Тьюторское сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 22.04.2022

Статья просмотрена: 1121 раз

Библиографическое описание:

Дегтярева, М. Ю. Тьюторское сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) / М. Ю. Дегтярева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90578/ (дата обращения: 16.11.2024).



Несмотря на то, что специальность «тьютор» появилась в нашей стране и в образовании, в частности, сравнительно недавно, ее популярность и востребованность уже нельзя поставить под сомнение. Эта специальность как нельзя лучше показывает изменения в российском образовании, связанные с реформированием всей системы образования в последние годы. Теперь ребенок действительно становится центром процесса образования и воспитания, а школьная практика максимально приближена к реальной жизни, изменениям, которые происходят в обществе, как в глобальном плане, так и локальном.

Научно-технический процесс, постоянные изменения в жизни и деятельности общества, кризис в социальной и экономической его сферах, огромный объем информации, все это требует от ребенка умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и обучения, и помочь ему в этом должна школа и учителя. Но со всем объемом деятельности школьный учитель уже не справляется, в этом ему помогает тьютор.

Буквально, от английского, тьютор — это наставник, который оберегает, заботится, наблюдает. Именно тьютор помогает ученику адаптироваться в новых для него условиях и сопровождает в образовательном пространстве. Особенно востребовано такое взаимодействие ребенка и взрослого (тьютора и учащегося) в условиях ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) ученика. Именно тьютор может с наибольшей долей успешности и эффективности не только мотивировать детей с особенностями в умственном развитии и другими проблемами здоровья на обучение и развитие, но и создать наиболее благоприятные для этого условия. В западных странах тьютор, работающий с детьми, нуждающимися в особом внимании, носил определение «специальный учитель». Благодаря этой специальности, дети с интеллектуальными или физическими особенностями здоровья чувствуют себя нужными в этом обществе, чувствуют поддержку и внимание, благодаря чему быстро осваиваются и адаптируются к меняющимся условиям.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ заключается в особенностях деятельности тьютора в рамках особого инклюзивного образования, в ситуациях неопределенности выбора или и переходов от одного этапа в развитии и образовании, к другому. В таких сложных ситуациях и этапах жизни для ребенка с ОВЗ, тьютор призван создать условия не просто для преодоления чисто технического характера, а для осмысления, понимания происходящего и адаптированного участия ребенка во всех жизненных ситуациях. Тьютор не решает проблем учащегося, не выполняет за него задания, а помогает ему сделать выбор, принять правильное решение, мотивирует его на активность и эффективность, стремление к преодолению проблемы (Е. А. Суханова, А. Г. Чернявская).

Необходимо понимать, что тьюторское сопровождение — это не что иное, как осуществление педагогической квалифицированной поддержки (А. А. Теров). Тьюторское педагогическое сопровождение учащегося с ОВЗ — это взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения — не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим учеником смысла и значения результатов образования на столько, на сколько это возможно.

Тьюторское сопровождение — это особый вид деятельности, осуществляемой в постоянной динамике, с обязательным мониторингом и коррекцией, в соответствии с анализом получаемых результатов. Это особая деятельность, подчиненная законодательству Российской Федерации, базирующаяся на теории и практики педагогики, возрастной психологии, истории и социологии (Г. М. Беспалова).

Главная цель тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) является успешное включение ребёнка в общественную и/ или образовательную среду.

Специалисты выделяют принципы осуществления тюторского сопровождения детей с ОВЗ:

— гуманизм;

— целостность;

— преемственность;

— валеологичность;

— системность;

— адресность.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты. Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений членами Тьюторской Ассоциации была разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед ребёнком возможностей окружающего мира.

В общеобразовательных учреждениях неуклонно растет доля учащихся, чей путь в образовании по тем или иным причинам для самих педагогических работников, для родителей ребенка, медиков или психологов выглядит как требующий особого отношения. Выделение этих «особых» детей происходит по разным основаниям: в эту категорию попадают одаренные дети, дети с проблемами в общении, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети с разными нарушениями здоровья и т. д. Задача тьютора– индивидуальное сопровождение ребёнка в массовой школе, создание условий для полноценной и качественной жизни в рамках нового образовательного пространства. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду.

В настоящее время используются как минимум четыре основные формы поддержки:

— превентивные меры;

— информационно-консультативная поддержка (характеристика имеющихся у ребенка трудностей, знакомство со специальными учебными материалами, техническими средствами обучения, методиками специального обучения и др.);

— дифференциация (индивидуализация, адаптация) учебной программы и процесса обучения;

— улучшение условий пребывания и обучения ребенка, интегрированного в среду общеобразовательной школы (консультирование учителей и администрации специалистами, повышение их квалификации, разделение ответственности, материально-техническое оснащение учреждения и др.).

В наши дни в разных школах уже есть потенциальные шансы для введения в школу должности тьютора.

