Модель интеллектуального пункта пропуска таможенных органов в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 23.04.2022

Статья просмотрена: 3563 раза

Библиографическое описание:

Степаненко, М. В. Модель интеллектуального пункта пропуска таможенных органов в современных условиях / М. В. Степаненко, А. В. Куприна. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90656/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы представляют подход к реализации модели интеллектуального пункта пропуска, основанной на создании единой цифровой платформы, объединяющей информационные базы различных контролирующих органов в пункте пропуска.

Ключевые слова: модель интеллектуального пункта пропуска, цифровизация таможенного дела, формирование системы ИПП.

Новой вехой в цифровом развитии ФТС России станет Распоряжение Правительства от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (далее Стратегия-2030), благодаря которой таможни станут е просто электронными, но и «интеллектуальными». Для этого планируется использовать возможности искусственного интеллекта.

По мнению автора Афонина П. Н. интеллектуальный пункт пропуска представляет собой цифровую платформу, которая связывает всех участников ВЭД: таможенную администрацию, таможенных представителей, предпринимателей, поставщиков и так далее. Создание технологической инфраструктуры позволит организовать безостановочное движение товаров в пунктах пропусках [4].

Искусственный интеллект — это способность цифрового компьютера или управляемого компьютера робота выполнять задачи, обычно связанные с людьми.

Искусственный интеллект — перспективное направление. С каждым годом оно ухватывает все больше областей, оптимизируя производственные процессы и повышая их эффективность. Данное направлении затрагивает и сферу таможенного дела.

В сборнике по цифровизации таможенного дела Башлы П. Н. отмечается, что указанная выше необходимость создания единой цифровой платформы, объединяющей базы данных всех контролирующих органов, а также соответствующий набор технических средств контроля в интеллектуальном пункте пропуска могут быть реализованы на принципах построения отраслевой цифровой платформы, являющейся частным случаем прикладной цифровой платформы, созданной, как правило, регулятором отрасли экономики (вида деятельности) с целью упорядочивания взаимодействия между участниками рынка и органами, осуществляющими надзорную деятельность, в том числе для снижения издержек бизнеса при таком взаимодействии [5].

Сфера таможенного дела способна перестроиться по техническому и технологическому оснащению соответствовать уровню развития научно-технического прогресса.

В современном мире стремление увеличения объемов внешней торговли для каждой страны требует внедрение инновационных технологий инфраструктуры, одним из ключевых элементов которой являются пункты пропуска, играющие не последнюю роль в обеспечении безопасности ввозимых товаров, уплаты пошлин, а также скорости осуществления таможенных операций.

Исходя из этого, решение о модернизации существующих пунктов пропуска неоднократно обсуждались ФТС России. Вследствие чего было предложено создать совершенно новый пункт пропуска с большей пропускной способностью и с лучшей технической оснащенностью. Этот подход уже заложен в основу Стратегии-2030.

Таким образом, одним из основных проектов данной Стратегии является реализация модели, так называемого, «интеллектуального» пункта пропуска.

ИПП по своему функционалу имеют функции отличные от ЦЭД, ИПП будут представлять собой единую информационную систему, куда будут поступать данные с инспекционно-досмотровых платформ и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля и других средств таможенного контроля.

Ключевым элементом формирования системы ИПП является формирование к августу 2022 года перспективной концепции внедрения современных информационных технологий в ПП в целях обеспечения ускорения прохождения ПП и прослеживаемости дальнейшего движения товаров. Данная концепция должна учитывать особенности товаро-потоков, структуру рисков нарушения таможенного законодательства, ресурсов обеспечение, пространственное расположение ПП, а также требования к компетентному потенциалу должностных лиц таможенных органов, эксплуатирующих соответствующие информационно-технические средства.

Стратегию-2030 решено реализовывать в два этапа: первый — с 2021 по 2024 годы, второй — с 2025 по 2030 годы. На первом этапе будет разработана модель «интеллектуального» пункта пропуска по видам транспорта и созданы условия для формирования единой системы транзита товаров.

Принцип функционирования данной модели состоит в проектирование единой цифровой платформы, которая будет интегрирована как с базами данных других контролирующих органов, так и программным обеспечением технических средств контроля, комплексов безостановочного сканирования и весогабаритных измерений, систем радиационного контроля, идентификация номеров транспортных средств.

