На этапе формирования постиндустриального общества актуализировалась проблема воплощения стратегии перехода к интеллектуально-ориентированной модели экономического развития, комплексной модернизации социально-экономической системы государства, что объясняется необходимостью выработки новых подходов к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики в системе мирового хозяйства. Целью исследования является обоснование теоретико-методологических основ и разработка практических рекомендаций по внедрению институционально-инновационных факторов технологического развития в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной информатизации. Объектом исследования является процесс совершенствования государственной политики обеспечения технологического развития как основы конкурентоспособности национального хозяйства. Перспективами дальнейших исследований в данном направлении является определение ряда институциональных и инновационных тенденций, связанных с социально-трудовыми, демографическими, внешнеэкономическими и другими процессами, по мере реализации которых способны оказывать влияние на темпы технологического развития национальной экономической системы.
Ключевые слова: технологическое развитие, конкурентоспособность национальной экономики, постиндустриальное общество, институционально-инновационные факторы, интеллектуально-инновационная деятельность, государственная политика.
Все более очевидной тенденцией как мировой экономической системы, так и экономик ведущих государств мира становится всеобъемлющая цифровизация и информатизация не только общественно-социальных аспектов жизни, но и системы экономических отношений, которые базируются на использовании информационно-коммуникационных технологий. Соответственно, в перспективе будет формироваться среда глобальной цифровой экономики, и Молдове следует стратегически ориентироваться на создание экономической системы, способной адаптироваться и даже обеспечить собственное участие в системе международного разделения труда в соответствии с имеющимся для этого потенциалом в сферах: человеческого и интеллектуального капитала, образования и подготовки кадров, научно-исследовательской и инновационной деятельности Молдова обладает значительным потенциалом научно-технологического и инновационного развития, однако уровень использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок, предопределяющих выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг в целях укрепления конкурентоспособности субъектов реального сектора и национальной экономики в целом, недостаточно. Следствием этого является низкоэффективная, энергозатратная экономика, ориентированная преимущественно на экспорт сырья и продукции низкотехнологичных отраслей; нарастающее научно-технологическое отставание от остальных государств мира; вероятность закрепления низкотехнологичного характера национальной экономики и ухудшения условий участия в международном разделении труда. Это усиливает актуальность применения в Молдове более комплексного подхода с базированием на внедрении системы институциональных факторов, способных обеспечить восстановление инновационной активности и улучшить параметры эффективности национального хозяйства и конкурентоспособности национальной экономики. Анализ последних публикаций ученых позволил прийти к выводу о том, что зарубежными и отечественными учеными внесен значительный вклад в исследование проблем государственного регулирования процесса технологического развития национального хозяйства и его взаимосвязи с обеспечением конкурентоспособности национальной экономики. Да, проблемам развития экономики, ориентированной на знания, в частности как нематериального актива и новые технологии, активизацию инновационных процессов и инновационной политики значительную внимание уделено в работах Т. Васильцива, Р. Лупака, М. Куницкой-Иляш, заложивших в основу экономического развития технологические инновации и активизацию инновационного предпринимательства [1, с. 8–15]; Л. Фроловой, К. Жадько, А. Иляш и др., которые определяли роль субъектов предпринимательства в обеспечении процесса экономического роста [2, с. 1–11]; Н. Гавловской, А. Ильяшенко, А. Коноплиной и др., которые доказывали, что только меньшая часть экономического роста обусловлена увеличением капитала, а