Мозг и психика. Проблема идеального | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 23.04.2022

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Буханцева, О. В. Мозг и психика. Проблема идеального / О. В. Буханцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 506-509. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90599/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Ключевые слова: идеальное, сознание, материальное, идеалистическое, личность, общество.

The article discusses the key moments for disclosure the problem of perfect: how is the category of the ideal for society and personality; how is our consciousness connected with it; is it possible to attribute it not only to idealism, but also to materialism.

Keywords: perfect, consciousness, material, idealistic, personality, society.

Во все времена люди достаточно часто использовали прилагательное «идеальное», описывая им что-то недостижимое или наоборот пример какого-либо действия, поведения или образа. И встает вопрос: чем является идеальное и для чего оно нужно человеку?

По Э. В. Ильенкову, идеальное — это субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. С одной стороны, в определении сказано, что идеальное отражается в сознании и воли человека, то есть является нематериальным, а с другой стороны, и в его деятельности. Следовательно, следует рассматривать категорию идеального с двух сторон: нематериальной и материальной.

Почему нельзя утверждать, что данная категория относиться только к одной области? Примером может служить утверждение: «Красный — это цвет». Еще с детства мы знаем, что это действительно так, только будет нелогично сказать, что цвет — это красный, так как существуют разные оттенки. Поэтому раскрыть проблему идеального стоит в его всеобщем виде, а не только через один особый признак.

В материализме идеальное выступает как субстанция в качестве образа, отражающая одно материальное тело в другом. То есть мышление человека об идеальном образе может перенестись на результат какого-либо труда. Примером может послужить художник, пишущий пейзаж. Он придумал его до мельчайших мелочей, перенес свою мысль на холст и считает его вершиной всех пейзажей. При этом нельзя однозначно сказать, что идеальное бытие вещи будет одинаково с реальным бытием. И тем самым, с идеалистической точки зрения, идеальное выражается только в идее и может не содержать ни грамма материального. Например, мысли об устранении жажды могут так и остаться мыслями, если рядом не будет воды.

История идеального (как все относящееся к миру идей) начинается еще во времена Платона. Он утверждал, что идея — это универсальное и единое для всех, она может отличаться от мыслей и образов отдельной личности. Все эти идеи Платон объединил в особую категорию, формирующую нормы культуры. На их основе определяются поведения человека в обществе, законы государства, его язык. Идеи не свойственны животному или человеку в его первобытном обличии, тем более устройству человеческого мозга, поэтому Платон выделил проблему их природы. В эпоху эмпиризма идеальное и синонимичная ему идея уже имеет собирательный образ феноменов психики отдельного человека, не только всего общества. Также эмпирики отгоняют проблему, поставленную Платоном, не считают ее чем-то значимым. Здесь идеальное значит только что-то выдуманное в голове, не существующее на самом деле. Философы периода Немецкой классической философии опровергают теорию эмпириков, соглашаясь как раз с теорией Платона. Категория идеального уже не идет как раз скопление состояний в голове, а также больше открыта ее природа: идеальность противостоит всему материальному, в том числе мозгу, где и возникает восприятие идеальности мира. Гегель отмечает заслугу Платона в том, что идеальное представляет собой «организацию единого государства», а не одной психики отдельно взятого человека. Именно с Платона начинается традиция рассмотрения идеального мира как единый механизм со своими законами и правилами, действующими на психику людей. Здесь же была зафиксирована зависимость психической деятельности отдельной личности от сложившейся независимо от него культуры, которая складывает паззл его духовной составляющей. Таким образом, до наших дней дошло, что идеальность и есть сложившиеся из поколения в поколение образы общественно-человеческой культуры, есть особый предмет, сопоставимый с материальной действительностью, находящееся с ним на одной территории.