Автор научной статьи Алексеев П. В. пишет, что модель ИПП, как ПП, соответствующего всем трендам современности, должна включать в себя технологии, обеспечивающие реализацию таможенного контроля в рамках системы прослеживаемости товаров [3].

Электронная система ИПП должна иметь возможность осуществлять прием информации с бортового электронного носителя о количественных характеристиках перемещаемых товаров, в отношении которых действует.

При этом информационно-техническое обеспечение применения мер по минимизации рисков при реализации модели интеллектуального пункта пропуска должно быть десубъективизировано, т. е. максимально исключать так называемый̆ «человеческий фактор» при выборе объекта таможенного контроля, обладать максимально возможной̆ защищенностью с позиций информационной безопасности, а реализующие его ТСТК в максимальной степени должны быть роботизированы.

В идеальном варианте в интеллектуальном пункте пропуска должны осуществляться в автоматическом режиме все контрольные процедуры, благодаря чему будет достигнуто безостановочное перемещение безрисковых товаров через границу.

В ходе реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года весь процесс таможенного контроля на границе будет происходить так: на единую информационную платформу будут поступать данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, и других средств таможенного контроля.

Далее эта информация будет автоматически анализироваться. На основе анализа будет приниматься решение о досмотре груза. Параллельно в работу будут включаться системы электронной очереди и диспетчеризация. Слаженная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение как по зеленому, так и по красному коридору.

В итоге водитель будет покидать интеллектуальный пункт пропуска за пять-семь минут и при этом не иметь контакта с сотрудниками контрольных органов. Для осуществления данного проекта потребуется модернизация физической и цифровой инфраструктуры пунктов пропуска.

Нагрузка, которая с течением времени только возрастает, компенсирует создание Главного центра обработки данных ФТС России. Именно благодаря ему будет возможна обработка огромного количества информации при поддержке высокой скорости обработки.

Проанализировав ряд превосходств ИПП над обычным ПП, то можно утверждать, что ИПП позволит оценивать уровень риска каждой товарной партии в режиме реального времени, так же будет налажено межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС, из этого следует развитие, что платежные решения будут так же исполняться своевременно. Благодаря ИПП должна будет наладится семантическая сверка электронных разрешительных документов.

Данная Стратегия — 2030 будет содействовать развитию международной торговли, росту товарооборота и нестроевого экспорта, обеспечению национальной безопасно Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижению высокого качества таможенного администрирования, созданию конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД.

Однако внедрение искусственного интеллекта в систему ФТС России повлечет за собой такие проломы как, снижение рабочих мест, в то же время верно и то, что революция ИИ создаст много новых рабочих мест в исследовательской сфере, в сфере информационных технологий, которым потребуются человеческие ресурсы для разработки и поддержки систем программного обеспечения.

Так же необходимо внести ряд существенных изменений в работу ИИ, для предостережения по предотвращению вмешательства на искажение результатов работы ИИ в свою пользу путем манипулирования данными.

Подводя итог данной статьи, можно сказать, что интеллектуальный пункт пропуска через Государственную границу облегчить работу таможенных органов.

Интеллектуальные пункты пропуска помогут решить такие важные проблемы, как задержка при проверке грузов в пункте пропуска, что значительно увеличит работоспособность пунктов пропуска.

Губин А. В. в своих научных статьях указывает, что интеллектуальный пункт пропуска непосредственно повлияет также и на экономку хозяйственной деятельности, и в конечном итоге — на конкурентоспособность предприятий на внешних рынках, что вызовет необходимость правильного применения норм таможенного законодательства Евразийского экономического союза как действия участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами, а значит и их правильного взаимодействия.

Таким образом, можно сказать, что глобальный обзор по содействию цифровой трансформации создаст условия для эффективного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, обеспечить минимизацию издержек для участников внешнеэкономической деятельности, которые связаны с совершением таможенных операция в интеллектуальных пунктах пропуска.

