Теоретические основы защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 21.04.2022

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Гаврина, А. О. Теоретические основы защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности / А. О. Гаврина, Е. В. Левинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90596/ (дата обращения: 16.11.2024).



В практике перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС большое количество товаров содержат в себе объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС), то есть нуждаются в защите со стороны российских таможенных органов. Часто товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС с нарушением прав интеллектуальной собственности. Также товары, содержащие ОИС, становятся объектами контрабанды и контрафакта, что угрожает правам правообладателей ОИС и жизни и здоровью конечного потребителя таких товаров, поскольку контрафакт производится недобросовестными участниками внешней экономической деятельности (далее — ВЭД) с нарушением технологии производства. В Российской Федерации применяются различные инструменты защиты ОИС при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, одним из которых является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС России). ОИС, включенные в ТРОИС России подпадают под защиту со стороны российских таможенных органов и за незаконное использование ОИС, включенного в ТРОИС России, участник ВЭД будет привлекаться таможенными органами к правовой ответственности.

Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности, ТРОИС России, ЕАЭС.

In the practice of moving goods across the customs border of the EEU, a large number of goods contain intellectual property objects (hereinafter — IPI), i.e., they need protection by the Russian customs authorities. Often goods are moved across the customs border of the EEU in violation of intellectual property rights. Also, goods containing IPR become objects of smuggling and counterfeiting, which threatens the rights of IPR holders and the life and health of the end consumer of such goods, since counterfeit goods are produced by unscrupulous participants of foreign economic activity (hereinafter — FEA) with violation of production technology. The Russian Federation applies various instruments for protection of IPR when goods are moved across the customs border of the EAEU, one of which is the Customs Register of Intellectual Property Objects (hereinafter — the TRIP of Russia). IPR included in the TRIPS of Russia fall under the protection of the Russian customs authorities and a foreign trade participant will be held legally liable by the customs authorities for the illegal use of IPR included in the TRIPS of Russia.

Keywords: intellectual property objects, TROIS Russia, EAEU.

Сегодня применение ТРОИС России имеет высокую эффективность, но на практике использование данного инструмента защиты прав на ОИС сопряжено с различного рода проблемами, которые усугубились в силу нестабильных политических отношений России и многих иностранных государств.

Под ОИС понимаются объекты, на которые распространяются авторские и смежные права. Это результат интеллектуальной деятельности лиц, которые являются правообладателями на использование ОИС, который защищается со стороны государств мира, в том числе со стороны Российской Федерации. При этом через таможенную границу ЕАЭС перемещаются не сами ОИС как таковые, а товары, их содержащие.

К общим признакам ОИС относятся: отнесение ОИС к результатам интеллектуальной деятельности лиц; возможность применения к ОИС имущественных и не имущественных прав; могут использоваться правообладателем в течение определенного периода времени, а также бессрочно; могут передаваться от правообладателя к его законным наследникам; могут использоваться правообладателем как средство заработка денежных средств; внешнеторговый внутрироссийский оборот ОИС регулируется со стороны государства.

Для того, чтобы попасть под защиту со стороны Российской Федерации, ОИС должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Например, ОИС защищается на территории стран ЕС, но при этом такой ОИС не зарегистрирован на территории Российской Федерации, то государственные органы не будут осуществлять его защиту. При регистрации ОИС в Роспатенте правообладателю выдается патент или свидетельство о регистрации права собственности на ОИС, которое действует на территории нашей страны.

Государственный контроль за оборотом таких товаров осуществляется с целью защиты прав на ОИС со стороны правообладателей; защиты экономической безопасности Российской Федерации; защиты жизни и здоровья российских потребителей товаров, содержащих ОИС.

В 2021 году государственными контролирующими органами России было выявлено 32 млн. единиц контрафактной продукции, которая реализовывалась на российском рынке с нарушением прав на использование ОИС. Более половины контрафактных товаров, содержащих ОИС, были импортированы на территорию нашей страны из иностранных государств.

К государственным органам, которые осуществляют контроль за использованием ОИС в Российской Федерации, относятся: Роспатент (регистрирует ОИС на территории России); МВД России (привлекает к ответственности лиц, незаконно использующих ОИС на территории России); Росалкогольрегулирование (осуществляет контроль за реализацией на российском рынке алкогольной продукции, содержащей ОИС); Минкультуры России (осуществляет контроль за использованием культурных объектов, которые содержат ОИС); ФТС России (осуществляет контроль за перемещением товаров, содержащих ОИС, через таможенную границу ЕАЭС).

