В данной работе рассмотрены актуальные проблемы, возникающие у победителей электронных процедур при заключении государственных (муниципальных) контрактов. Предложены пути решения описанных в работе проблем, направленные на совершенствования законодательства о контрактной системе.
Ключевые слова: контрактная система, государственные и муниципальные закупки, заказчик, поставщик, государственный муниципальный, контракт.
This article discusses the actual problems that arise for the winners of electronic procedures when concluding state (municipal) contracts. The ways of solving the problems described in the article aimed at improving the legislation on the contract system are proposed.
Keywords: a contract system, procurement, customer, supplier, state municipal, contract.
В настоящий момент государственные закупки — это один из важнейших аспектов экономики нашей страны. Правовое поле данной сферы постоянно модернизируются, появляются соответствующие новеллы в законодательстве, но при этом остаются нерешенными некоторые проблемы и возникают новые вопросы.
Проблемы госзакупок сегодня находятся под пристальным вниманием государства, СМИ, общественности. Многие отмечают сложность и запутанность законодательства, акцент на цену при выборе победителя, отсутствие целостной системы контроля за всеми стадиями закупок, имеющиеся коррупционные риски, а также факты недобросовестных действий со стороны заказчиков и исполнителей [1].
Целью написания настоящей статьи является изучение вопросов, с которыми сталкиваются победители электронных процедур при заключении государственного (муниципального) контракта.
Важнейшим условием до заключения государственного (муниципального) контракта является получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [2] (далее — Закон о контрактной системе) установлено, что заказчиком (за исключением отдельных случаев) в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Обеспечение исполнения контракта может предоставляться тремя способами:
– перечисление денежных средств на счет заказчика в сумме равной обеспечению исполнения контракта, установленной в извещении об осуществлении закупки;
– предоставление независимой (ранее — банковской) гарантии;
– информация, подтверждающая добросовестность (как вспомогательный способ обеспечения в случае снижения НМЦК более чем на 25 %, и как самостоятельный, в случае если закупка проводится только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций).
Выбор способа обеспечения исполнения контракта является прерогативой победителя процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из требований статьи 51 Закона о контрактной системе вместе с подписанным контрактом, победитель должен опубликовать документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. При этом, законодатель не указывает, какой документ служит подтверждением предоставления обеспечения исполнения контракта при перечислении денежных средств на счет заказчика. По сложившейся практике таким документом считается оригинал платежного поручения.
Из ч.6 ст. 37, ч. 6 ст. 51 и ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе следует, что победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от подписания контракта, если он:
– не подписал контракт в отведенные законом сроки;
– не разместил в ЕИС протокол разногласий;
– не предоставил обеспечение исполнения контракта;
– не выполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 Закона о контрактной системе.
При наступлении одного или нескольких указанных выше оснований заказчик обязан зафиксировать факт уклонения от подписания договора по Закону о контрактной системе в протоколе и опубликовать его в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС). На это ему отводится один рабочий день.
Существуют определенные последствия от уклонения заключения и исполнения контракта, предусмотренные действующим законодательством.
Участника закупки, признанного уклонившимся от подписания контракта, могут ожидать следующие санкции. В их числе:
1) внесение сведений о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП), что на 2 года лишает его права участвовать в государственных закупках;
2) потеря обеспечения заявки (если включат в РНП);
3) компенсация издержек заказчика на проведение тендера в части, не покрытой суммой обеспечения заявки (взимается через суд).
Если инициатором уклонения от подписания государственного контракта выступает заказчик, это влечет наложение на ответственных должностных лиц административного штрафа на основании ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ в размере 50 000 рублей [3].
Исследовав сведения, содержащиеся в ЕИС, выяснилось, что в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя от заключения контракта внесено порядка 2400 записей.
Как уже указывалось ранее, основаниями для включения в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от подписания контракта является неподписание контракта и неразмещение протокола разногласий в установленные сроки, а также непредоставление обеспечения контракта.
Итак, пункт 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе указывает, что победитель закупки подписывая проект контракта одновременно размещает на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракт.
Ознакомившись с правоприменительной практикой включения участников закупок в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта, можно сделать вывод, что именно с одновременным подписанием и размещением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта чаще всего и возникают проблемы у победителей.
Так, в ряде случаев, заказчики признавали победителя закупки уклонившимся от заключения контракта ввиду того, что участником при подписании контракта не размещено платежное поручение о переводе победителем денежных средств на счет заказчика в качестве обеспечения контракта, хотя данные денежные средства поступили на счет заказчика.
Такая ситуация является неблагоприятной и для победителя, и для самого заказчика, так как победителю в дальнейшем предстоит доказывать в антимонопольном органе факт своей добросовестности и отсутствие умышленных действий (бездействий), но контракт с ним заключен уже не будет, а заказчику либо заключать контракт с участником, занявшем второе место, то есть по более высокой цене, либо проводить процедуру заново, что весьма времязатратно, особенно если товар, работа, услуга необходимы как можно скорее.
В целях недопущения подобных ситуаций видится приемлемым задействовать механизм специальных счетов участников закупок, как это уже реализовано с обеспечением заявок на участие в закупках.
Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (специальный счет).
Участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в Единой информационной системе (п.2 ч.5 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Аналогичный механизм предлагается реализовать и при обеспечении контракта победителем электронной процедуры. При подписании контракта победитель электронной процедуры выбирает на электронной площадке способ обеспечения контракта путем указания реквизитов специального счета, на котором будут заблокированы денежные средства в размере обеспечения исполнения контракта.
В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения контракта.
Оператор электронной площадки прекращает блокирование денежных средств на спецсчете победителя в качестве обеспечения исполнения контракта после размещения заказчиком информации об исполнении контракта, либо информации о расторжении контракта по соглашению сторон, но не в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств, в Реестре контрактов Единой информационной системы.
Отдельное внимание следует уделить ситуации, когда победитель закупки получил независимую гарантию в качестве обеспечения контракта, но не разместил ее на электронной площадке одновременно с подписанием контракта.
Последствия аналогичны описанным выше — потеря контракта, разбирательства в антимонопольном органе, заключение контракта со вторым участником по более высокой цене либо проведение закупки заново.
Независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы должны быть включены в реестр независимых гарантий (ч.8 ст. 45 Закона о контрактной системе).
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является отсутствие информации о независимой гарантии в реестрах независимых гарантий.
Доступ к реестру независимых гарантий имеет и заказчик, и победитель, посредством личного кабинета на сайте Единой информационной системы.
Таким образом, учитывая, что заказчик проверяет размещение независимой гарантии в реестре независимых гарантий, имеет возможность проверить все документы, которые содержаться в нем, представляется излишней обязанность победителя закупки размещать независимую гарантию одновременно с подписанием контракта, достаточно указать лишь номер реестровой записи такой гарантии.
Внедрение подобных механизмов возможно при системном внесении изменений в Закон о контрактной системе и подзаконные нормативные правовые акты в сфере контрактной системы.
Однако применение предлагаемых механизмов значительно снизит процент включения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по формальным основаниям.
Литература:
- Лепетикова И. Ю. Совершенствование практики исполнения контрактов в сфере закупок // Ростовский научный журнал. 2017. № 1. С. 32–38;
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022).