Некоторые ученые считают, идеальное формируется и существует вне сознания, при этом другие опровергают данную теорию, предлагая не выносить идеальное от деятельности мозга человека, то есть оставить в пределах субъективной реальности. Она, как отмечает Д. И. Дубровский, есть информация, воплощенная в нейродинамическом коде, ибо без этого идеальное не может существовать. Здесь стоит отметить, с физиологической точки зрения, наши мысли формируют рефлекторные дуги, посылая информацию о внешней среде нашему мозгу, там они обрабатываются. Подобный механизм можно назвать сознанием. Таким образом, представление о реальности формирует высшая нервная деятельность. При этом нельзя сказать, что ВНД только одного человека формирует категорию идеального. ВНД нескольких людей также может формулировать идеальное, только максимум оно будет надличностным, но не вне личности полностью. Стоит добавить, что сознание связано с психикой, а она в свою очередь, с философской точки зрения, также анализирует происходящее, только еще дает окрас, то есть ответную реакцию, на него. Тем самым идеальное у одного индивида не может совпадать полностью с идеальным другого. Но совпадения реакций личностей и дает представление об общем идеальном, являясь результатом в качестве сформированной культуры разных групп людей. При чем в большинстве случаев оно переносится и на совершение деятельности обществом в виде тех же мыслей, поведения, труда.

Одним из примеров категории идеального может являться здоровье. Оно предполагает как норму функционирования организма. Признаки здоровья — это попадающие в норму антропологические параметры, АД, ЦВД, цвет кожи, ее состояние, микрофлора внутренних органов и т. д. Антагонист здоровью — болезнь. Как уже говорилось ранее, категория идеального — это отражение внешнего мира в сознании человека. Здесь стоит отметить, что отражение реальности не всегда является действительной реальностью. Предположим, человек думает, что у него проблемы с сердцем без видимых на то причин. Постепенно человек замечает сердечные боли, покалывания, повышенное АД и т. п. Он идет к кардиологу на консультацию, тот дает направления на нужные обследования, после просмотра их результатов, оказывается, у человека не обнаружены патологии сердца. Так же существуют состояния, при которых человек будет думать, что у него отличное здоровье. Обычно такие состояния представляют собой психические заболевания, такие как различные формы шизофрении. Больному кажется, что его галлюцинации, его состояние и отражения реальности и есть норма, есть здоровье. В данном случае только поход к специалисту дает понять ему (и то не всегда), что его видение реальности, его работа сознания, психики не может быть нормой. В целом, идеальным, как передающееся от человека к человеку и обрабатывающееся сознанием, является норма (норма поведения, физическая норма и т. д.). Она выступает как идеальное состояние человека. В том числе и здоровье является нормой, только используется по отношению к физическим и психическим факторам человека (т. е. наличие или отсутствие заболевания, доказанное врачом). Например, есть несколько моделей поведения врача: коллегиальная, партнерская, инженерная и т. д. Идеальной моделью является партнерская, так как в ней соблюдаются взаимодоверие и взаимоуважение. Не идеальной, в представлении общества, является инженерная, потому что в ней даже отсутствует понятие личности по отношению к пациенту. Данные представления об идеальности/не идеальности поведения врача сложились на основе деятельности психики общества (ведь восприятие идеального заложено в человеке, а именно в работе его мозга). Другим примером является такая щекотливая тема, как сексуальная ориентация. Из покон веков идеальные отношения в сексуальном плане — это отношения между мужчиной и женщиной, другие варианты являются патологией в обществе, хоть еще во второй половине XX века ВОЗ исключила ту же гомосексуальность из перечня заболеваний, тем самым подтвердив, с научной точки зрения, отсутствие патологии у человека, если он гомосексуален. Но до сих пор мнение о других видах сексуальной ориентации, кроме гетеросексуальности, в некоторых кругах общества считается не нормой. Другим примером является соблюдение санитарным норм. Даже в самом словосочетании присутствует слово «норма». До применения асептики и антисептики в больницах умирало больше людей, так как они подвергались со стороны медицинского персонала неправильному лечению: проведение процедур без перчаток или хотя бы тщательно обработанных рук, использование белья или перевязочного материала много раз (т. е. тот же перевязочный материал мог быть применим к человеку с инфекционным воспалением, затем повторно к человек без, тем самым способствуя распространению инфекции по больнице). Сейчас же считается идеальным и правильным использовать одноразовые материалы (перчатки, иглы, гинекологические зеркала, шприцы, бинты и т. п.), обрабатывать перед каждой процедурой и рабочее место, и руки, и инструменты и т. д., носить чистый специальный костюм (халат или хирургический костюм). Санитарные нормы помогают минимизировать риски по отношению к пациенту и самому специалисту.