Защита таможенными органами прав на ОИС осуществляется с применением различных нормативных правовых документов (далее — НПД), которые составляют нормативную правовую базу в изучаемой области таможенного дела. Применение НПД при защите таможенными органами прав на ОИС направлено на совершение таможенных операций и таможенного контроля в правовом поле, на основании которого таможенные органы не только осуществляют обеспечение национальной безопасности государства, но соблюдают права и законные интересы участников ВЭД.

Нормативное правовое регулирование защиты таможенными органами прав на ОИС можно рассматривать с позиции членства России в различных международных союзах и конвенциях, а также с позиции самостоятельного регулирования отдельных сфер таможенного дела. Так международным НПД, который регулирует защитную деятельность таможенных органов, являются Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации, которые применяются многими странами мира в вопросах развития деятельности их таможенных служб.

«Опоры» Рамочных стандартов ВТамО указывают на необходимость информационного взаимодействия между таможенными органами и другими лицами, которые участвуют в перемещении товаров, содержащих ОИС, через таможенную границу и осуществляют контроль за такими действиями. На основании Рамочных стандартов ВТамО российские таможенные органы применяют риск-категорирование товаров, содержащих ОИС, перед тем как назначить в отношении них ту или иную форму таможенного контроля. Это ускоряет процесс совершения с товарами, содержащими ОИС, таможенных операций и таможенного контроля, что приносит пользу, как таможенным органам, так и декларантам товаров, содержащих ОИС.

Международная классификация подобных товаров определяется в Конвенции от 14.07.1967 «Об утверждении Всемирной организации интеллектуальной собственности». То есть, именно в данной Конвенции дается понятие термина «объекты интеллектуальной собственности», которое используется в российском и международном праве. [1]

Российская Федерация является с 2010 года членом ЕАЭС, это означает то, что порядок совершения с товарами, содержащими ОИС, таможенных операций и таможенного контроля должен быть унифицирован на всем пространстве ЕАЭС. Об этом свидетельствуют положения Договора от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе». Договор «О Евразийском экономическом союзе» является общим НПД в сфере таможенного дела, который действует на территории ЕАЭС [2].

Так же используется ТК ЕАЭС, в котором определяются виды таможенных платежей, подлежащих уплате при таможенном декларировании товаров, содержащих ОИС; раскрывается перечень таможенных операций, которые могут совершаться с товарами, содержащими ОИС; регламентируются таможенные процедуры, под которые могут быть помещены товары, содержащие ОИС; определяется порядок проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих ОИС [3].

ТК ЕАЭС определяет применение более узких НПД при защите таможенными органами прав на ОИС. Например, ТК ЕАЭС определяет методы определения таможенной стоимости товаров, содержащих ОИС, при этом возникает вопрос о необходимости включения в таможенную стоимость при импорте данных категорий товаров лицензионных и иных платежей за использование ОИС.

Данный вопрос разъясняют Рекомендации Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной стоимости к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары». На основании данного НПД при определении таможенной стоимости импортируемых в ЕАЭС товаров, содержащих ОИС, в нее включаются лицензионные платежи; платежи за право на воспроизведение (тиражирование) товаров, содержащих ОИС; платежи за право перепродажи товаров, содержащих ОИС, на таможенной территории ЕАЭС [4].

К товарам, содержащим ОИС, применяются инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также запреты и ограничения. При этом все названные инструменты применяются к товарам, содержащим ОИС на основании кода по ТН ВЭД ЕАЭС. То есть, для того чтобы определить алгоритм совершения с товаром, содержащим ОИС, таможенных операций и таможенного контроля, необходимо его классифицировать в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Сама ТН ВЭД ЕАЭС содержится в Решении Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [5].

Национальным НПД, который регулирует защиту таможенными органами прав на ОИС, является Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он регламентирован на основе ТК ЕАЭС и в некоторой степени дополняет его. В данном НПД определяются обоснования для включения ОИС в ТРОИС России; инструменты по защите прав правообладателей; сроки защиты прав правообладателей на ОИС; обоснования для отказа во включении ОИС в ТРОИС России; меры по защите прав на ОИС [6].

Алгоритм ведения ТРОИС России определятся Приказом ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». На основании данного Приказа устанавливаются формы основных документов, которые используются таможенными органами при включении ОИС в ТРОИС России, при ведении ТРОИС России и исключении ОИС из ТРОИС России [7].

