Ключевые слова: государственный контракт, государственный заказчик, поставка товаров, договор поставки, договор, поставщик.
Правовые отношения по поставке товаров для федеральных государственных нужд являются одной из наиболее распространенных форм участия государства в гражданском обороте.
Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных нужд. Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права как государство, — Российской Федерации и ее субъектов (ст. 124 ГК).
В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — «это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан» [4, с. 266].
Потребности государства определяются исходя из
— «необходимости реализации федеральных государственных программ;
— обеспечения необходимого уровня обороноспособности;
— формирования государственных материальных резервов;
— реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации» [1].
Обеспечение заказчиков товарами, работами и услугами осуществляется путем заключения соответствующих договоров на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Обеспечение заказчиков товарами, работами и услугами осуществляется путем заключения соответствующих договоров поставки товаров, работ или услуг. «Договор поставки товара» — это термин, используемый Гражданским кодексом Российской Федерации.
В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд [2].
Договор поставки — договор, по которому поставщик обязуется поставить товар покупателю или иному лицу по его поручению для удовлетворения государственных нужд, а заказчик обязуется оплатить доставку товара.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ, договор поставки товара — договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), занимающийся предпринимательской деятельностью, обязуется передать покупателю в определенный срок изготовленный или приобретенный им товар для использования в предпринимательской или иной, не связанной с этим целей, для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования.
Из данного определения следует, что договор поставки:
— консенсуальный, т. е. считается заключенным, когда между его сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям;
— возмездный, т. е. содержит обязательство оплаты поставленных товаров;
— двусторонне обязывающий, т. е. предполагает взаимные обязательства поставщика (передача товара) и заказчика (оплата товара).
Государственные или муниципальные контракты, договоры на поставку товаров для нужд государства или муниципального образования отличаются от иных договоров поставки товаров для реализации, участия в поставках государственных или муниципальных заказчиков или их уполномоченных лиц, обеспечивающих оплату товаров от бюджет и внебюджетные источники финансирования.
Государственный контракт — «договор на поставку товаров для государственных нужд, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) обязуется передать производимые им товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Государственный контракт заключается на основе государственного заказа, принятого поставщиком (исполнителем). Для государственного заказчика заключение контракта является обязательным всегда, а для исполнителя — лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчик возместит все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта» [6, с. 84].
Государственному или муниципальному контракту присущи черты, свойственные обычным договорам поставки. Его предметом, как правило, являются действия по передаче вещей определяемых родовыми признаками; срок исполнения договора отдален от момента его заключения; передача товаров осуществляется в определенные договором сроки и периоды.
Существенные отличия государственного или муниципального контракта от иных видов договора купли-продажи:
— «покупателем является государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
— наименование договора — государственный или муниципальный контракт, заключающийся на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;
— основной способ размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд — проведение открытых торгов (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений);
— общий порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены Гражданским кодексом Российской Федерации;
— государственный или муниципальный Заказчик обеспечивает оплату товаров за счет средств бюджета, в том числе возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
— законодательством о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
— споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются Арбитражным Судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор» [5, с. 317].
Для полного понимания договорной природы государственных закупок, направленных на удовлетворение значимых потребностей и требований современного государства, необходимо углубиться в особенности условий такого договора.
Все условия гражданско-правового договора следует разделить на две группы. Как справедливо отмечают исследователи, «к первым относятся существенные условия, которые должны быть включены в текст договора, без которых договор будет считаться незаключенным.
Эти условия устанавливаются либо императивной нормой права, либо изменением диспозитивной нормы по инициативе одной из сторон договора, либо как условие, выдвинутое стороной и не отраженное ни в одной норме.
Ко второй группе относятся условия, которые не являются необходимыми или не предназначены для отражения в письменном тексте договора и не имеют никаких последствий для факта его заключения. Когда они не включены в текст, они также используются для регулирования отношений сторон, поскольку определяются диспозитивной нормой и всегда вступают в силу автоматически после заключения того или иного договора [3, с. 60].
Согласование существенных условий гражданско-правового договора является не только необходимой стадией его заключения, но и достаточной для признания его заключенным.
В государственном контракте (договоре) обе стороны вправе указать порядок предоставления экономических и иных льгот, финансовых и материально-технических ресурсов, порядок и основания осуществления государственным заказчиком контроля за ходом работ, государственный контракт, содействие поставщику и другие условия поставки товаров для государственных нужд. В случаях, когда необходимость отсутствует в соответствующих товарах, государственный заказчик имеет право полностью или частично отказаться от товаров.
Государственный заказчик может воспользоваться этим правом только в случае возмещения поставщику всех убытков, понесенных в результате его отказа. Поставщик также имеет право в одностороннем или частичном порядке отказаться от договора поставки общественных товаров. Ущерб, причиненный покупателем при расторжении или изменении договора поставки государству, также возмещается государственным заказчиком.
Отличительной особенностью договора публичной поставки на поставку товаров только государству и муниципальным образованиям является наличие дополнительного поставщика (подрядчика), включаемого в его правовой режим в качестве стороны экономически более слабого договора (в зависимости от заказчика).
Одним из основных принципов хозяйственного права является принцип равноправия сторон договора, который выражается в договоре для нужд государства и муниципальных образований в виде преимущественного правового режима такого изменения и расторжения контракта.
По настоящему договору расходы, понесенные поставщиком, который также является экономически слабой стороной, в связи с неисполнением государственного контракта, покупателем в соответствии с государственным контрактом не возмещаются, поставщик вправе отказаться от для выполнения контракта, требовать возмещения ущерба, причиненного государственным контрактом, и расторжения государственного контракта. Расходы, понесенные покупателем в связи с отказом поставщика, несет государственный заказчик. Именно это правило доказывает, что стороны договора полностью равноправны в представленных правоотношениях.
Таким образом, договор на поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд формируется государственным заказчиком и предоставляется поставщику, который принимает решение о сотрудничестве.
При этом возможны следующие варианты такого решения:
- Согласие заключить государственный контракт на условиях, которые предложены. В данном случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт.
- Согласие заключить контракт, но на условиях, которые в некоторых моментах отличаются, что предложены государственным заказчиком. В таком случае в обязательном порядке должен быть согласован и передан вместе с контрактом протокол разногласий.
- Отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в течение 30 дней.
Литература:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // СЗ РФ. — 2013.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Крашенинников Е. А. Заключение договора / Е. А. Крашенинников, Ю. В. Байгушева // Вестник ВАС РФ. — 2013. — № 5. — С. 60–104.
- Назарова Т. В. Сущность договора поставки товаров для государственных нужд / Т. В. Назарова // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 266–269.
- Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право: учебник/Ю. М. Алпатов, В. Е. Белов, Н. И. Беседкина и др.; под ред. д-ра юрид. наук, проф. С. А. Ивановой. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 626 с.
- Свечникова, И. В. Гражданское право. Практикум: учебное пособие для вузов / И. В. Свечникова, Т. В. Величко. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 336 с.