В статье проанализированы вопросы организации и произведено наблюдение за динамикой конкурентного статуса промышленной организации, направленный на формирование порядка контроля над корпоративными знаниями и их применение в процессах управления своей деятельностью интернет-технологий. Наиболее тщательное внимание уделено структуризации каждого этапа цикла управления промышленной организацией в масштабном бизнес-сообществе.
Ключевые слова : алгоритм, бизнес-процесс, знание, интеграция, конкурентный статус, этап.
В условиях глобализации мировой экономики, сопровождающейся возникновением на российском рынке дочерних фирм иностранных международных компаний и иностранных инвесторов, высоким уровнем рейдерства в промышленности и ужесточением запросов к прозрачности бизнеса, первостепенно должны решаться вопросы усиления конкурентоспособного статуса организации.
Рыночный потенциал внешней среды, первостепенные составляющие успеха в отрасли влияют, а сильные стороны организации обеспечивают ей возможность продвижения в сфере конкуренции. Большинство из них являются типичными для большого числа конкурентов, функционирующих в определенном глобальном бизнес-сообществе (ГБС), другие же представляют собой специфичность системы, которые составляют фундамент конкурентной политики и способствуют формированию стабильного конкурентного преимущества промышленной организации в одной или нескольких цепочках ценностей или их звеньях.
Концептуальные положения по созданию и прогрессу конкурентного статуса промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе сводятся к следующему:
Положение 1. Для создания мощного конкурентного статуса промышленной организации в масштабном бизнес-сообществе необходима крепкая основа корпоративных знаний.
Существует два типа конкурентного преимущества (КП):
– I — основанное на первенстве по расходам и используемое при массовом выпуске стандартизированной продукции и отрегулированных каналах сбыта;
– II — основанное на сегментации и применяемое при изготовлении специальной продукции (являющейся моделью типового изделия).
Положение 2. Прогрессирование динамики конкурентного статуса промышленной организации в масштабном бизнес-сообществе требует обязательное наличия соответствующего алгоритма управления корпоративными знаниями.
Источником для развития конкурентного статуса промышленной организации служит четкое понимание того, что в данный момент внедрение стандартных ERP, CRM, PLM и т. п. систем не приведет к ожидаемому результату для достижения поставленных целей. Для диверсифицированной индустриальной организации становится первостепенным критерием не как ее информационная система объединена с системами регионально удаленных структурных подразделений, филиалами, а также с информационными системами участников ГБС, а как структурно осуществляется контроль над корпоративными знаниями.
Процесс стратегического контроля конкурентоспособностью диверсифицированной организации обязан создаваться с учетом особенности реализации проектов в рамках ГБС — постоянно протекающие процессы организационных изменений. Формирование системы управления корпоративными знаниями в организации осуществляется Дирекцией по развитию методологии или стандартов управления, а также Отделом организационного моделирования и развития.
Основной целью создания СУКЗ в промышленной организации, имеющей динамику продвижения в пределах глобального бизнес-сообщества, является постоянная работа над совершенствованием управления индивидуальными и групповыми компетенциями сотрудников, участвующих в воплощении разработанного проекта [2, с.136–141].
В условиях глобализации значительно возросло число деловых сделок, ориентированных на консолидацию активов, следовательно, нематериальных активов, в том числе являющихся обязательным фрагментом СУКЗ. Поэтому потребность в сохранении и успешной интеграции СУКЗ различных организаций будет особенно актуальной. Максимальный результат использования СУКЗ может быть получен в соответствии с теорией полюсов роста французского экономиста Ф. Перу в специализированных полюсах — особых экономических зонах (ОЭЗ). Качество сформированной СУКЗ существенно зависит от скорости получения (распространения) знаний в рамках ГБС и их конкретная реализация в товарах и технологиях.
Конкурентный статус промышленной организации в масштабном бизнес-сообществе предопределяется степенью тех знаний, которые значительно посодействовали в реализации разработанного проекта.
СУКЗ является своеобразным ключевой деталью к существующей корпоративной информационной системе, которая обеспечивает снабжение всей необходимой информации и знаний как из ее структуры, так и из иных внешних источников. Управление корпоративными знаниями происходит с помощью портальных средств и средств коллективного общения. Создание и развитие значительного конкурентного статуса традиционной промышленной организации, входящей в глобальном бизнес-сообществе, напрямую зависит от той стадии интеграции в интернет-бизнес, на которой она находится. Можно выделить четыре основных стадии в данном процессе [3].
