В статье автор определяет понятие таможенной проверки и ее порядок проведения.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка.
Актуальность данной работы заключается в том, что таможенная проверка является основным инструментом таможенного контроля после выпуска товаров.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) трактует понятие «таможенная проверка» следующим образом — форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании [1].
Рассматривая принципы проведения таможенной проверки, Лузина Т. В. в своем учебном пособии выделяет основные и комплементарные. Среди основных выделяют следующие принципы: независимости, законности, объективности, системности, выборочности. К комплементарным относятся принципы: конфиденциальности, документирования, профессиональной компетенции [3].
Иная классификация принципов, делит таможенные проверки на следующие три категории:
- Принципы, основанные на международном праве.
- Общие принципы, основанные на национальном праве.
- Специальные принципы, основанные на национальном праве.
На основе положений, содержащихся в книге К. В. Басараевой и В. В. Коварды можно определить следующие задачи таможенной проверки:
- проверка сведений в подтверждение выпуска товаров. Таможенный орган вправе осуществлять контроль товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС, при наличии информации, что они были ввезены или находятся на данной территории с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
- проверка соблюдения условий включения организаций в реестры лиц, ведущих деятельность в таможенной сфере, а также контроля деятельности юридических лиц, уже включенных в такие реестры.
- проверка соблюдения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр и контроля соблюдения таких условий [2].
В. В. Соловьев приводит свою классификацию задач, которая делит их на три категории, а именно, охватывающие проверочную, нормативно-правовую и информационно-аналитическую сферы деятельности [4].
ТК ЕАЭС закрепляет два вида таможенных проверок: камеральная и выездная, делящаяся на: плановую, внеплановую и встречную внеплановую.
В отношении следующего перечня лиц может осуществляться выездная таможенная проверка:
– декларанта,
– перевозчика,
– лиц, осуществляющих временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения,
– лиц осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а так же обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска,
– уполномоченного экономического оператора,
– лица напрямую или косвенно участвовавшего в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру,
– лица, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.
Выездная таможенная проверка назначается руководителем таможенного органа путем принятия решения о проведении выездной таможенной проверки. Проверяемому лицу направляется соответствующее уведомление перед началом проведения данных проверочных мероприятий. Датой начала проведения проверки считается дата вручения решения. Плановая выездная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления. Срок проведения выездной таможенной проверки не превышает 2 месяца, однако может быть продлен на 1 месяц по решению таможенного органа. В связи с проведением таможенных проверок у таможенного органа, а также у проверяемого лица возникают права и обязанности. Так, например, должностные лица таможенного органа при проведении имеют право:
– требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
– налагать арест на товары или изымать их на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение товаров;
– запрашивать у государственных органов государств-членов и получать от них необходимые документы и сведения, включая коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну и иные права.
По итогам проведения составляется акт выездной таможенной проверки, где указывается виды проверенных документов, формах таможенного контроля и иных действий, проведенных в ходе проверки, описание выявленных фактах, свидетельствующих о нарушении таможенного законодательства, либо об отсутствии данных нарушений и иные сведения.
Резюмируя вышеизложенное, хотелось отметить, что каждый автор, эксперта дает свою классификацию задач и принципов, так как на законодательном уровне они не закреплены. ТК ЕАЭС устанавливает перечень проверяемых лиц, срок проведения таможенных проверок, порядок предоставления доступа должностных лиц таможенных органов на объект проведения выездной таможенной проверки, права и обязанности должностных лиц таможенного органа, а также проверяемого лица при проведении проверочных мероприятий.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19.04.2022 г.
- Басараева К. В., Коварда В. В., Минакова И. В., Цуканова Н. Е. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие — СПб: ИЦ «Интермедия», 2017. — 124 с.
- Лузина, Т. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие — Тюмень: Изд-воТюмГУ, 2014. –160 с.
- Соловьев В. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: понятие, сущность, содержание: учебное пособие / В. В. Соловьев. — Ростов н/Д: Российская таможенная академия, 2012. –159 с.