другая — результат технического прогресса [3, с. 1053–1061]. Исследование взаимодействия институциональных факторов и научно-технологического прогресса и их влияния на обеспечение экономического роста приведены в трудах А. Гудзоватой [4, с. 29–34], В. Зайченко [5, с. 5–11], П. Куцика, А. Процикевича [6, с. 5–12], Т. Штец [7, с. 91–95] и другие. В то же время, главным препятствием восстановления инновационной активности и реализации потенциала технологического развития экономического комплекса Республики Молдова есть отсутствие системного подхода, в основе которого должно быть комплексное сочетание институциональных факторов, одновременно формирующих четкое и прозрачное нормативно правовое поле. Целью статьи является обоснование теоретико-методологических принципов и разработка практических рекомендаций по внедрению институционально-инновационных факторов технологического развития в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной информатизации. Тенденциями настоящего являются процессы экономической глобализации, информатизации и увеличения объемов и доли в структуре ВВП экономически развитых государств результатов интеллектуальной творческой, научной и инновационной деятельности. Возрастающая роль технологического развития обусловлена влиянием на инновационность и качество общественного продукта, структуру национальной экономики, эффективность функционирования региональных и местных экономических систем и субъектов ведения хозяйства, их производственный, интеллектуально-кадровый, организационно-управленческий, научно-технологический и финансово-экономический потенциал. Следует заметить, что активизация и внедрение результатов интеллектуально-инновационной деятельности в реальном секторе экономики положительно сказывается на усилении конкурентоспособности национальной экономики. Впрочем, при недостаточно сформированной и дееспособной институциональной среде усугубляются предпосылки для реализации рисков экономического развития. Особенно угрожающими для восстановления интеллектуально-инновационного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики есть «отток мозгов», «патентная миграция», финансирование квазиинновационной деятельности, развитие «офшорного» аутсорсинга в сфере ИТ и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), тенизация экономических отношений в сфере инноваций и их финансирования, развитие экологоопасных технологий тому подобное. Это обуславливает необходимость внедрения и усиление действий призванных институциональных факторов, с одной стороны, усилить положительное влияние результатов инновационной деятельности на укрепление конкурентоспособности национальной экономики, а с другой — преодолеть или минимизировать экстерналии инновационной деятельности. В то же время реализация интеллектуально-инновационной модели экономического развития государства обуславливает необходимость формирования соответствующего институционной среды, задействование эффективных институционных факторов воспроизводства, развития и использования научно-технологического и инновационного потенциала, обеспечение активного внедрения современных технологий в производственной деятельности, производстве и реализации новых видов конкурентоспособных товаров (работ, услуг), а также технологических решений. Трансформация экономической системы на основах инновационно-технологического развития требует активизации действий государства в сфере управления инновационной деятельностью, усовершенствования институциональных факторов технологического развития как основы конкурентоспособности национальной экономики, в частности институционально-правовых (совершенствование нормативно-правового поля инновационной деятельности); институционально-экономических (формирование системы стимулов и предпосылок для активизации инновационной деятельности); институционально-организационных (выстраивание дееспособной системы управления инновационным развитием) [9, с. 71–77; 10, с. 84–89]. В Молдове, несмотря на совокупность системных проблем и деструктивное влияние гибридной агрессии, сохраняется значительный потенциал научно-технологического и инновационного развития, реализация которого способна ускорить структурно-технологическую модернизацию национальной экономики и повысить международную конкурентоспособность страны.
