В статье авторы рассматривают возможности геоинформационных технологий и эффективность от их применения в Узбекистане.
Ключевые слова: географическая информационная система (ГИС), дороги, автотранспорт.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) играют большую в мире. ИКТ обхватывают довольно большое количество всевозможных направлений и деятельно входят в нашу жизнь изменяя её. Одним из направлений ИКТ является развитие географических информационных систем (далее ГИС). ГИС-технологии нашли своё применение в различных сферах в строительстве, картографии, экологии, сейсмологии и многих других. Их изучают в университетах и научных институтах. Собственно, что же это ГИС-технологии?
ГИС — это географическая информационная система, которая позволяет картировать объекты окружающего мира, а затем анализировать и визуализировать их и на основе этих данных прогнозировать самые различные события и явления. Столь мощная технология позволяет решать при помощи ГИС огромное количество задач, как глобальных, так и частных. ГИС-технологии могут стоять на службе у всего человечества, предотвращая экологические катастрофы или помогая решать проблемы перенаселения отдельных регионов.
ГИС, используемые в логистике, относятся к специальному программному обеспечиванию для автоматизации планирования маршрутов доставки продуктов с использованием электронных (цифровых) масштабируемых карт. Для управления транспортировкой также применяются и интегрируемые с ГИС системы мониторинга транспортных средств и навигации. При помощи ГИС возможно выбирать удобные маршруты, рассчитывать время их прохождения, и определять транспортные издержки. При расчёте оптимальности как правило предусматривается время транспортировки, длина маршрута и транспортные затраты. Наибольшее распространение в практической логистике возымели ГИС для планирования маршрутов доставки пассажиров и продуктов автотранспортом.
Обработка данных, собираемых датчиками, камерами наблюдения, поступающих с мобильных устройств, возлагается на специальные модули ГИС. При строительстве новых дорог ГИС используется для управления всеми этапами цикла инфраструктуры, например для проектирования (выбора коридоров для строительства новых дорог), строительства (отображение состояния строительных работ и определения приоритетов), оценки текущего состояния дорог, эксплуатации (выбор оптимальных планов проведения ремонтных работ), сбора статистики по загруженности дорожной сети, анализа аварийности, анализа погодных условий на дорогах.
ГИС обеспечивают визуализацию местонахождения автотранспорта и персонала в любой момент времени и сообщают о возможных задержках доставки. Это даёт возможность работнику найти проблему, а ГИС предложит пути её устранения. В ряде случаев для решения проблемы может потребоваться перекраивание всего расписания, замены транспортного средства, отправки технической службы на место происшествия и иных действий.
ГИС выполняет интеграционную функцию, связывая системы управления проектами, CRM и финансово-учетные системы с местоположением объектов, что, собственно, помогает принимать решения с учетом финансовых и иных факторов.
Имеется и другая не менее значимая область использования ГИС в логистике и транспорте это выбор наилучшего месторасположения для размещения логистических активов (складов, распределительных центров, транспортных баз и пр.). При помощи ГИС анализируется улично-дорожная сеть, и все имеющиеся возможности по строительству или же аренде объектов, месторасположения основных клиентов-заказчиков и получателей грузов.
По имеющимся сведениям, экономический эффект от оптимизации уже образовавшейся распределительной сети как правило составляет 20–30 %, в то время как оптимизация отдельных маршрутов доставки дает 5–10 %.
В Узбекистане в последнее время всё больше и больше внимания уделяется развитию и применению ГИС-технологий. Например, в феврале текущего года в Ташкентском Государственном аграрном университете состоялась церемония открытия новой ГИС-лаборатории, которая оснащена самыми современными компьютерами, сервером, дата-центром, плоттером и GPS-оборудованием.
Год за годом количество населения и численность автотранспорта в республике непреклонно увеличивается. За последние 10 лет количество автомобилей лишь только в столице возросло в два раза с 250 тыс. до 510 тыс. В соответствии с этим развивается и транспортная инфраструктура. Возводятся новые дороги и мосты. Впрочем, на улицах транспортная нагрузка остается высочайшей, возникают проблемы в управлении транспортными потоками. Загруженность дорог увеличивается с каждым днём. В связи с этим, стало необходимым оптимизировать инфраструктуру транспортной системы в республике при помощи ГИС-технологий.
Было проведено комплексное исследование проблем на улицах городов Узбекистана. С использованием геоинформационной системы осуществлен анализ транспортных и пассажирских потоков.
Например, в настоящий только в самом Ташкенте около двухсот перекрестков имеют низкий уровень пропускной способности. По причине недостатка парковочных мест автомобилями загромождают первую полосу дороги и это значительно затрудняет движение. Также во многих местах отсутствуют знаки для водителей. Не достаточно удобств для перемещения пешеходов и велосипедистов.
На основе комплексного изучения был разработан предварительный проект генерального плана совершенствования дорожной инфраструктуры и транспортной системы городов Узбекистана.
Подсчеты показывают, что реализация проекта, по оптимизации движения только лишь на 24 крупных перекрестках, позволит снизить число остановок в среднем на 71 процент и время остановок на 48 процентов, при этом уменьшение заторов составит 64 процента, а расход топлива снизится– на 34 процента.
Всё это говорит о нам о том, что ГИС-технологии — это не просто компьютерная база данных. Это огромные возможности для анализа, планирования и регулярного обновления информации и это помогает ГИС-технологиям действительно эффективно решать многие задачи.
Литература:
- З.З Кодиров, А.А Пулатов. Роль внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни: -Молодой ученый, 2017 г.
- Самардак А. С. Геоинформационные системы: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005.
- Голенков В. В. Анализ геоинформационных данных. Компьютерный практикум: Голенкова В. В., Степанова М. Д., Гулякина Н. А., Самодумкин С. А., Крючков А. Н. — Минск, БГУИР, 2005 г.
- Геоинформатика. Под ред. В. С. Тикунова. — М.: Академия, 2005.
- Иконников В. Ф., Седун А. М., Токаревская Н. Г. Геоинформационные системы. — Мн.: БГЭУ