На первой стадии промышленная организация действует через интернет-пространство в качестве дополнительного маркетингового канала и ограничивается созданием статического сайта и формированием баз данных клиентов. При этом базисных изменений в управлении и организационной структуре управления не происходит. Конкурентный статус промышленной организации как полноценного участника Интернет-сообщества имеет значительно низкий показатель.
На второй стадии Интернет становится главным механизмом продвижения бизнеса в определенной ГБС, изначально создавая взаимосвязанную составляющую из трех ключевых субъектов рынка-поставщика, промышленной организации и потребителя. Так возникает единая электронная цепочка поставок, при которой потребитель может самостоятельно контролировать сбытом своего поставщика, изначально формируя заказ на производство. На таком этапе полноценно функционируют информационные технологии при налаживании электронного взаимодействия между всеми участниками-организациями ГБС. По оценке экспертов, единая для поставщика, производителя и потребителя цепочка управления производственными процессами влияет на снижение показателя себестоимости производства на 20–30 %, при котором конкурентный статус промышленной организации имеет средний показатель.
На третьей стадии бизнес-процессы промышленной организации полностью поддаются автоматизации в пределах Интернет-сообщества и руководство определяет основные и вспомогательные функции, постепенно отдавая последние на аутсорсинг другим организациям (специализирующимся в соответствующих отраслях).
Все остальные бизнес-функции — производство, логистику, маркетинг, закупки для производства, финансы, информационную поддержку — организация может отдать на медиапланирование, а затем использовать их в качестве услуг. В условиях становления глобального бизнес-сообщества происходит переход от модели традиционной промышленной организации, осуществляющей все функции управления, к виртуальной организации, которая занимается строго:
– вопросами стратегического замещения с участниками корпоративных отношений (в том числе с клиентами). Это означает большое внимание уделяется использованию стратегических информационных систем и систем управления взаимовыгодных отношений с клиентами (СЯМ-систем);
– прогрессивное формирование существующих и разработкой новых продуктов. Главное внимание уделяется системам управления жизненным циклом продукта (РЬМ-система) и инженерными данными об изделии (РБМ-система).
Конкурентный статус промышленной организации как полноправного участника Интернет-сообщества можно охарактеризовать как сильный, при этом СУКЗ аргументируется в основном на явных (формализованных) знаниях, которые были получены из внутренних и внешних источников.
На четвертой стадии промышленная организация является уже постоянным участником нескольких ГБС; параллельно реализует ряд проектов; осуществляется передача информации и их генерирование для формирования определенного прототипа реализации типового проекта в ГБС. Конкурентный статус организации становится более прочным, благодаря использованию неявных (неформализованных) знаний, содержащихся в оцифрованном виде в СУКЗ.
В результате формирование прочного конкурентного статуса промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе основывается на ее мобилизационных возможностях и выявлении ключевой компетенции, трансформируемой в дальнейшем в отличительную конкурентную возможность. В рамках этого процесса в глобальное бизнес-сообщество отбираются такие организации-участники, которые находятся либо на одной и той же стадии удвоения выпуска продукции, либо на кривой опыта такого же наклона, что и у промышленной организации. Соблюдение вышеуказанного обстоятельства позволит грамотно организовать процесс стратегического управления издержками в любой корпоративной структуре.
Развитие конкурентного статуса промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе предполагает использование системы управления корпоративными знаниями, сформированной на основе жизненного цикла знания, усиленного подключения различных внешних и внутренних устройств, а также с учетом выделения тех бизнес-функций, которые передаются внешним исполнителям на аутсорсинг.
В целом процесс управления промышленной организацией в глобальном бизнес-сообществе имеет определенную структурность и цикличность, которые в свою очередь должны рассматриваться во взаимосвязи с жизненными циклами продукта (изделия); спроса; технологии (как производственной, так и информационной); промышленной организации; глобального бизнес-сообщества (ГБС); взаимосвязанных отраслей, в которых функционирует диверсифицированная организация.
Литература:
- Антонов В. Г., Крылов В. В., Кузьмичев А. Ю. и др. Корпоративное управление: Учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп.// под ред. В. Г. Антонова — М., 2019.
- Методология корпоративного управления промышленной организацией в глобальном информационно-экономическом сообществе [Текст]: монография // Е. Е. Панфилова. — М., 2019.
- Проблемы управления: методы. решения. Сб. науч. трудов // Под ред. д.э.н., проф. Н. И. Заичкина, д.э.н., проф. Л. С. Зеленцова. — М., 2021.