомендации для специалистов органов по делам молодежи и лидеров общественных молодежных организаций. Ростов-на-Дону, 2005. 80 с. (5,0 п. л.; авт. 0,5 п. л.)
- Алексей Немерюк. О молодежной политике с современной России // Жунрал «Власть». 2009
- Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 10(141)-2001. -стр.89.