В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.
Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное образование, интеграция речевой и музыкальной деятельности.
В России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 1807 году — образовательное учреждение для слепых детей. Однако только в 1990-х годах стали появляться экспериментальные программы по интеграции детей с ограниченными возможностями в учебный процесс обычных школ.
Инклюзивное образование — это перспективный способ обучения, который предполагает пересмотр системы образования в сторону комфортной обучающей среды для всех, кто оказался исключен для общественной жизни, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оно предполагает, что каждый такой ребенок сможет получить качественное образование, адаптированного к его возможностям и потребностям, а также поможет найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал. В России практика инклюзивного образования внедряется повсеместно. К одним из ее направлений относится обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в среде нормативно развивающихся ровесников.
Музыкальная деятельность занимает особое место в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, можно сказать, что ей принадлежит отдельная роль, ведь музыка является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Музыкальный вид деятельности синтетичен, он включает в себя восприятие музыки, пение, ритмику, танец, музицирование, музыкальные игры.
Музыка играет огромную роль в образовательном процессе. Именно она может объединить разных людей со своими интересами, обладающих своим уровнем развития речи, в единый коллектив, она в состоянии сплотить этот коллектив и построить эффективное взаимодействие. Если ребенок замкнут, застенчив, с трудом общается с другими детьми, музыка способна помочь преодолеть все эти проблемы, кроме того, музыка может не только сделать работу всего коллектива более плодотворной, но и просто поднять настроение. Особенности образовательных потребностей ребенка с нарушениями речи часто вызывают немало проблем психоэмоционального плана, а музыка положительно влияет на снижение зависимости ребенка от этих проблем, помогает развить творческий потенциал личности, раскрыться и раскрепоститься. Так же, как и на логопедических занятиях, на занятиях музыки дети расширяют свой словарный запас, развивают фонематический слух, отрабатывают грамматические темы, только на музыкальных занятиях комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений сопровождается ритмичными движениями или музыкально-двигательными упражнениями.
Музыкальная деятельность включает в себя различные элементы, являющиеся компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. Музыкальная деятельность в логопедических группах включает в себя работу, направленную на слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры), игра на детских музыкальных инструментах. Кроме того, упражнения на развитие дыхания являются обязательным компонентом занятий.
Такие сложные формы речевых расстройств как логоневроз, заикание, дизартрия, могут эффективно корректироваться при помощи интеграции музыкальной и речевой деятельности, которая помогает становлению грамматической, лексической и фонетической речи в дошкольном возрасте. Инклюзивная вертикаль предполагает индивидуальный образовательный маршрут ребенка, обеспечивает ему постоянное комплексное психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего периода обучения и содействует его социализации.
Первый опыт речевого развития ребенок получает в семье, родители читают сказки, заучивают с ребенком потешки, несложные стихи, далее эта работа продолжается в детском саду. На занятиях музыкой она строится на основе высокохудожественного учебного материала и прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Во время бесед о музыке, заучивании текстов, на занятиях по музыкально-театральному творчеству происходит обогащение словарного запаса детей, формируется монологическая и диалогическая речь, развивается звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Развитие артикуляционного аппарата, дыхания, голоса, дикции, орфоэпии совершается в пении [2, с. 5–8]. Логоритмические упражнения оказывают непосредственно коррекционное воздействие на речь ребенка, они являются важнейшим методическим средством в работе с детьми с нарушениями речи, а в комплексе с игротерапией и психогимнастикой позволяют решать целый ряд коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Пальчиковые игры и игра на музыкальных инструментах не только приобщают детей к совместному музицированию, но и способствуют развитию мелкой моторики и слухового восприятия — важных факторов формирования активной речи.
С переходом из детского сада в школу работа по развитию и коррекции речи детей с ТНР на музыкальных занятиях продолжается. Все навыки, что получили дети в детском саду, продолжают развиваться и в школе. Дети становятся старше и более развиты физически, к этому времени их объем легких увеличивается, голосовые связки становятся крепче, укрепляется фонетическая сторона речи. Ученики учатся управлять своим голосом, получают знания о принципе работы голосового аппарата, учатся правильно обращаться с органами, принимающими участие в образовании голоса. Школьники учатся решать проблемы, связанные с нечеткостью проговаривания слов, слишком медленной или слишком торопливой речи, а также «проглатыванием» окончаний или частей слова. На уроках музыки в школе продолжается развитие лексической, грамматической, фонетической речи, используется множество упражнений на развитие дикции и артикуляции. Активное развитие речи происходит благодаря используемым на занятиях ребусам, загадкам, музыкально-двигательным упражнениям.
Заканчивая школу, ребенок уже имеет определенный багаж знаний по работе своего речевого аппарата, а также имеет определенный словарный запас, поэтому в профессиональном обучении на первое место выходит формирование речевой культуры. Так как для представителей многих профессий основное требование — это хорошее знание языка и умение пользоваться его богатством, на данном этапе инклюзивного обучения большое внимание уделяется техники речи и развитию выразительного произношения [3, с. 3]. Наиболее действенными в работе с учащимися считаются ритмические музыкальные, двигательные задания и логоритмические упражнения [1, с. 71].
Таким образом, регулярное использование средств музыкального воспитания в работе с детьми с ТНР на всех этапах вертикали инклюзивного образования помогает удачной коррекционной работе, благоприятно отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Преемственность в целях, задачах, содержании педагогической работы между детским садом, школой и профессиональным учреждением помогает показать высокие результаты коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, через музыкальную деятельность. Результаты окажутся выше, если дети, попавшие в интегративную среду в раннем возрасте, ни на каком этапе своего развития не будут лишены общества нормативно развивающихся сверстников.
Литература:
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений —- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. — СПб: Музыкальная палитра, 2005.
- Ром Н. Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения /Н. Ром — «АРДИС», — (Сеансы психотренинга).