Подводя итоги, возможно суммировать представление об идеальном. Категория идеального является результатом работы высшей нервной деятельности, формирующая нашу психику; таким образом реализуясь и в качестве идеи, и в качестве труда человека. Идеальное, с идеалистической точки зрения, является результатом идей, а с материалистической, — отражением одного предмета в другом, тем самым оно в качестве окончательной мысли реализуется в природе культуры человеческого общества. В медицине категория идеального помогает развивать технологии лечения, предотвращая за счет стремления к абсолютно здоровому образу человека рост заболеваемости (некоторые болезни даже больше не встречаются сегодня) и гибель пациентов и практикую эффективное и быстрое лечение.

Литература:

  1. Э. В. Ильенков Проблема идеального // Rozova.org: сайт. — URL: https://www.rozova.org/images/documents/Ilienkov_Problema_Idealnogo.pdf (дата обращения 13.03.2022)
  2. А. С. Тихонов Идеальность и действенность психики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. –2009. — № 1 (9). — С. 43–51.
  3. И. А. Хапчаев К вопросу о проблеме идеального // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета- 2016 — с. 5–7 // Cyberleninka.ru: сайт. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-probleme-idealnogo/viewer (дата обращения 13.03.2022)
  4. Д. И. Дубровский Место категории идеального в системе философского знания // Novainfo.ru: сайт. — URL: https://novainfo.ru/article/2186 (дата обращения 30.03.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): категория, норма, сознание, внешний мир, высшая нервная деятельность, зрение, идея, мысль, образ, общество, отдельная личность, отношение, отражение реальности, перевязочный материал, сексуальная ориентация.


Похожие статьи

Вопрос идеала в обществе

В статье рассматривается ключевые моменты для раскрытия вопроса идеала: что является идеалом, какие могут быть его форма и содержание, как он формируется в человеческом обществе.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Проблема «сознание — тело»

В работе поднимается вопрос природы сознания человека. Проблема «сознание — тело» в философии остается до конца неизученной и очень актуальной, поэтому в работе выделены ключевые вопросы для понимания, а также описаны возможные пути решения данной пр...

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Границы человеческого познания

В статье автор рассматривает развитие границ человеческого познания.

Зарождение психологии как самостоятельной науки

В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Честь и достоинство в контексте аксиологии

В данной статье авторами были рассмотрены понятия честь и достоинство, а также их зависимость друг от друга внутри научного контекста и вне его. Также была предпринята попытка изучить феномен усложнения данных категорий на современном этапе развития ...

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Реорганизация системы образования: готово ли человечество реализовать это

В статье идет речь о воспитании и формировании личности, рассматривается понятие «закона времени». Перечисляются проблемы, с которыми сталкивается человек, рассматривается способ человека раскрыть свой заложенный генетический потенциал.

Похожие статьи

Вопрос идеала в обществе

В статье рассматривается ключевые моменты для раскрытия вопроса идеала: что является идеалом, какие могут быть его форма и содержание, как он формируется в человеческом обществе.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Проблема «сознание — тело»

В работе поднимается вопрос природы сознания человека. Проблема «сознание — тело» в философии остается до конца неизученной и очень актуальной, поэтому в работе выделены ключевые вопросы для понимания, а также описаны возможные пути решения данной пр...

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Границы человеческого познания

В статье автор рассматривает развитие границ человеческого познания.

Зарождение психологии как самостоятельной науки

В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Честь и достоинство в контексте аксиологии

В данной статье авторами были рассмотрены понятия честь и достоинство, а также их зависимость друг от друга внутри научного контекста и вне его. Также была предпринята попытка изучить феномен усложнения данных категорий на современном этапе развития ...

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Реорганизация системы образования: готово ли человечество реализовать это

В статье идет речь о воспитании и формировании личности, рассматривается понятие «закона времени». Перечисляются проблемы, с которыми сталкивается человек, рассматривается способ человека раскрыть свой заложенный генетический потенциал.

Задать вопрос