За совершение административных правонарушений при перемещении товаров, содержащих ОИС, через таможенную границу ЕАЭС предусматриваются различные меры наказания, которые устанавливаются Главой 16 КоАП РФ. На основании КоАП РФ в отношении недобросовестного участника ВЭД может применяться предупреждение, административный штраф и (или) конфискация предмета правонарушения (товара). Применение той или иной меры наказания будет применяться в зависимости от степени тяжести правонарушения. [8]

Для включения ОИС в ТРОИС России правообладатель должен зарегистрировать ОИС в Роспатенте, что дает ему исключительное право на использование ОИС на территории нашей страны. Для этого помимо заявления на включение ОИС в ТРОИС России в таможенные органы необходимо представить: информацию о правообладателе (коммерческое наименование и уставные документы); полное коммерческое и техническое описание ОИС; документы, которые подтверждают коммерческое и техническое описание ОИС; патенты, лицензионные соглашения и иные документы, подтверждающие право правообладателя на защиту ОИС; договор страхования ответственности заявителя перед правообладателем; особенности транспортировки товаров, содержащих ОИС, идентификационные номера, ярлыки, штрих-коды, знаки сертификации; сведения о выявленных случаях нарушения прав правообладателя на ОИС.

Заявление и документы рассматриваются таможенными органами в течение одного месяца с момента их регистрации. По результатам рассмотрения заявления таможенные органы могут принять либо решение о включении ОИС в ТРОИС России, либо решение об отказе во включении ОИС в ТРОИС России.

После того как ОИС включен в ТРОИС России таможенные органы вносят информацию об этом в электронный вид реестра, который используется уполномоченными должностными лицами таможенных органов (ЦЭД и постов фактического контроля) при идентификации товаров, содержащих ОИС и проведения различных форм таможенного контроля.

В 2021 году в ТРОИС России было включено 5645 ОИС, при этом за последние годы динамика ОИС, включенных в ТРОИС России незначительно, но увеличивалась.

В ТРОИС России включено достаточно большое количество ОИС, при этом к основным категориям товаров, содержащих ОИС, которые включены в ТРОИС России, относятся: алкогольная и табачная продукция; продовольственные товары; одежда, обувь и аксессуары; косметические средства; электроника; парфюмерия и декоративная косметика; игрушки и товары для детей.

Контроль соблюдения прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС осуществляется таможенными органами, для которых обеспечение контроля является стратегической задачей. Сама потребность общества и государства в обеспечении защиты и контроля ОИС вызвана неблагоприятными последствиями перемещения контрафактных товаров для государства на международном уровне, что позже сказывается на авторитете и деловой репутации страны при торговле контрафактом.

Международные и национальные нормативно-правовые документы регулируют защиту таможенными органами прав на ОИС на территории Российской Федерации. ТРОИС России выступает же в данном случае как инструмент защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении через таможенную границу Союза. Для гарантии защиты прав на ОИС и включения ОИС в ТРОИС России правообладатель должен подготовить заявление и дополнительные документы к заявлению и отправить в таможенные органы.

Таким образом, ОИС — это полноценные предметы оборота в России. Как факт, именно товары, обладающие свойствами объектов интеллектуальной собственности, оказываются контрафактными предметами, которые нарушают права правообладателей. По этой причине одной из важнейших задач для государственных контролирующих органов является защита объектов интеллектуальной собственности.

Литература:

  1. Конвенция от 14.07.1967 «Об утверждении Всемирной организации интеллектуальной собственности» // СПС «Консультант Плюс».
  2. Договор от 24.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» // СПС «Консультант Плюс».
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС «Консультант Плюс».
  4. Рекомендации Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной стоимости к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» // СПС «Консультант Плюс».
  5. Решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс».
  6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
  7. Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» // СПС «Консультант Плюс».
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, интеллектуальная собственность, Российская Федерация, IPR, орган, таможенная граница, товар, таможенный контроль, защита, перемещение товаров.


Ключевые слова

ЕАЭС, объекты интеллектуальной собственности, ТРОИС России

Похожие статьи

Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характе...

Проблемы законодательного регулирования в Российской Федерации понятия валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами

В данной статье затронуты вопросы, касающиеся статуса участников валютных отношений; рассматривается репатриация иностранной валюты и валюты Российской Федерации как особенность осуществления валютных операций резидентами. Авторы поддерживают научное...

Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

В статье рассматривается порядок пропуска через Государственную границу, который регулируется Законом РФ О Государственной границе РФ и ФЗ О порядке выезда из РФ и въезда в РФ. Согласно Федерального закона О порядке выезда из Российской Федерации и ...

