Интегрирование интерактивных упражнений направлено на качественное усвоение детей программного материала путём закрепления его с помощью нетрадиционных методов, в частности ИКТ — технологий, компьютерных упражнений, разработанных для индивидуальной и подгрупповой работы по закреплению тем модулей и технологических карт образовательной программы. В частности, речь пойдёт о внедрение инноваций в примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Предложенные интерактивные задания способствуют решению проблемы повышения качества преподаваемого материала, и закрепление интереса детей к обучению и самостоятельной деятельности при получении знаний из внешних мультимедийных источников, расширение практического опыта работы c компьютером. В сегодняшний век модернизации применение информационно‐коммуникационных технологий в дошкольной организации — актуальная проблема современного дошкольного образования. В последнее время информационно-коммуникационные технологии являются незаменимым помощником воспитателям в организации образовательного процесса. А умение педагогов использовать информационные технологии в дошкольном образовании дает возможность значимо обогатить качество образования. Нам становится ясно, что интерактивные методы обучения в современных условиях методологии и педагогики, необходимо внедрять в образовательный процесс и использовать как учебный материал.
Разработанные нами интерактивные упражнения направлены в первую очередь на решение данной проблемы.
Каждый модуль и технологическая карта примерной общеобразовательной программы подготовительной группы имеет свою тематику. Компьютерные мультимедийные упражнения разработаны согласно тематике модулей программы, с учётом возрастных особенностей воспитанников, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта и с учётом веяний и тенденций педагогических инноваций. Упражнения проекта разработаны на сайте LearningApps.org, который создан для поддержки обучения с помощью небольших общедоступных интерактивных упражнений. Данные упражнения создаются онлайн, и в дальнейшем используются согласно планированию календарно-тематического плана. При создании таких упражнений на сайте взяты за основу ряд шаблонов, задания на классификацию и другие модификации игр. Упражнения не являются законченными учебными единицами и интегрируются в образовательный процесс при реализации основной образовательной программы. Сущность инновационного значения нашей идеи заключается в том, чтобы использовать компьютерные технологии с целью повышения интеллектуального развития ребенка и его компьютерной грамотности.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Целью нашей деятельности в данном направлении является создание условий для глубокого и качественного усвоения программного материала воспитанниками подготовительной группы. Мы ставим задачинаучить детей самостоятельной продуктивной учебной деятельности в контексте компьютеризации процесса образования,развивать учебную мотивацию через использование интеллектуальных компьютерных интерактивных упражнений, воспитывать целевые ориентиры при работе с компьютером, направленные на здоровое отношение к ИКТ- деятельности.
Ожидаемые результаты
Мы считаем, что наши практические упражнения помогут повысить качество усвоения программного материала, помогут закрепить учебно-мотивационную сферу воспитанников через овладение практической компьютерной деятельностью, а также обеспечат необходимый уровень интеллектуального развития детей подготовительной группы.
В процессе реализации учебной деятельности воспитателями осуществляется систематичный контроль уровня развития усвоенных знаний детей, согласно реализации основной образовательной программы (беседы, викторины, игры-драматизации, проблемные ситуации и др.) Но данные виды работы не являются основополагающими направлениями мониторинга когнитивного уровня развития воспитанников.Непосредственный мониторинг усвоения образовательной программы и продуктов компьютерной деятельности, используется основной, разработанный для воспитанников подготовительной группы в соответствии с ФГОС. Нами лишь добавлены критерии оценки качества оперирования компьютерной деятельностью при выполнении упражнений.
По истечении реализации годового календарно-тематического плана, воспитатели анализируют полученные результаты мониторинга, готовят доклад о проделанной работе для родителей и разрабатывают методические рекомендации и практические советы по внедрению ИКТ технологий в образовательную деятельность в ДОУ. Дополнительными усилиями по внедрению интерактивных упражнений в образовательную программу ДОО, достигнуты положительные результаты, которые позволяют спрогнозировать дальнейшее развитие данной деятельности, оформление её в проектную деятельность, её модернизация, необходимость создания аналогов для использования в других возрастных группах воспитанников.
Мы предлагаем познакомиться с нашими интерактивными упражнениями, внедрёнными в первое полугодие календарно-тематического планирования подготовительной группы. Их можно найти на сайте LearningApps.org, или воспользоваться ссылками, которые приведены ниже.
- Сентябрь. Модуль № 1. Праздник знаний. Упражнение «Найди одинаковые картинки к празднику «День знаний». https://learningapps.org/watch?v=pxggp9qsa21
- Сентябрь. Модуль № 2. Праздник знаний. Упражнение «Школьные принадлежности». https://learningapps.org/watch?v=purwrh7uk21
- Сентябрь. Модуль № 3. Золотая осень. Упражнение «Каждому дереву свой лист». https://learningapps.org/view22535899
- Сентябрь. Модуль № 4. Золотая осень. Упражнение «Найди одинаковые осенние пейзажи». https://learningapps.org/watch?v=p4jprwfn521
- Октябрь. Модуль № 5. Дом, в котором я живу. Упражнение «Весёлые задачки для ребят». https://learningapps.org/watch?v=p4kmj5ta321
- Октябрь. Модуль № 6. Мой город. Упражнение «Наш город-Кемерово!».https://learningapps.org/watch?v=p6ft6goha21
- Октябрь. Модуль № 7. Земля — наш общий дом. Упражнение «Россия — наш общий дом!». https://learningapps.org/watch?v=ph5rfmt3j21
- Октябрь. Модуль № 8. Земля — наш общий дом. Упражнение «Земля — наш общий дом!».https://learningapps.org/watch?v=pnwk1x5e521
- Ноябрь. Модуль № 9. Моя Родина — Россия! Упражнение «Богатство России — животные Севера и Сибири»https://learningapps.org/watch?v=poxve5pxn21
- Ноябрь. Модуль № 10. Моя Родина — Россия! Гимн, флаг, герб России. Упражнение «Символы России» https://learningapps.org/watch?v=pxhronwa521
- Ноябрь. Модуль № 11. Москва — столица России! Упражнение «Москва — столица нашей Родины! https://learningapps.org/watch?v=p044ca4gt21
- Ноябрь. Модуль № 12. Герои России. Упражнение «Герои России» https://learningapps.org/watch?v=ppso8iven21
- Декабрь. Модуль № 1. Зимушка — зима. Упражнение «Зверята в лесной столовой». https://learningapps.org/view22374452
- Декабрь. Модуль № 2. Новый год спешит к нам гости! Упражнение «Найди пары одинаковых подарков» https://learningapps.org/watch?v=prtck0ddn21
- Декабрь. Модуль № 3. Ёлка — красавица! Детям очень нравится! Упражнение «Соотношение картинки и слова» https://learningapps.org/watch?v=psrn0dszc21
- Декабрь. Модуль № 4. Все встречают новый год! Дружно встанут в хоровод! Упражнение «Новогодний карнавал». https://learningapps.org/watch?v=p1rhbuw6t21
Надеемся, что наш материал и наработки интерактивных упражнений помогут многим педагогам — дошкольникам в организации педагогической деятельности и окажут практическую значимость в реализации инновационных методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста.
Литература:
- Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сентябрь-ноябрь/ (М.: Мозаика-Синтез, 2014).
- Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Декабрь-февраль-/ (М.: Мозаика-Синтез, 2014).
- Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми 6–7 лет(подготовительная группа) Авторы-составители: Парфенова Т.А, Ларина Е. В. http://mdou16.ucoz.com/Arhiv/2021–2022/2021_podgotov-programma.pdf
- Сайт для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее -- упражнений). LearningApps https://learningapps.org/about.php