Так, по мнению С. В. Поповой, компетенции тьютора в высшем образовании делятся на две группы: общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные). Такая классификация компетенций вполне допустима и для тьютора в инклюзивном образовании, так как тьютор, с одной стороны, должен удерживать социокультурные основания образовательного процесса, а с другой — быть профессионалом своего дела.

Предметные компетенции тьютора, сопровождающего ребёнка с ОВЗ в общем и с интеллектуальной недостаточностью в частности, имеют определённое описание и ресурс формирования:

— полное понимание особенностей инклюзивного образования, его содержания, специфики;

— особенности и виды, специфика процессов умственной отсталости;

— знание структуры и процессов психологического и физического развития детей с ОВЗ в общем, и умственной отсталостью в частности;

— способности умение анализа качества и количества процесса взаимодействия тьютора с ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность и его окружением, обществом в целом;

— навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения;

— образование в области специальной педагогики и специальной психологии;

— коммуникации и особенности общения, умение ясно выражать свои мысли и слушать других;

— уметь разрешать конфликты, использовать технологии межличностного общения, строить взаимодействие в малых группах;

— иметь организаторские способности: умение участвовать в разработке намеченной деятельности, видеть перспективу индивидуальной и групповой деятельности, видеть и поддерживать интересы конкретных воспитанников и групп, находить оптимальные варианты деятельности и доводить дело до результата;

— умение использовать разные способы педагогического взаимодействия между всеми участниками образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством);

— аналитический ум и способность к анализу и синтезу;

— умение прогнозировать возможные точки роста и развития познавательного интереса учащегося, предвидеть конечные результаты.

Если тьютор обладает всеми перечисленными компетенциями, то он сможет организовать эффективное и качественное сопровождение ребёнка с ОВЗ, которое осуществляется в несколько этапов:

— сбор информации о ребенке;

— анализ полученной информации и собственные наблюдения;

— совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

— реализация поставленных задач;

— анализ ситуации развития ребенка;

— корректировка стратегии сопровождения.

Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Вот некоторые формы сопровождения, применяемые сегодня в практике тьюторской деятельности:

1) личная беседа;

2) групповая консультация;

3) учебный тьюторский семинар;

4) особое образовательное событие.

Тьюторское сопровождение осуществляется исходя из индивидуально разработанной программы сопровождения конкретного ребёнка с ОВЗ.

Программа тьюторского сопровождения в рамках индивидуальной образовательной программы учащегося или учащихся может иметь следующую структуру:

  1. Пояснительная записка к программе: с указанием проблемы, целей, задач, объектов и предметов, методов и форм работы, особенностей мониторинга и предполагаемых результатов.
  2. Непосредственно тьюторская программа: содержание деятельности, планирование тематическое и календарное.

Тьютор должен вести разные записи, которые помогут объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным воспитанником. Дневник — форма отчетности, которая позволяет показывать изменения и прослеживать динамику развития ребенка. Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.

Эффективность тьюторской деятельности зависит от нескольких факторов:

— психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, осмысление основополагающих ценностей инклюзивной деятельности, согласия с ними;

— наличие нужных профессионалов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из ресурсных центров, центров развития и коррекции, ППМС центров;

— наличие особых условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендацию на тьюторское сопровождение выдаёт ПМПК. В документе нужно описать требования к квалификации тьютора и особенности сопровождения ребенка с ОВЗ.

При создании необходимых благоприятных условий, при чёткой программе сопровождения, ребёнок с ОВЗ сможет добиться успеха в преодолении умственной отсталости частично, или полностью, преодолеет проблемы в общении и социализации.

Литература:

  1. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://thetutor.ru/school/junior_high_school_article03.htm
  2. Э. Гордон, Р. Морган и др. Революция в тьюторстве. Ижевск: Изд. дом «ERGO», 2010.
  3. Ковалева Т. М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формальной педагогики // Первое сентября. 2004. № 66.
  4. Ковалева Т. М. Культурные границы тьюторства // Первое сентября. 2009. № 15. http://upr.1september.ru/view_article.php?id=200901504
  5. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: Материалы научной конференции. М.: ИТИП РАО, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интеллектуальная недостаточность, сопровождение, сопровождение детей, умственная отсталость, инклюзивное образование, образовательная среда, образовательное пространство, ограниченная возможность здоровья.


Похожие статьи

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием дистанционного обучения

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Изучение уровня возможностей включения детей с ограниченными возможностями здоровья в группу сверстников на примере детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с РАС

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Социализация детей с нарушением зрения посредством опытно-практической деятельности

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Похожие статьи

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием дистанционного обучения

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Изучение уровня возможностей включения детей с ограниченными возможностями здоровья в группу сверстников на примере детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с РАС

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Социализация детей с нарушением зрения посредством опытно-практической деятельности

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Задать вопрос