Разграничение таможенных преступлений и административных правонарушений в области таможенного права

В статье рассмотрены понятие и виды правонарушений в области таможенного дела, представляющих собой одну из основных угроз национальной безопасности государства, развития экономики страны. В исследовании отмечено, что разграничение таможенных преступ...

Инструменты защиты внутреннего рынка Российской Федерации и ЕАЭС

В данной статье исследуются существующие меры защиты внутреннего рынка РФ и ЕАЭС, применяемые на практике. Рассматриваются вопросы частоты применения мер защиты рынка, а также их обусловленность и ключевые особенности применения. Выявлено, что наибол...

Особенности защиты прав потребителей в европейских странах

Защита прав потребителей во всем мире и на различных этапах развития является актуальной темой. Особую значимость приобретает тема в правоотношениях, возникших путем применения информационно-коммуникационных систем, сети Интернет. В настоящее время в...

К вопросу о правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела

Одним из приоритетных направлений деятельности должностных лиц таможенных органов является борьба с административными правонарушениями и уголовными преступлениями в области таможенного дела. В соответствии с п. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного...

Основные направления и способы дипломатической и консульской защиты прав человека

Человек, который не разбирается в международном законодательстве, не знает о своих правах на территории другого государства, может оказаться в затруднительном положении и стать беззащитным в сложной ситуации. Огромную значимость в современном мире им...

Понятие и основополагающие принципы патентного права

Статья посвящена принципам патентного права, как основополагающему началу регулирования интеллектуальных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Принципы, указанные в настоящей статье, устанавливают содержание важнейших норм пате...

Правовой статус земельных участков РФ на территории иностранных государств (воинские захоронения, участки под дипмиссиями, посольствами и т.п.)

В настоящее время проблема права пользования и правообладания земельными участками Российской Федерации, находящимися на территории иностранного государства и принадлежавшими нашей стране на праве государственной собственности, является актуальной не...

Похожие статьи

Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характе...

Проблемы законодательного регулирования в Российской Федерации понятия валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами

В данной статье затронуты вопросы, касающиеся статуса участников валютных отношений; рассматривается репатриация иностранной валюты и валюты Российской Федерации как особенность осуществления валютных операций резидентами. Авторы поддерживают научное...

Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

В статье рассматривается порядок пропуска через Государственную границу, который регулируется Законом РФ О Государственной границе РФ и ФЗ О порядке выезда из РФ и въезда в РФ. Согласно Федерального закона О порядке выезда из Российской Федерации и ...

Разграничение таможенных преступлений и административных правонарушений в области таможенного права

В статье рассмотрены понятие и виды правонарушений в области таможенного дела, представляющих собой одну из основных угроз национальной безопасности государства, развития экономики страны. В исследовании отмечено, что разграничение таможенных преступ...

Инструменты защиты внутреннего рынка Российской Федерации и ЕАЭС

В данной статье исследуются существующие меры защиты внутреннего рынка РФ и ЕАЭС, применяемые на практике. Рассматриваются вопросы частоты применения мер защиты рынка, а также их обусловленность и ключевые особенности применения. Выявлено, что наибол...

Особенности защиты прав потребителей в европейских странах

Защита прав потребителей во всем мире и на различных этапах развития является актуальной темой. Особую значимость приобретает тема в правоотношениях, возникших путем применения информационно-коммуникационных систем, сети Интернет. В настоящее время в...

К вопросу о правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела

Одним из приоритетных направлений деятельности должностных лиц таможенных органов является борьба с административными правонарушениями и уголовными преступлениями в области таможенного дела. В соответствии с п. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного...

Основные направления и способы дипломатической и консульской защиты прав человека

Человек, который не разбирается в международном законодательстве, не знает о своих правах на территории другого государства, может оказаться в затруднительном положении и стать беззащитным в сложной ситуации. Огромную значимость в современном мире им...

Понятие и основополагающие принципы патентного права

Статья посвящена принципам патентного права, как основополагающему началу регулирования интеллектуальных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Принципы, указанные в настоящей статье, устанавливают содержание важнейших норм пате...

Правовой статус земельных участков РФ на территории иностранных государств (воинские захоронения, участки под дипмиссиями, посольствами и т.п.)

В настоящее время проблема права пользования и правообладания земельными участками Российской Федерации, находящимися на территории иностранного государства и принадлежавшими нашей стране на праве государственной собственности, является актуальной не...

Задать вопрос