Литература:

  1. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, распоряжение от 23 мая 2020 года N 1388-р Москва.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 1388-р.
  3. Алексеев П. В. «О направлениях развития Российской таможенной службы» // Молодой ученый. 2020. № 2. С.29–34.
  4. Афонина П. Н. Искусственный интеллект и принятие решений в таможенном деле // В книге: Развитие таможенных институтов в целях защиты национальных интересов России.
  5. Башлы П. Н. «О реализации модели интеллектуального пункта пропуска» // В сборнике: Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальный пункт пропуска, таможенный контроль, искусственный интеллект, пункт пропуска, Россия, единая цифровая платформа, орган, радиационный контроль, реализация модели, Российская Федерация.


Ключевые слова

модель интеллектуального пункта пропуска, цифровизация таможенного дела, формирование системы ИПП

Похожие статьи

Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России

В статье проанализирован логистический подход к синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта. Сделан вывод о необходимости создания национальной си-стемы логистических центров как основы повышения эффективности взаимодействия смежных видов т...

Перспективы создания единой цифровой платформы общественного контроля: нормативно-правовой аспект

В статье проанализирована нормативная правовая основа организации и осуществления общественного контроля в условиях цифровизации и предложена система и содержание нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование единой цифрово...

Организационно-правовые проблемы использования системы электронного документооборота в системе МВД

В настоящее время переход на электронный документооборот является одним из важнейших направлений правовой политики. Внедрение электронного делопроизводства в системе правоохранительных органов обусловлено различными видами вопросов. В статье рассматр...

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах

В данной статье была изучена современная система профессионального развития персонала таможенных органов. Определены ключевые механизмы управления развитием профессионального персонала, как реализация современного подхода.

Принципы разработки функциональной модели образовательного портала вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Системный подход к выбору модели управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли

В статье рассматривается системный подход к поиску моделей управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли. Предложены варианты сохранения устойчивости работы предприятий в условиях постоянно меняющейся экономической среды.

Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании туристической деятельности

В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических усл...

Система электронной подписи в современном документообороте

Научная статья посвящена анализу порядка, проблем, а также перспективе развития механизма использования цифровой подписи в Российской Федерации на современном этапе. В центре внимания автора — рассмотрение алгоритма функционирования, получения и исп...

Внедрение кадрового электронного документооборота и проблемы на пути реализации

В статье рассмотрены положительные стороны внедрения электронного кадрового документооборота в организации в современных условиях, а также проблемы, с которыми сталкиваются компании на пути введения кадрового делопроизводства в электронном виде, с це...

Похожие статьи

Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России

В статье проанализирован логистический подход к синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта. Сделан вывод о необходимости создания национальной си-стемы логистических центров как основы повышения эффективности взаимодействия смежных видов т...

Перспективы создания единой цифровой платформы общественного контроля: нормативно-правовой аспект

В статье проанализирована нормативная правовая основа организации и осуществления общественного контроля в условиях цифровизации и предложена система и содержание нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование единой цифрово...

Организационно-правовые проблемы использования системы электронного документооборота в системе МВД

В настоящее время переход на электронный документооборот является одним из важнейших направлений правовой политики. Внедрение электронного делопроизводства в системе правоохранительных органов обусловлено различными видами вопросов. В статье рассматр...

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах

В данной статье была изучена современная система профессионального развития персонала таможенных органов. Определены ключевые механизмы управления развитием профессионального персонала, как реализация современного подхода.

Принципы разработки функциональной модели образовательного портала вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Системный подход к выбору модели управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли

В статье рассматривается системный подход к поиску моделей управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли. Предложены варианты сохранения устойчивости работы предприятий в условиях постоянно меняющейся экономической среды.

Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании туристической деятельности

В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических усл...

Система электронной подписи в современном документообороте

Научная статья посвящена анализу порядка, проблем, а также перспективе развития механизма использования цифровой подписи в Российской Федерации на современном этапе. В центре внимания автора — рассмотрение алгоритма функционирования, получения и исп...

Внедрение кадрового электронного документооборота и проблемы на пути реализации

В статье рассмотрены положительные стороны внедрения электронного кадрового документооборота в организации в современных условиях, а также проблемы, с которыми сталкиваются компании на пути введения кадрового делопроизводства в электронном виде, с це...

Задать вопрос