Актуальность данной статьи заключается во влиянии соглашения о взаимном признании уполномоченных экономических операторов между странами на торгово-экономические отношения.
Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, соглашение о взаимном признании.
С каждым годом объём мировой торговли увеличивается и пристально контролировать каждую поставку становится очень длительным процессом. В связи с этим, чтобы облегчить работу таможенных органов, со стороны государства был разработан реестр уполномоченных экономических операторов (далее — УЭО). УЭО — юридическое лицо, которое входит в реестр в уполномоченных экономических операторов и пользуется специальными упрощениями во время ввоза или вывоза товаров. Другими словами — это участники внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД), которые обладают финансовой стабильностью, надёжностью обеспечивают безопасность цепи поставок. Взамен на это они пользуются особым доверием со стороны таможенных органов, имеют статус участника ВЭД с низким уровнем риска и соответствующие упрощения таможенных процедур, а таможенные органы — возможность исключить таких участников внешнеэкономической деятельности из сферы пристального внимания, сосредоточив имеющиеся ресурсы на деятельности лиц, чья деятельность представляет действительно высокий риск несоблюдения таможенного законодательства.
На сегодняшний день, деятельность УЭО регулируется на трех уровнях деятельность уполномоченных экономических операторов регулируется на трёх уровнях: национальном, наднациональном и международном. К первому уровню можно отнести Федеральный закон № 289 [2]. Где главой 66 данного закона («Уполномоченный экономический оператор») регулируется деятельность УЭО. В нее включены 8 статей, регулирующие порядок включение и исключения из реестра УЭО, а также взаимодействие УЭО и таможенных органов. Однако, в законе не приводится определение «уполномоченный экономический оператор».
Необходимое понятие указывается в Таможенном кодексе ЕАЭС, который как раз регулирует деятельность УЭО на наднациональном уровне, т. е. является вторым уровнем. Рассматривая 61 главу «Уполномоченный экономический оператор», в 430 статье предлагается следующее определение: «Уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении условий, которые установлены настоящей главой» [1].
К документам, регулирующим деятельность уполномоченного экономического оператора на международном уровне, можно отнести Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли. Этот документ является не официальным, но рекомендованным. В этом документе рассказывается, какие льготы получают УЭО, какие права они должны иметь.
Для того, чтобы результаты проверки и разрешения УЭО одной таможенной службы были признаны другой таможенной службой, Всемирной таможенной организацией (далее — ВТамО[1]) было разработано Руководство по соглашениям о взаимном признании. Соглашение о взаимном признании — это официальный документ, подписанный между двумя или несколькими Таможенными службами, в котором изложены обстоятельства и условия признания и принятия программ УЭО между сторонами, подписавшими данный документ.
Взаимное признание программ УЭО в конечном итоге может привести к глобализации безопасности цепочки поставок и стандартов соблюдения требований, поэтому имеет большое значение для тех компаний, которые стремятся на деле обеспечить безопасность.
В Таможенном кодексе ЕАЭС [2]заложены различные механизмы взаимного признания УЭО:
– Уполномоченный экономический оператор вправе пользоваться специальными упрощениями на таможенной территории Союза.
– В соответствии с международными договорами Союза с третьей стороной отдельные специальные упрощения могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам государств, не являющихся членами Союза.
– В соответствии с международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной отдельные специальные упрощения могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам государств, не являющихся членами Союза.
Буквально недавно, 4 февраля 2022 года, Россия подписала соглашение о взаимном признании с главным торговым партнёром — Китаем. В течение двенадцати лет Китай является нашим главным партнёром во внешнеэкономической деятельности. Данное соглашение даст возможность ещё больше укрепить и сделать безопаснее цепочки поставок между нашими странами. Так как Россия является важным членом Евразийского экономического союза, соглашение о взаимном признании между Россией и Китаем поможет также повысить уровень экономического сотрудничества между Китаем и остальными странами союза. Также, Россия делает шаги к заключению данного договора между ещё двумя государствами — Южной Кореей и Турцией, так как у нас высокий товарооборот между этими странами (см. рис. 1).
В 2021 году товарооборот России с Китаем составил 140 704 469 092 долл. США, увеличившись на 35,33 % (36 735 288 139 долл. США) по сравнению с 2020 годом.
За 2021 года товарооборот России с Республикой Корея (Южной Кореей) составил 21 926 989 915 долл. США, увеличившись на 60,17 % (8 237 177 354 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
В 2021 году товарооборот России с Турцией составил 33 024 776 900 долл. США, увеличившись на 58,46 % (12 183 509 450 долл. США) по сравнению с 2020 годом.
Рис. 1
Обращаясь к мировому опыту, известно, что соглашение о взаимном признании активно завивается со стороны ЕС. ЕС подписал СВП с такими странами, как: Норвегия, Швейцария, Япония, Андорра, США и Китай. Южная Корея также не отстаёт и подписала это соглашение с такими странами, как: Доминиканская Республика, Израиль, Мексика, Турция, Гонконг, Китай, Новая Зеландия, Япония, Сингапур, Канада, США.
Таким образом, мы видим, что в мире, где торгово-экономические отношения стремительно развиваются с каждым днём, а соблюдение безопасности цепочек поставок надёжно со стороны участников ВЭД, которые пользуются статусом УЭО, является необходимым подписание соглашения о взаимном признании. Это приведёт к ускорению выпуска товара, повышению эффективности работы таможенных органов, процесса форм контроля, а также увеличится товарооборот между странами, что приведёт не только к пополнению государственного бюджета за счёт таможенных пошлин и платежей, но и развитию бизнеса и доверия между таможенными органами и участниками ВЭД.
Литература:
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
- Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Дискуссионные аспекты поправок в Налоговый кодекс. Актуальные таможенные вопросы Дмитрий Майоров, старший менеджер EY Вера Мартынова, старший специалист EY
- Мнение эксперта. Взаимное признание УЭО: мировой опыт и перспективы в России. Александр Александрович Ступников, начальник отдела завершающих таможенных режимов и переработки ФТС России
[1] Всемирная таможенная организация является межправительственной международной организацией со штаб-квартирой в Брюсселе, Бельгия. Членами ВТО/СТС являются таможенные службы практически всех стран мира.
[2] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза — кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.