Современное состояние развития отечественной научно-технологической сферы характеризуется системной деформированностью, которая заключается в том, что темпы ее развития, структура, уровень использования научных и технологических результатов не отвечают потребностям становление интеллектуально ориентированной экономики. Эффективное развитие научно-технологической сферы препятствует ряд недостатков организационно-правового и финансового характера: — критически низкие объемы выполнения научных и научно-технических работ, слабая практическая пригодность их результатов; — низкий уровень и нерациональное распределение затрат на выполнение научных и научно-технических работ, отсутствие их надлежащей бюджетной поддержки; — ухудшение интеллектуально-кадрового обеспечения инновационной деятельности; -недостаточный уровень использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Несмотря на безальтернативность перехода экономики страны на интеллектуально-инновационную модель развития, государственная инновационная политика характеризуется рядом недостатков организационного, финансового, институционального и рыночного характера. Более того, фрагментарность государственной инновационной политики, несогласованность инструментов поддержки инновационной деятельности предприятий, постоянное ограниченное финансирование не формирует предпосылок для создания технологических конкурентных преимуществ национальной экономики. Несмотря на значительное количество принятых нормативно правовых актов, призванных обеспечить развитие научно-технологической и инновационной сферы, существующий нормативно-правовой базис и не способствовал весомым структурным сдвигам в сфере технологического развития, поскольку путем внесения изменений и приостановление действующих норм законов утрачено стимулирующие факторы развития науки, особенно в части реализации прикладных разработок, их внедрение и создание рынка интеллектуальной собственности, развитие инновационной инфраструктуры. Национальные органы государственного управления декларируют привлекательные для инновационно активных предприятий бизнеса, при этом законодательно не обеспечивают действенные механизмы льготного налогообложения или бюджетного финансирование научно-технологической и инновационной деятельности. Остается несформированным нормативно-правовое поле для развития венчурных институтов финансирования, которые в большинстве развитых стран мира считаются одним из самых эффективных инструментов привлечение инвестиций в инновационную сферу. Несмотря на признание активизации технологического развития одним из приоритетов социально-экономического развития Молдовы, остаются так и не определенными стратегические цели и задачи интеллектуально-инновационного развития, не введены долгосрочное и среднесрочное прогнозирование и планирование развития инновационной деятельности на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях. По мере развития научно-технического прогресса утратили свое значение утвержденные Парламентом приоритетные направления развития науки и техники и инновационной деятельности в Молдове. При этом, формулирование стратегических ориентиров и целевых показателей развития инновационной деятельности осуществлено на основе интуитивных представлений и предположений без прогнозно-аналитических исследований, что приводит к невозможности выработки эффективных действий органов государственной власти по реализации инновационной политики. Таким образом, отсутствие стратегирования не позволяет выделить и реализовать задачи прохождения последовательных этапов инновационного развития (формирование инновационной инфраструктуры; развитие инновационного предпринимательства; системная инновационная активность; инновационное развитие стратегических комплексов, например АПК), что препятствует использованию инновационного фактора в качестве приближения социально-экономического развития стран ЕС. Кроме того, существующая система органов государственного регулирование характеризуется сложностью организационной структуры управления процессом технологического развития национальной экономики, которая содержит значительное количество конкурирующих институтов между собой в условиях ограниченных ресурсов и дублируют организационные функции Как следствие, ни одна из этих структур эффективно не функционирует и не отвечает за инновационную политику как единственный представитель правительства. Более того, вертикаль системы государственного управление развитием национальной инновационной сферы не выстроено на региональном и местном уровнях. Таким образом, несогласованность действий органов власти приводит к невозможности выработки и реализации сбалансированной инновационной политики, что препятствует комплексности и едино направленной инновационной политики и, соответственно, ее сфокусированности на стратегически важных отраслях в контексте евроинтеграции, использование преимуществ и инновационной специализации в регионах государства, укрепление их конкурентоспособности и углубление трансграничного сотрудничества. Венчурные фонды практически не вкладывают средства в высокотехнологичные отрасли, преимущественно реализуют среднерисковые и краткосрочные инновационные проекты (сферы компьютерной техники и финансовых услуг).
ВЫВОДЫ На современном постиндустриальном и информационном этапе развития экономических отношений значительно обостряется конкуренция за ограниченные ресурсы и рынки сбыта товаров (работ, услуг), а традиционные факторы производства — капитал и труд — играют все меньшую роль в формировании конкурентоспособности национальных экономик, все больше уступая формированию и эффективному использованию интеллектуального и высокотехнологичного потенциала. На основе анализа теорий институционализма идентифицировано дуальное влияние активизации инновационной деятельности, которая, с одной стороны, служит условием и фактором укрепления конкурентоспособности национальной экономики, но, с другой, — при несформированной институциональной среде — приводит к распространению таких более сложных и системных угроз, как «отток мозгов», «патентная миграция», финансирование квазиинновационной деятельности, развитие «офшорного» аутсорсинга в сфере ИТ и НИОКР и т. д. Для противодействия им нужно сформировать среду комплексного деяния институциональных факторов конкуренции, государственного заказа и государственно-частного партнерства, защиты прав интеллектуальной принадлежности и становления рынка результатов инновационной деятельности, мобильности рынка труда и т. д. Доказан критически низкий уровень инновационной компоненты конкурентоспособности национальной экономики Молдовы и наличие тенденций его дальнейшего снижения, что подтверждается действием макроэкономических предпосылок и факторов, препятствующих эффективному использованию отечественного научно-технологического и инновационного потенциала. В частности, недостаточны объемы выполнения научно-технических работ, слабая — практическая пригодность, их результатов, ограниченны — объемы финансирования научно-технической и инновационной деятельности; ухудшается интеллектуально-кадровое обеспечение инновационной деятельности; низкими являются уровень инновационной активности промышленных предприятий, объемы и эффективность реализации инновационной продукции в производственном секторе экономики; усиливается межрегиональная и межотраслевая асимметрия инновационного развития. Ситуация особенно критична для сферы патентование и внедрение научных разработок в национальной экономике. Системными препятствиями для технологического развития национальной экономики Молдовы можно считать следующие: -бессистемность и невыполнение отдельных нормативно-правовых актов регулирования технологического развития; — неэффективность государственного стратегического планирование развития национальной экономики на инновационных началах; — постоянные структурные реорганизации государственного органа по развитию инновационной деятельности и изменения его ведомственной подчиненности; — хроническое недофинансирование научно-технологической и инновационной деятельности из государственному бюджета; — нерациональное распределение затрат на выполнение научных работ; — несоответствие структуры инвестирования приоритетам инновационного развития экономики; — углубление разрыва между инновационной сферой и финансово-инвестиционными институтами; — неэффективность государственного регулирования защиты прав интеллектуальной собственности; — несформированность внутреннего рынка инновационной продукции; — низкий уровень конкуренции на внутреннем рынке. Применение системно-структурного анализа позволило обосновать стратегические приоритеты технологического развития как основы конкурентоспособности национальной экономики Молдовы по базовым направлениям государственной политики в этой сфере. По институционально-правовому направлению — это полноценное стратегическое планирование технологического развития, формирование системы публичного управления процессом технологического развития, эффективная патентно-лицензионная политика; по институционально-экономическому — достаточное бюджетно-налоговое стимулирование инновационной деятельности, венчурное финансово инвестиционное обеспечение, банковское кредитование инновационной деятельности, стимулирующая амортизационная политика; по институционально-организационному — становление системы информационно-аналитического обеспечения технологического развития, контроля и оценки инновационной деятельности, развитие полноценной и дееспособной инновационной инфраструктуры, улучшение интеллектуально-кадрового обеспечения, использование преимуществ международного научно-технологического сотрудничества.
Литература:
- Asheim B. T., Isaksen A. Location agglomeration and innovation: Towards regional innovation systems in Norway? STEP GROUP, Report 13–96, Oslo, 2001. — 64p.
- Codul cu privire la inovare al Republicii Moldova nr. 259-XV din 15.07.2004. Monitorul Oficial al R.Moldova nr.125–129/663 din 30.07.2004
- Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. London, Printer Publishers, 1987.
- Ganea, V., Iliadi, G. Finanțarea alternativă a activității inovaționale. Chișinău: IEFS, 2011. 144 p
- Hotarirea Guvernului nr. 952 din 27.11.2013Lundvall B.-A. (ed). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. — L.: Pinter Publishers, 1992
- Interstate target program of innovation cooperation of CIS member states for the period until 2020. URL: http://rs.gov.ru/taxonomy/term/185
- INSEAD Business School, World Economic Forum URL: http://www.insead.edu
- Lege Nr. 138 din 21.07.2007. Cu privire la parcurile ştiinţifico-tehnologice şi incubatoarele de inovare.
- National Development Strategy «Moldova 2020" URL: www.particip.gov.md
- North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. M.: Economic Foundation book «Elements», 1997.